Августина Павлова
Мастер-класс в домашних условиях для родителей ребенка с ОВЗ (ДЦП) «Нейропсихологические приемы в коррекционной работе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснение
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Цели нейропсихологической коррекции:
• развитие высших психических функций;
Публикация «Мастер-класс в домашних условиях для родителей ребенка с ОВЗ (ДЦП) „Нейропсихологические приемы в коррекционной работе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
• функциональная активация подкорковых образований мозга;
• обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
• стабилизация межполушарного взаимодействия;
• обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;
• обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
• дыхательные упражнения;
• упражнения - растяжки;
• глазодвигательные упражнения;
• упражнения для артикуляционного аппарата;
• упражнения для развития мелкой моторики рук;
• упражнения релаксационные;
• упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
• упражнения с правилами и т. д.
Содержание
Предлагаемые нами упражнения направлены на развитие тактильных навыков, мелкой и крупной моторик, хвата, пересыпания, насыпания, соотношение величины и форм.
Главное правило – желание ребенка и наличие свободного времени у родителей. Время занятия примерно 15-20 мин, можно брать несколько упражнений подряд, в зависимости от сил ребенка. Занятия 2-3 раза в неделю. Можно и каждый день, но не более 2-3 упражнений.
Рекомендуемые учителем-логопедом, педагогом ДО нейропсихологические упражнения и игры родителям для занятий с ребенком с ОВЗ (ДЦП)
1. Упражнения для развития мелкой моторики рук
Волшебный мешочек:
Цель: развивать тактильно-двигательное восприятие.
Задачи: Коррекционно-развивающие:
• Развивать пространственную ориентацию.
• Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции.
• Развивать координацию движений
• Вызывать чувство радости за свои действия
Понадобится любой небольшой мешочек, наполненный знакомыми ребенку игрушками. Поочередной левой или правой рукой ребенок «ловит» предметы, не заглядывая внутрь. Вытаскивая предмет взрослый описывает предмет, показывая ребенку.
«Мы - музыканты».
Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание, мышление.
Описание игры. В присутствии ребенка насыпать разные виды круп в одинаковые емкости и показать, как они звучат. А затем предложить ребенку побыть музыкантом, уточняя, что крупная крупа громче, а мелкая тише.
«Унякачар (пальцы)» (Тактильные кружочки)
Данные игры помогают развивать активный и пассивный словарный запас ребенка, активизировать связную речь, развивать внимание, наблюдательность, память и слух. Потренировать мелкую моторику и дать импульс для развития сенсорики и мышления.
- Игра «Хоктокиткан» (Тропинка). Цель развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Описание игры: ребёнок раскладывает кружочки по вертикали на столе и тремя пальцами (большим, указательным и средним) проходит по тропинке.
- Игра «Оми фигуриял» (Сделай фигуры). Эта игра предназначена для детей от 3 до 7 лет и преследует такие цели: уметь различать и представлять геометрические фигуры, развивать внимание, мыслительные операции.
Описание игры. Педагог предлагает детям сделать геометрические фигуры (круг, квадрат). Можно предложить ребёнку так же составить свой узор.
- Игра «Та ур (счёт)». Цель. Развивать математические способности и считать на эвенкийском языке до 10. Закреплять и совершенствовать счёт в пределах 10 на эвенкийском языке.
Описание игры: Педагог предлагает сосчитать кружочки на эвенкийском языке.
2. Речевая гимнастика
Рекомендации по проведению речевой гимнастики:
1. Проветрить помещение! В комнате, где проводятся занятия, должен быть свежий прохладный воздух.
2. Занимаемся не раньше, чем через час после принятия пищи! Лучше всего на голодный желудок.
3. Одежда свободная, которая не стесняет движения.
4. Следим за тем, чтобы не возникало напряжения в руках, ногах, шеи, груди.
5. Помним, что нагрузка дыхательными упражнениями должна быть дозированной. В противном случае получим такой симптом гипервентиляции легких, как головокружение и другие неприятные ощущения.
6. Не заниматься в острой стадии болезней органов дыхания.
3. Дыхательные упражнения
Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
1. «Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
2. «Кто дальше загонит мяч»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
3. «Паровозик свистит»
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
4. «Фокус», «Парашютик»
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Ватку можно прикрепить к нитке!
5. «Фасолевые гонки»
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
6. «Чья фигурка дальше улетит?»
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
7. «Добавь слог»
Педагог произносит 2,3,4 и более слогов. А ребенок каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребенок: «па-па-па-па».
8. «Снежинка»
На кончик языка положить «снежинку» (бумажный квадратик) размером 1х1 см и сдуть его, как бы произнося звук «Ф».
9. «Шторм в стакане»
Посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.
10. «Волчок»
Направленной струей воздуха раскрутить волчок (или вертушку). Следить, чтобы не раздувались щека. Воздушная струя должна идти посередине языка.
11. «Праздничные трубочки-шутки»
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок
12. «Мыльные пузыри»
Провести соревнования. Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь. Или тот, у кого получится больше всего пузырей.
13. «Кораблик»
Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.
14. «Салют»
На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют.
4. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
Упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – сидя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный взрослым.
5. Упражнения для развития артикуляции.
Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движения
полости рта - артикуляция её активизирует.
6. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
Список используемой литературы:
Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.
5. Лютова Е. К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.
6. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М. : Генезис, 2005.
7. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М. : Академия, 2002.
8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2010.
9. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. : Аркти, 2009.
10. В. С Колганова, ЕВ. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. АЙРИС-пресс, 2014.