Яна Дмитриевна Баданина
Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР - КЛАСС «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Цель: актуализация знаний педагогов в осуществлении задач инновационной деятельности.
Задачи:
1. Повысить уровень компетенции педагогов по использованию современных технологий в работе над развитием речи у воспитанников с ОВЗ.
Публикация «Развитие речевой и мыслительной деятельности как важный аспект общего психического развития в дошкольном возрасте» размещена в разделах
2. Способствовать развитию педагогического мышления.
3. Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
Педагог-психолог :
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Понятийное мышление формируется в детском саду, развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.
На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Всё, что мы можем проговорить, мы можем осознать. Если какие-то вещи остаются не проговоренными, значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на занятиях в первую очередь, необходимо организовать это общение через :
- разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает словарный запас ребёнка;
- пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному, так и активному словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.
Речь формируется в деятельности. Игровые упражнения - задания помогают в расширении словарного запаса.
Учитель-логопед:
Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребёнка, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру элемент соревнования и придать ей дополнительный азарт.
Сегодня мы, предлагаем Вам поучавствовать в небольшом соревновании, где вам предстоит выполнить задания и упражнения, направленные на активизацию речевой деятельности.
Предлагаем вам разделиться на 2 команды (раздаём листочки)
Итак первое задание:
1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком-либо слове и прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, кни (га, друж (ба, солн (це, раду (га, кален (дарь) и т. п. (провести упражнения с воспитателями.)
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:
а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р (проводится)
3. «Слово наоборот»
Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трё х букв:
Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел
• Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:
Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог
4. «А ну-ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий ягод – составлено название фантазийной ягоды.
- КЛУБЛЯНИКА
- МАЛЕПИХА
- ЧЕРЛУБИКА
- СМОРБНИКА
- ЕЖЕВОДИНА
- ГОКВА
5. «Анаграммы».
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.
ДАОВ - ВОДА
АУТЧ – ТУЧА
ВАЧОП – ПОЧВА
ЛАБООК – ОБЛАКО
ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ
КОШАЛ – ШКОЛА
6. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)
Сильный ветер___
Высокий дом___
Короткий шарф___
Мальчик подбежал___
Девочка смеется___
Зайчик заболел___
Толстая книга___
Грязная одежда___
Самолет улетел___
Солнечный день___
Глубокая тарелка___
Хороший поступок___
7. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго.
- БЕЛИ (ЗНА) МЯ
- ЛИ (МОН) ЕТА
- КО (МАР) ГАНЦОВКА
-УДА (ЧА) СТУШКА
8. «Метаграммы».
Разгадайте метаграммы
С буквой «З» - оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» - гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(Золото – болото)
9. «Назвать больше слов по теме»
В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т. д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас:
(ЛЮБОВЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДЕТИ, ВОСПИТАНИЕ)
10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.
РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…
КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…
Сидит на берегу рыбак,
А рыба не клюёт никак.
Устал рыбак удачи ждать,
И начал носом он клевать.
Логопед
Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи - процесс продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
При работе со словами можно использовать такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования;
подбор однокоренных слов;
отгадывание загадок;
составление предложения с данными словами;
подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.
Вот, например, работа со словом яблоко.
1. Отгадывание загадок.
(Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки).
2. Показ рисунка с изображением яблока.
3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).
4. Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.) Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)
Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)
Психолог
Вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
И на следующем семинаре, в октябре мы продолжим нашу тему. познакомим вас с использованием в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, которые помогут нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.