Лидия Игоревна Семенова
Мастер-класс «Создание игровых образовательных ситуаций на основе художественных произведений»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса : «Создание игровых образовательных ситуаций на основе художественных произведений при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми»
(на примере изучения свойств магнита)
В. : Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада присутствовать сегодня на этом мероприятии, пополнить свои знания в области организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, а также поделиться с Вами небольшим опытом.
Публикация «Мастер-класс „Создание игровых образовательных ситуаций на основе художественных произведений“» размещена в разделах
Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Дети зачастую лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации, в отсутствии стимулов для проявления у детей поисковой активности. Мы должны стимулировать и поддерживать исследовательскую активность детей. А что же такое стимул? Стимул - это побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь. Одним из таких стимулов является создание игровых и проблемных ситуаций. Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом по созданию игровых образовательных ситуаций на основе произведений художественной литературы для поддержания интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности. Я работаю с детьми с ОНР и художественные произведения играют огромную роль в пополнении словаря детей и обогащению представлений об окружаем мире. Герои сказок часто приходят к нам в гости, детям нравится с ними встречаться, помогать им. Вот и на занятиях с элементами экспериментирования тоже часто создаю такие ситуации, где сказочные герои нуждаются в помощи.
Данный материал вы сможете использовать как в системе на одном мероприятии, так и по отдельности для изучения с детьми свойств магнита. Я надеюсь, что могу рассчитывать на вашу помощь, предлагаю на некоторое время побыть детьми.
В. : К нам сегодня пришла необычная посылка. Внутри её находится вот эта «волшебная рукавичка» (надеваю рукавичку на руку).
В. : Интересно, в чём её волшебство. Посмотрите, тут ещё какая- то шкатулка с разными предметами. Интересно, посмотрим, что это за предметы
(Беру по одному предмету и кладу на стол. Среди этих предметов : камушки, бусинки, гаечки, скрепки, булавки, металлические кулоны).
Когда металлические предметы попадали в рукавичку, то они не опускались на стол, а оставались в руке.
В. : Что это такое? Посмотрите, некоторые предметы можно положить на стол, а некоторые остаются в руке, на рукавичке. И, правда, рукавичка волшебная. Вы догадались, в чём её волшебство?
Варианты ответов.
В. : Кто же прислал к нам в детский сад эту рукавичку волшебную и для чего? (находит письмо внутри)
В. : Посмотрите, тут ещё письмо. Давайте прочтём его.
«Здравствуйте, ребята. Это письмо пишет вам волшебница Магнезия из страны сказок. Вы нашли в моей посылке волшебную рукавичку и уже догадались, наверное, в чём её волшебство. Внутри её спрятан магический камень. Называется этот камень – магнит. С помощью силы этого камня, магнита, я помогаю добрым сказочным героям, оказавшимся в беде. Но сказочных героев, нуждающихся в помощи, много, и мне одной не справиться. Вы, умные ребята и сможете тоже им помочь. Для этого вам в помощь я прислала посылку с волшебной рукавичкой и коробку с волшебными камнями – магнитами. Магнит обладает разными свойствами. Узнав эти свойства, вы сможете придумать, как им помочь»
Далее мероприятие сопровождается презентацией «Помогаем сказочным героям – изучаем свойства магнита»
На экране появляется изображение Федоры из сказки «Федорино горе»
В. : Узнали ли вы эту героиню? (это Федора). Посуда к ней вернулась, обещала Федора её помыть. Ей нужно окатить кипятком всю металлическую посуду. Но вот беда, она не знает, какая посуда металлическая. Как можно с помощью магического камня ей помочь?
(Поднести магнит к предметам посуды и определить, какие предметы притягиваются к нему. Среди предметов: деревянная ложка, пластмассовая тарелка, ложки – железная и пластмассовая, железное блюдо, кружки – пластиковая и железная)
В. : Нам удалось определить с помощью магнита, какие предметы металлические. Давайте вместе сделаем вывод (вывод формулируют участники мастер-класса)
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
(Только вам, педагогам, самим нужно помнить, что не все металлы притягивает магнит. К примеру, железо, сталь притягивает магнит, золото, алюминий – не притягивает).
В. : А вот ещё одна сказочная героиня. (появляется слайд с изображением Золушки)
Догадались, кто это? (Это Золушка)
В. : Золушка мечтает отправиться на бал. Но злая мачеха снова загрузила её работой. На этот раз она перемешала фасоль и железные гайки. Может ли магический камень помочь ей быстрее перебрать фасоль? (да) Давайте проверим, сможет ли магнить притянуть к себе все гайки из тарелки с фасолью. (проверят, делают вывод: металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.)
В. : теперь мы точно убедились в притягивании магнитом металлических предметов.
В. : Следующая сказочная героиня также нуждается в нашей помощи (на экране появляется изображение Мухи – Цокотухи) Догадались, кто это? (Муха-Цокотуха)
В. : Вы помните, что нашла муха? (денежку). Муха-Цокотуха по полю пошла, денежку нашла. Пошла Муха на базар, чтоб купить себе самовар, да потеряла свою денежку, когда перелетала через песчаную насыпь. Стала искать денежку, да в песке её найти не так-то просто. Как вы думаете, мы сможем чем-нибудь помочь Мухе – Цокотухе? (с помощью магнита отыскать денежку в песке)
В. : Давайте проверим, может ли магнит действовать сквозь песок?
(Монета спрятана в тазике или в подносе с песком, но не глубоко. Участники мастер-класса выполняют опыт.)
В. : сформулируем вывод: магнит может действовать сквозь песок. Это ещё одно свойство магнита.
На экране появляется слайд с изображением золотой рыбки.
В. : Эта героиня из сказки А. С. Пушкина (золотая рыбка из сказки «О рыбаке и рыбке»)
Золотая рыбка просит о помощи: «Люди помогите, рыбок в море не губите. Набросали в море разных железяк, загрязнили воду металлическими отходами. Всё дно морское покрыто скрепками, гвоздями, кнопками, болтами». Рыбы просят помочь освободить водоём от металлических предметов. Сможем ли на этот раз мы помочь с помощью магнита?
(Да. Нужно привязать магнит к ниточке, или к удочке, или использовать удочку с магнитом на конце)
В. : Давайте проверим.
На столе стоит ёмкость с водой – водоём для рыбок. Внутри находятся рыбки (без металлических деталей, камни, «водоросли», а также скрепки канцелярские, кнопки, гвозди.
Участники мероприятия опытным путём удаляют все металлические предметы из водоёма.
В. : Сформулируем вывод: «Магнит может действовать в воде».
В. : Неприятность у следующего героя также связана с водой. Посмотрите на экран, кто это?
На экране появляется изображение Буратино.
(Это Буратино)
В. : Ключик, который нашёл Буратино, снова потерялся. На этот раз он упал в глубокий стеклянный колодец. Как ему, не замочив рук, достать свой ключик? (предположения участников)
В. : Давайте проверим, будет ли действовать магнит через стекло?
В. : Надо вести магнит по внешней стороне стакана (эту версию предлагает воспитатель, если участники не догадались сами)
(Участники выполняют)
В: Расскажите, что получилось?
(Ключик следует за движением магнита вверх)
В: Что же двигало ключик? (Магнитная сила).
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила может действовать через стекло и воду.
(только опять же педагоги не должны забывать, что настоящий золотой ключик не будет подвергаться действиям магнита: золото не притягивает магнит)
В. : Вот ещё один герой, который сам оказывает помощь многим. (Это Айболит). Появляется слайд с изображением Айболита
Но сейчас у Айболита такая задача: его пациент поранил ногу: наступил на жестяную банку. Один осколок железной банки всё-таки попал в ранку. Айболиту нужно зашить ранку, но для начала он должен обнаружить и удалить металлический осколок. Он может взять с собой только иголку. Но ведь иголка не магнит, как она может помочь обнаружить и удалить металлический предмет?
(предположения)
В. : Проверить ваши предположения можно экспериментальным путё м: попробуем потереть иголку о магнит некоторое время. Теперь подносим иголку к тому участку, где предположительно находится металлический осколок. Вы видите, как к иголке притягивается металлический предмет. Какой вывод можно сделать после проведения данного опыта?
Вывод: Магнит может намагничивать другие предметы. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем". Магнитное поле можно создать искусственно, натерев металлические предметы о магнит.
В. : Ещё один герой, Иван –Царевич из сказки «Царевна – лягушка». Он опечален тем, что Кощей сумел первым поймать иголку, в которой заключена смерть Кощеева и теперь всегда её при себе держит. Когда спит, она рядом лежит. Как же помочь Ивану, не разбудив Кощея забрать осторожно у него иголку? (предположения)
В. : Нужно осторожно подвигать (направлять) магнит в сторону металлического предмета (в данном случае иголки). В определённый момент, на определённом расстоянии иголка начнёт двигаться в сторону магнита и неожиданно «подскочит» к нему. Так, не подходя близко к Кощею, можно забрать иголку, лежащую возле него.
Проводим опыт и делаем вывод: Магнитная сила действует на расстоянии.
Таких ситуаций может быть много. Например, Айболит вылечил всех африканских больных. Ему пришло новое письмо – от зверей, которые живут на крайнем Севере. Что делать? Звери построили для него корабль, но вот как туда добраться, он не знает. Как мы можем ему помочь? Все путешественники имеют компас. Ему он тоже бы пригодился, ведь стрелка компаса указывает направление – север. Компас - очень нужная вещь. А компас у нас нет, но мы сможем его смастерить, и сделаем это благодаря магниту. Мы возьмем магнит и намагнитим гвоздь, приклеим его к круглому плоскому кусочку пробки и опустим в чашку с водой. Когда гвоздь придет в состояние покоя, он укажет кончиком на север (рядом не должно быть других магнитов).
Наша земля имеет магнитные полюсы, которые тянутся от одного до другого полюса. Как - будто, в самом центре планеты у нас движется огромный магнит. Иголка компаса отыскивает магнитное поле Земли и поэтому всегда указывает намагниченным острием в сторону севера.
Я очень надеюсь, что вам понравилось изучать новое, и мы с вами теперь знаем что такое магнит и его волшебные свойства. Вы сможете использовать свои знания в дальнейшем.
Знания о магните и его свойствах мы с детьми использовали при изготовлении театра по сказке «Репка». (показать фрагмент или способ изготовления магнитного театра, или дать возможность воспитателям самим догадаться, как можно изготовить такой театр)
В. : Вот так вот с помощью игровых ситуаций можно активизировать деятельность детей, развивать их познавательный интерес.
А сейчас несколько советов для вас, как для хороших хозяек. Я расскажу, каким помощником для вас может стать магнит (можно сопровождать слайдами)
1. Чтобы очистить аквариум от зеленого налета, поместите с внутренней стороны стекла магнит с приклеенной к нему губкой, а с внешней – другой мощный магнит. Они притянутся друг к другу и прижмут губку к стеклу. Водите магнитом по внешней стенке аквариума, и губка будет очищать стекло изнутри.
2. Если дверца шкафа непроизвольно открывается, не обязательно врезать замок. Сделайте «защелку» из двух магнитов, закрепив один на дверце, а другой внутри шкафа.
3. Чтобы в морозную ночь в замке машины не собирался и не намерзал конденсат, из-за чего бывает утром трудно провернуть механизм ключом, уходя, прикрепите к замочной скважине магнит. Он перекроет доступ влажного воздуха к замку.
4. Доказано, что бусы, браслеты, серьги, кольца из небольших магнитиков, пояса, повязки и стельки с вшитыми магнитами нормализуют артериальное давление, ускоряют метаболизм, укрепляют иммунитет, сердечно-сосудистую систему, облегчают боли при ревматизме, артрозах и артритах. Но помните, что не рекомендуется лечиться магнитами людям, чья сердечная деятельность поддерживается кардиостимулятором, а также онкобольным, страдающим психическими заболеваниями, гипотонией, туберкулезом, больным с повышенной температурой, беременным женщинам.
5. Считается, что воздействие магнитных полей полезно для всего живого. Поэтому некоторые огородники держат семена перед посевом между двумя магнитами. А также втыкают магниты в землю с двух сторон ящика с рассадой для ускорения ее роста.
6. Если для склейки двух поверхностей нужно плотно прижать их друг к другу, то поместите эти детали, как в тиски, между двумя магнитами.
7. Положив один постоянный магнит под пачку бумаги, а другой сверху, вы можете быть уверены, что листы не разлетятся от сквозняка.
8. Магнитная полоска может стать надежным хранилищем для постоянно исчезающих заколок, пинцетов и щипчиков для ногтей
9. Магнит в коробочке с принадлежностями для шитья также поможет вам не растерять все иголки, булавки
В. : А какое применение магнита в быту известно вам? (ответы участников)
В. : Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Помните, знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При грамотной организации познавательно-исследовательской деятельности ваши воспитанники сами начнут придумывать применение магнита в быту.
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.