Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

Ольга Пилипенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста»

«Дыхательная гимнастика

с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, формирование знаний по проведению дыхательной гимнастики на практике.

Задачи:

- показать значение дыхательной гимнастики, как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции звукопроизношения;

-познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста;

- обучить приёмам проведения дыхательных упражнений.

Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки, цветные карандаши, ватные шарики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, ёмкости с водой, скорлупа грецкого ореха и другое.

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер – классе, тема которого «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».

В моей работе логопеда дыхательная гимнастика имеет большое значение. Я предлагаю вам познакомиться и научиться правильно выполнять дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в работе с детьми.

Каково же значение дыхательной гимнастики? Попробуем ответить на данный вопрос?

За последние годы резко ухудшилось и состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание укреплению и оздоровлению организма. Значительную роль в этом играет дыхательная гимнастика.

Без правильного дыхания невозможна и хорошо звучащая речь!

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит и др. часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Дыхательная гимнастика - один из способов двигательной активности, а также один из способов профилактики простудных заболеваний. Под дыхательной гимнастикой мы понимаем комплекс упражнений, направленных на развитие правильного физиологического и речевого дыхания.

• Важной частью развития здорового человека является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи)

.Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а так же очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

• Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. и распираторным вирусным заболеваниям.

• Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненым постепенным вдохом, а также способствуют профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в стороении органов артикуляции.

• Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

• Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Основные виды дыхательной гимнастики, которые наиболее часто применяются в дошкольной педагогике.

Дыхательная гимнастика по методу Александры Николаевны Стрельниковой.

Дыхательная релаксация Михаила Львовича Лазарева. Полное дыхание – дыхание йогов – его основа правильное дыхание.

Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков. Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы. Так, например, произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани, произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы, произнесение звука «э» способствует усвоению железа.

Основные правила проведения дыхательной гимнастики:

1. Вдох-носом, рот закрыт.

2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

3. Концентрировать внимание на выполнении упражнения.

4.Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.

Для проведения дыхательной гимнастикивозможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.

В своей практике я очень результативно применяла игровую гимнастику, включая её в гимнастику пробуждения

При проведении дыхательной гимнастикинеобходимо соблюдать следующие требования:

• Выполнять упражнения по 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей;

• Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

• Заниматься до еды;

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

• Дозировать количество и темп проведения упражнений;

Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

• После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 секунды.

В рамках моей профессиональной деятельности дыхательная гимнастика является одним из основных компонентов необходимых при коррекционной работе с детьми имеющими нарушения звукопроизношения.

Среди различных методик моё внимание привлекла система дыхательной гимнасти А. Н. Стрельниковой. По мнению ведущих специалистов данная гимнастика как нельзя лучше подходит при работе по устранению речевых нарушений.

С чем же связан такой необычайный эффект достаточно простых упражнений? Во-первых, короткие шумные вдохи, которые лежат в основе гимнастики, существенно улучшают носовое дыхание, тренируют всю дыхательную мускулатуру, укрепляя её.

Во-вторых, количество кислорода в артериальной крови резко увеличивается, кора головного мозга насыщается кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, происходит саморегуляция обменных процессов.

В-третьих, при выполнении дыхательной гимнастики активно работает диафрагма и происходит диафрагменный массаж всех органов брюшной полости.

В-четвёртых, улучшается работа лимфатической системы, а значит, укрепляется иммунитет.

Место дыхательной гимнастики в режиме дня.

Гимнастику А. Н. Стрельниковой рекомендуется применять в разные режимные моменты. Её включают в НОД по физическому развитию вводя отдельные упражнения. В группах используют элементы дыхательной гимнастики на физкультминутках, в гимнастике после сна, во время ожидания и в тёплое время на прогулке. На прогулке дыхательная гимнастика проводится при температуре воздуха выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Гимнастика Стрельниковой может выполняться не только в спортивной, но и в повседневной одежде, если условия позволяют – лучше без обуви.

В своей группе я провожу данный вид гимнастикиежедневно 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час. Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично. При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно!

Следует уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать с 4 вдохов–движений (4 серии, т. е. 16 движений вдохов, отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.

Таким образом, дыхательная гимнастика является одним из самых доступных видов двигательной активности и выступает как развивающее, корректирующее и профилактическое мероприятие, направленное на оздоровление и укрепление организма ребёнка в целом, что является неотъемлемой частью его гармоничного развития.

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возрастанаблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

Что же относится к органам дыхания?

К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от «жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

1. Нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя).

2. Среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается).

3. Верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц при неподвижной грудной клетке, в основном вентилируются верхушки легких и немного - их средняя часть).

4. Смешанное (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное дыхание поможет ваша собственная ладонь. Положите её на область диафрагмы ребенка (это место между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох - короткий, легкий, выдох - длительный, плавный (в соотношении 1:5). Проделайте это еще раз совместно с ладонью ребёнка, а потом он сам с удовольствием будет «следить» за своим правильным дыханием. А чтобы внести игровой элемент в это действие, достаточно посадить ребёнку на животик игрушку, и предложить покатать ее. Предлагаю выполнить это упражнение вместе.

Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведём про себя): вдох (носом) 1-3, пауза -1, выдох (ртом) -1-6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнений 3-4 раза. Повторять 4 раза в день.

При проведении дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возрастанеобходимо соблюдать некоторые правила:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

2. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

3. Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.

4. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

5. Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.

6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой. Нагрузку увеличивают за счет большего количества повторений упражнений или замены более простых на более сложные (выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей).

7. Во время выполнения упражнений надо внимательно наблюдать за качеством движений и реакцией на нагрузку. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения ребенком упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

Остановимся на особенностях использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия,например: «Костер», «Насос» и так далее.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса.

Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных дыхательных упражнений, используемый мной в работе с детьми-логопатами, и направленный на развитие физиологического и речевого дыхания.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выполнить данный комплекс вместе со мной. Для вас поставлены столы, на которых есть всё, что нам нужно для обучения.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения.Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос.

(Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный).

2. Вдох через нос, выдох через рот.

(Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами).

3. Вдох через рот, выдох через нос.

(Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги).

4. Вдох и выдох через рот.

(Если упражнение не получается, зажать нос пальцами).

5. Комбинированный вдох.

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот

(слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания,которая проводится в следующей последовательности:

- без участия речи,

- на материале гласных звуков,

- согласных звуков,

- слогов,

- слов,

- предложений и фраз.

I. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Например:

1.«Костер». Педагог кладет перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

2.«Чей пароход дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера и т. п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

3. «Покатай карандаш». Детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, катушку от ниток и т. п.).

4. «Шторм». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

5.«Бабочки». Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

6.«Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) в футбольные ворота.

7. «Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики»- половинки грецкого ореха с парусом.

И другие упражнения.

Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.

Комплекс можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Уважаемые педагоги! Я познакомила вас с комплексом дыхательной гимнастики, используемый мною в своей работе. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать к ним стихи и успешно использовать в своей педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Основную цель, которую преследуют воспитатели дошкольных учреждений.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для воспитателей Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Мастер-класс для воспитателей Дыхательная гимнастика А. Н.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Дыхательная гимнастика ВЕТЕР. Дует лёгкий ветерок - ф-ф-ф… И качает так листок – ф-ф-ф… (выдох спокойный, не напряжённый). Дует сильный.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» «Использование технологии «Детский совет» в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МДОУ №6 «Ягодка» Журавлёва Ирина.

Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Ход мастера - класса:.

Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» Мастер - класс для педагогов Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» Подготовила: Бобровская.

Мастер-класс для педагогов по теме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» Мастер - класс для педагогов Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста» Подготовила: Бобровская.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов Тема: «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатель: Митина Л. В.

Мастер-класс для педагогов «Использование мини-робота Bee-bot детьми дошкольного возраста» Мастер-класс. Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 23:00
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Фото и видео отчет «Встреча друзей» в старшей группе
Предлагаю фото и видео отчет замечательного праздника "Встреча друзей", который организовал для наших детей Культурно-досуговый центр п. Правохетинский....
Проект «Лучок — здоровячок». Средняя группа
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Реализация проекта:...
Фотоотчёт о спортивном досуге в подготовительной группе «Путешествие с космическим...
Попова Валентина Фото отчёт о спортивном досуге в подготовительной группе "Путешествие с космическим пришельцем" Цель: доставить радость , создать...