Елена Тесля
Мастер-класс «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений
«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель :
Публикация «Мастер-класс „Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
1. Зеркало! (участвуют желтые и красные нотки)
На ковре два нотных стана. Один желтого цвета, другой красного цвета. Музыкальный руководитель предлагает участником мастер-класса занять свои места возле своего нотного стана.
Музыкальный руководитель :
Представьте себе, что вы смотрите ни друг на друга, а в свое отражение. Сейчас кто видит меня, повторяют движение за мной, а кто стоит ко мне спиной, повторяет за своим отражением.
Музыкальный руководитель :
Такая игра развивает мышление, фантазию, чувство ритма и слух дошкольника. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
2. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Музыкальный руководитель :
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.
Другой вариант: Хлопки можно заменить игрой на музыкальных инструментах.
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, поем про себя, хлопаем
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. поем про себя, хлопаем
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. поем про себя, хлопаем
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. поем про себя, хлопаем
Музыкальный руководитель :
Такое музыкально-ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз. рук. : Если только свяжем мы музыку и слово, Захотим учить стихи снова мы и снова. Вы научитесь читать их с чувством, выражением. Впереди у вас друзья, море достижений. Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!». (кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (звенит колокольчик)
6. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)
Муз. рук. : Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, Развивается чувство ансамбля Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Театр пантомим
Упражнение «Сказочные человечки» Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая : а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
5. Игра «Найди свое место». (участвуют оранжевые и голубые нотки)
Комплект упражнений «Схемы для построений и перестроений».
Музыкальный руководитель :
Музыкальные игры являются неотъемлемой частью образовательной деятельности. И, как правило, предполагают собой построить детей в шеренгу, в круг, в два круга (один в другом или в два отдельных, а также изменять построения, переходить из одного в другое.
Задача: научить детей ориентироваться в пространстве, выполнять перестроения и построения правильно и быстро.
Одним из эффективных приемов - использование карточек-схем. (Круг, шеренга, построение двух кругов, диагональ)
На столе лежат бабочки желтого и сиреневого цвета. Педагог предлагает выбрать бабочку. Под музыку бабочки летают, как только музыка остановится, дети строят геометрическую фигуру, которую позывает педагог.
Музыкальный руководитель :
Русский педагог К. Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
6. Танцтерапия (для участников со всеми нотками)
Приглашаю участников исполнить ритмичный танец «рок-н-рол»
(любой совместный танец)
Музыкальный руководитель :
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
удается создать для детей, атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
педагог сам находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Надеюсь, что мой мастер класс будет полезен в вашей дальнейшей работе.