Юлия Кудрявцева
Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с последующим применением технологии в практической деятельности воспитателя.
Форма проведения: творческо - педагогическая мастерская.
Ход мастер – класса :
Обоснование. Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики мы хотим чтобы ребенок не просто «подготовился» к школе, а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку впоследствии решать любые интеллектуальные задачи ребенку нужно понять, а не заучить о чем идет речь.
Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуальных способностей у детей“» размещена в разделах
Это особенно актуально поскольку в настоящее время информационного бума, обществу необходимо поколение с такими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Становится актуальным поиск форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую методику А. З. Зака всемирно-известного профессора математики специалиста по психологии, создателя авторской методики обучения детей.
Почему я взяла эту методику? Потому, что она способствует развитию мыслительных операций на классификацию, группировку предметов по свойствам исключения лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.
Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу – и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
Уважаемые коллеги!
Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми методами работы.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
1. Учить решать интеллектуальные задачи.
2. Развивать познавательный интерес. зрительное восприятие, речь, память, внимание.
3. Формирование доброжелательного отношения, эффективного взаимодействия.
Интеграция образовательных областей:
Познание: знание геометрических фигур, символов, цифр, способы измерения, обследование предметов, симметричных узоров, выстраивание логического ряда, счет предметов.
Коммуникация: общение, высказывание своего мнения формулирование выводов.
Социализация: взаимодействие в игре, оказание помощи друг - другу, персонажам.
Худ. литература: использование сюжетов, .сказок.
Музыка: муз. сопровождение, извлечение звуков, использование муз. инструментов.
Физ. культура: выполнение физ. минуток, двигательных упражнений.
Здоровье: формирование положительного отношения к зарядке.
Труд: формирование положительного отношения к порядку.
Худ. Творчество: рисование орнаментов, воспроизведение символов,элементов геометрических фигур.
Представление технологии:
Курс занятий включает в себя 4 цикла занятий:
1. Развитие способности анализировать
2. Развитие способности комбинировать.
3. Развитие способности рассуждать.
4. Развитие способности планировать.
Анализировать:
В первом цикле - серия занятий на задачах: «Сходство», «Отличие», «Пересечение».
Задания различаются по степеням сложности, в которых применяются разные способы объединения предметов. Выбор одного рис., пары рис., группы рис. Вся мыслительная деятельность проходит в уме, проговари-вание действий вслух позволяет ребенку контролировать свои действия самому исправлять свои ошибочные действия.
Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.
ПРЕДЛАГАЮ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ: 1. «сходство»
Среди домов, обозначенных цифрами 1 и 2 .выбрать такой дом, который имеет что-то одинаковое с домом А
2. «отличие»
В этой задаче среди домов 1 и 2 выбрать такой, который не имеет ничего одинакового с домом А.
3.» пересечение»
У предложенных предметов найти то, что их объединяет, и то, что их различает.
Задача: Среди домов 1 и 2 выбрать такой, который имеет что-то одинаковое с домом А и с домом
Задача: Среди двух пар домов обозначенных И и Е, найти такую пару, где есть дом, который имеет что-то одинаковое с домом А?
Комбинировать:
Во втором цикле - серия занятий на задачах: «Одна клетка», «Две клетки»,
«Все клетки».
Смысл задач заключается в поиске разных сочетаний.
1. Найти конечный результат
2. Найти начальное условие.
3. Найти способ связи начальных условий и конечного результата.
Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить решение задачи.
«Одна клетка» : Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки в свободную клетку. Либо в соседнюю клетку, либо через одну клетку, либо через две занятых клетки, (прилож. 4)
«Две клетки» : Найти расположение фигурок после передвижения любой фигурки только в соседнюю клетку, либо прямо, либо наискось.
«Все клетки» : Найти расположение фигурок после их взаимного обмена местами. Либо по горизонтали, по вертикали, наискось,
Рассуждать:
В третьем цикле - серия занятий на задачах: «Совмещение»,
«Отрицание», «Сопоставление».
Применяются разные логические отношения свойств и предметов. Способность рассуждать появляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой. Одни суждения из других (единичного, частного, общего).
1. Найти суждение о связи признака и предмета.
2. Найти суждение об отсутствии связи признака и предмета.
3. Найти суждение об отношении свойств разных предметов. Цель задач: решить задачу, проверить решение, составить
решение задачи.
Проводится коллективное обсуждение решения задач. Формируется важное качество- осознание собственных действий.
ПРЕДЛАГАЮ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:
1. В задачах «Совмещение» требуется найти путём выведения из данных суждение о связи признака и предмета.
Это требование, например, содержится в такой задаче:
«Алик и Боря сажали деревья. Кто - то из них сажал ЯБЛОНИ, кто - то сливы. Боря сажал сливы. Какие деревья сажал Алик?»
2. В задачах «отрицание» требуется найти суждение а) об отсутствии связи признака и предмета на основе суждения тех или иных связей признака и предмета или б) суждение о наличии связи признака и предмета на основе суждений об отсутствии тех или иных связей признака и предмета.
А) К первому варианту задач «отрицание» относится, например такая задача: «Игорь и Вася ловили рыбу. Кто - то поймал сазана, кто - то пескаря. Вася не поймал сазана. Что поймал Игорь?»
Соотнося суждение о том, что «ребята ловили разную рыбу - кто пескаря, кто сазана» и что «Вася не поймал сазана» - можно сделать вывод о том, что Игорь поймал сазана.
Б) Ко второму варианту задач «отрицание» относится, например такая задача: «Галя и Нина рисовали дома. Кто — то рисовал большой дом, кто — то маленький. Галя рисовала маленький дом. Какой дом не рисовала Нина?
Соотнося суждения о том, что «девочки рисовали разные дома - большой и маленький» и что «Галя рисовала маленький дом», можно сделать вывод о том, Нина не рисовала маленький дом.
3. В задачах «сопоставление» требуется найти суждение об отношении свойств разных предметов. Это требование содержится, например, в такой задаче:
«Витя прочитал больше книг, чем Гена. Олег прочитал много книг. Кто из мальчиков прочитал меньше книг, чем Витя?» Соотнося суждения о том, что «Витя и Гена прочитали разное число книг», что «число книг, которое прочитал Олег, нельзя сравнить с книгами, прочитанными Витей и Геной» и что «Витя прочитал больше книг, чем Гена», - можно сделать вывод, что «Гена прочитал меньше книг, чем Витя».
Планировать:
В четвертом цикле - серия занятий
на задачах: «Петух», «Волк», «Лиса».
Смысл задач заключается в поиске маршрута перемещений воображаемого персонажа по игровому клеточному полю. (прилож. 7)
«Петух» : Перемещается только в соседние клетки, чередуя шаги: шаг прямо, шаг наискось, шаг прямо по горизонтали, вертикали.
"Волк" : Шаг наискось и прыжком прямо через клетку, чередуя шаг и прыжок через клетку прямо.
"Лиса" : Чередование шагов и прыжков. Перемещается шагом прямо в соседнюю клетку и прыжком наискось через клетку. Чередуя шаг прямо, прыжок наискось.
При решении любых задач необходимо анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Учувствуют все интеллектуальные способности.
Рефлексия: какие трудности вы испытывали выполняя задания?
Какими мыслительными операциями овладевают дети? Интересно ли было играть?
Вариативность игр обеспечивает возможность использовать их как основное занятие, кружковая работа, в режимных моментах.