любовь еремина
Мастер-класс «Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Сторителлинг как способ развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2023
• Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
• Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.
Актуальность:
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыковдетей старшего дошкольного возраста.
Содержание:
Теоретическая часть.
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.
На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй».
Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнять использование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Практическая часть.
Как у каждой игры у сторителлинга есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «СКАЗОЧНИКОВ».
• В данном варианте игры могут участвовать от 1 до 9 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
• При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
Однажды, много лет назад…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Когда-то давным-давно…
Жили-были…
Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории,где он живет,что делает?
2. Оснвная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?
Заключение.
Появляется решение поставленной проблемы.
Короткий вывод (итог рассказа)
• «Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также,данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга.
• Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ»и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».
• При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н. Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец, каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).
• Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.
• У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ»,и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.
• «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей.
• Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :
• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
• Расширение запаса знаний об окружающем мире;
• Развитие всех речевых компонентов;
• Развитие высших психических функций;
• Развитие коммуникативных навыков детей.
• Результативность:
• Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
• Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
• Готовность педагогов к развитию собственной преобразующей деятельности на занятиях;
• Рефлексия деятельности педагогов в процессе собственной практики.
«Волшебный мешочек»
Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Педагоги могут в соответствии с темой занятия подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "Времена года", «Профессии», «Транспорт»
Я предлагаю сегодня тему «Овощи» Кто из педагогов хотел бы попробовать?
Не забываем про правила игры:
Достаем 1 предмет и рассказываем свою историю.
Давайте я начну:
- Однажды бабушка послала в магазин за овощами свою любимую внучку Катю. Когда девочка увидела, сколько овощей на прилавке, она растерялась. Давайте ей поможем
Катя купила в магазине морковку, потому что….
Катя купила в магазине свеклу, потому что…
Катя купила в магазине картошку, потому что… и так далее
«Кубики историй»
Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала задачу можно упростить - сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
Мне нужны несколько педагогов, с которыми мы будем сочинять истории с помощью кубиков.
Итак, игра начинается! Сначала выбираем историю, учитывая интерес, договариваемся, о ком будет история.
Первый участник достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
-Давайте я начну. Жил – был на свете мальчик Ваня. Он очень любил путешествовать. Однажды он отправился в далекое сказочное путешествие….(предлагаю второму участнику достать кубик и продолжить историю, и так пока не закончатся кубики)
Но каждая история имеет конец и наш мальчик Ваня вернулся обратно домой из своего увлекательного путешествия.
-Легко вам было составлять историю?
Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй».