Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе» (3 фото)

ольга королева
Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе»

Цель мастер - класса : трансляция педагогического опыта

Задачи: Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.

Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС, переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе“» размещена в разделах

В качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования выделены предпосылки универсальных учебных действий, создающие технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

Но в настоящее время недостаточно методических рекомендаций, технологий по развитию предпосылок универсальных учебных действий, которые можно было бы использовать в работе с детьми

Поэтому хочу представить вам, уважаемые коллеги, свой опыт работы по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста универсальным интегративным средством. Это игры с логическими блоками Дьенеша.

Так как данная технология направлена на:

-ознакомление детей младшего дошкольного возраста со свойствами предметов;

-формирование у детей мыслительных умений: анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, выполнения логических операций «не», «и», «или»;

-развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме.

Это будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, отражающих методы познания мира, формирующие общие операции, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность.

Методические рекомендации к блокам Дьенеша разработаны : Б. Б. Финкельштейн, Е. А. Носовой, Р. Л. Непомнящей, Е. Н. Пановой, М. Фидлер, Н. О. Лелявиной,

В комплекте «Блоки Дьенеша» 48 фигур четырех форм: трех цветов: двух размеров: двух видов толщины. Таким образом, в комплекте нет ни одной абсолютно одинаковой фигуры. Каждая из фигур характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Этот набор можно использовать как игровой материал в непосредственно образовательной деятельности (реализуя задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация»); в совместной с педагогом деятельности в ходе организации сюжетно - ролевых игр (используя как предметы - заместители, игр- путешествий (используя как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами, развлечений, итоговых мероприятий, проводимых в виде КВНов, в организации занимательных игр в утренние и вечерние часы. С этим материалом дети замечательно играют и самостоятельно.

Можно использовать данный материал и в коррекционной работе с детьми, своевременно не усваивающими программу, и для развития одаренных детей, используя игры предлагаемые Б. Б. Финкельштейн и другими авторами или разрабатывая свои варианты игр до четырех уровней сложности.

Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня развития детей и от того, в каком возрасте вы начнете использовать данные игры, можно начинать играть и в 2 года и в 5 лет.

Я представляю вам свой опыт работы с детьми 3 лет. Во 2-ой младшей группе я предлагаю детям игры, которые направлены на решение следующих задач.

Задача № 1: Развивать умения выявлять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их, сравнивать предметы по их свойствам.

Игры:«Найди все фигуры, как эта»(по цвету, по форме, по размеру, по толщине, «Найди синие фигуры» (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные, «Назови, какая эта фигура»(по цвету, по форме, по размеру, по толщине, «Найди на ощупь»(треугольные, квадратные, большие, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные, «Найди клад (мышку и т. п.)», «Третий лишний», «Угадай-ка», «Цепочка», «Домино».

Первоначально я предлагаю детям игры на выявление свойств в предметах

Давайте поиграем (показываю фигуры из коробки) :

- «Найдите такую фигуру, как эта по цвету». Сколько таких фигур может найти ребенок? (до 16); по форме? (до 12); по размеру- (до 24); по толщине? (до 24).

- следующая игра «Найдите такую же фигуру, как эта по цвету и форме» Сколько таких фигур может найти ребенок? (до 4, по размеру и толщине? (до 12).

Обязательно использую «чудесный мешочек» в игре «Найди на ощупь». В процессе игр с блоками у детей развиваются также зрительные и осязательные анализаторы, накапливается сенсорный опыт.

Далее, на следующем этапе, я предлагаю игры «Третий лишний», «Найди клад или зайку», «Цепочка», «Домино», в которых еще и формируются коммуникативные умения, умения задавать вопросы и умения взаимодействовать друг с другом.

Поиграем в игру «Третий лишний» ( выложите на стол два желтых больших круга: один толстый, другой – тонкий, и один маленький красный прямоугольник. Скажите, какая фигура здесь лишняя? Почему?

Следующая игра: «Найди клад (или зайку)». Играем с теми же фигурами. Разбейтесь на пары. Один игрок закрывает глаза, а другой - прячет зайку. Отгадывающий игрок, откройте глаза и попробуйте отгадать, под какой фигурой спрятан зайка, задавая вопросы о свойствах фигур. Например, зайка прячется под желтой фигурой?

Задача № 2: Развивать умения составлять силуэт по схематическому изображению, формировать логические операции анализ и синтез.

Игры: «Сделай картинку», «Лепим нелепицы», «На что похоже».

Для развития умения составлять силуэт по схематическому изображению, формирования логических операций анализ и синтез я использую альбом «Лепим нелепицы». (Показываю альбом). Такой альбом можно найти на прилавках магазинов. А также для детей я оформила свои карточки. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, размер, толщину). Дети могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу.

Постепенно дети выделяют до 4-х свойств предметов-блоков, абстрагируют их, в это же время дети знакомятся с такими понятиями как форма, цвет, размер, толщина, что имеет важное значение для выполнения операций сравнения, обобщения.

Умения классифицировать и обобщать я развиваю с помощью таких игр как «Помоги муравьишкам», «Найди свой домик», «На свою веточку», «Раздели блоки».

Задача № 3: Развивать умения классифицировать и обобщать по 1-2 свойствам.

Игры: «Найди свой домик», «На свою веточку», «Помоги муравьишкам», «Раздели блоки».

Представляю вам пособие «На свою веточку». Во 2-ой младшей группе дети с удовольствием размещают справа все красные, а слева – все желтые яблоки, или «справа все толстые и круглые листочки, а слева все тонкие и прямоугольные». Предлагаю вам поиграть в игру «Помоги муравьишкам найти свой домик» (возьмите ваши коробочки-домики и разместите в них всех красных и квадратных муравьишек).

Задача № 4: Развивать умения выполнять действия по простейшему алгоритму и пояснять последовательность действий.

Уже в 2-ой младшей группе я уделяю большое внимание формированию умения выполнять ряд последовательных действий в играх «Хоровод», «Улитка», «Паровозик», «Продолжи узор», «Второй ряд».

Я оформила 20 вариантов карточек. В начале года я задаю на схеме одно свойство: цвет или форму, или величину, а к концу 2-ой младшей группы- 2 свойства : форму и размер, цвет и форму и т. д.) дети с удовольствием играют с ними самостоятельно.

Результат:

Таким образом, к концу 2-ой младшей группы мои дети выявляют до четырех свойств любого предмета, при этом одновременно абстрагируют два из них, сравнивают, классифицируют и обобщают предметы по двум свойствам. Составляют силуэты фигур по схематическому изображению, выполняют действия по простейшему алгоритму, но пояснять последовательность своих действий, к сожалению затрудняются.

Совместно с музыкальным руководителем нами разработаны четыре конспекта интегрированных занятий, направленных на расширение представлений о сезонных изменениях в природе, на создание образов зимы, весны, лета, осени. На этих занятиях я использую блоки Дьенеша. На занятии по теме «Зима» я провожу игру «Украсим елку бусами»,что способствует развитию умения выполнять действия по простейшему алгоритму, по теме «Весна» - играю в игру «Рассели жильцов (птиц)», что способствует развитию умений декодировать информацию и классифицировать предметы по заданным свойствам, по теме «Лето» - играю в игру «Садовники», что способствует развитию умения классифицировать предметы по заданным свойствам, по теме «Осень» играю в игру «Найди фигуры, на которые похожи фрукты или овощи», что способствует умению использовать предметы-заместители.

Таким образом, участвуя в интеллектуальных играх с блоками Дьенеша, мои воспитанники приобретут начальный опыт выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и жизни, дети приобретут культурный опыт деятельности и общения в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми при решении проблем в ходе игровой деятельности.

Спасибо за внимание!

Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе»
Фото «Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе»
Мастер-класс - фото
Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Мастер-класс «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» Мастер – класс по теме: «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» Цель: обучение участников мастер-класса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие предпосылок универсальных учебных действий при использовании блоков Дьенеша во второй младшей группе»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 18:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД