Математический проект «В мире форм» для старшей группы

Равиля Турлина
Математический проект «В мире форм» для старшей группы

Пояснительная записка.

Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств, предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.

Введение элементов геометрии в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов.

Одним из основных положений этого проекта является обеспечение развития пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой базе и элементов конструкторского мышления.

Конструкторские умения включают:

- умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;

- умение собрать несложный объект (фигуру, узор) из готовых частей (деталей);

- умение видоизменить (трансформировать) объект;

- умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;

- умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.

Геометрические фигуры.

Уточнение представления о форме геометрических фигур: простые знания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

Работа с палочками: "Геометрические фигуры".

Технологическая карта математического проекта.

Название математического проекта: «В мире форм».

Тип проекта: познавательно – творческий.

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Проблема: «Какой формы предмет.

Срок реализации проекта: в течение учебной недели.

Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигурах.

Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.

Задачи проекта: углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах; учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы; развивать умение различать модели близких по форме фигур; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую; воспитывать любознательность, интерес к фольклору.

Предполагаемые итоги реализации проекта: освоение с детьми математических знаний в области форма и предметов; приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие; умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности; развлечение с детьми, домашнее задание для детей и родителей: создание сборника с загадками и стихами и маски геометрическими фигурами.

1 этап. Разработка проекта:

1. Подбор методической литературы.

2. Подбор материалов для реализации плана проекта: иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности и др.

3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.

4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.

5. Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту.

2 этап. Выполнение плана проекта (перспективного плана проекта).

Мероприятия по решению первой задачи:

Подготовка наглядно – иллюстративного и демонстративного материала. Подбор познавательной литературы. Разработка мероприятий работы с детьми. Подготовка информационного материала для родителей. Подбор художественной и познавательной литературы: Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; «Сказка о геометрических фигурах». Вместе с детьми разучивание стихотворений: Кожевников А. Ю. «Учим формы предметов», песен и загадок о геометрических фигурах. Разработка познавательно – творческого конспекта. Разработка информационного материала для родителей.

Мероприятия по решению второй задачи:

Накопление и расширение знаний о геометрических фигурах:

Беседы с детьми: «Геометрические фигуры вокруг нас»; «Геометрические фигуры, счет в пределах 6 и обратно»; «О предметах мебели»; «Основные геометрические фигуры».

Работа вместе с детьми над проблемными и частными вопросами:

Проблемные вопросы: «Какие формы предметов нас окружают?» «На какие геометрические фигуры похожи формы предметов

Частные вопросы: «Как можно из прямоугольника получить квадрат?»; «Сколько треугольников в одном ромбе»; «Какие геометрические фигуры бывают?».

Разучивание стихов, песен, загадок.

Чтение: Словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»; «Сказка о геометрических фигурах»; беседа по их содержанию.

Работа над стихотворениями: Кожевникова А. Ю. «Учим формы предметов»; «Геометрические фигуры», «Учим формы предметов», «Треугольник»; «Квадрат»; «Круг»; «Овал»; «Конус»; «Куб»; «Цилиндр»; «Конус»; «Шар».

Магнитофон, диск с записью песни «Круг» из мультфильма «Смешарики».

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «В этом домике 6 этажей», «Сделай фигуру».

Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Форма и количество», «Цвет и форма».

Дидактические игры: «Геометрическая фигура», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам».

Игры с счетными палочками: «Сделай геометрические фигуры».

Сюжетные игры: «Магазин», «В гости к геометрическим фигурам».

Мероприятия по решению третьей задачи:

Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».

Выставка детских рисунков «Сказочные домики»; «Автобус».

Работа с родителями:

Консультация для родителей о подборе стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника.

Рекомендации родителям - поиграйте с детьми в д/игры:

1.«Найди предметы геометрической формы» (предложите детям в помещении найти предметы геометрической фигуры);

2. «На что похоже?» (покажите детям геометрические фигуры и предложите подумать и назвать, на что похож, например, овал-на туловище, на воздушный шарик) и т. д.

3 этап - Заключительный этап.

Результат:

Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».

Выставка детских рисунков «Сказочные домики»; «Автобус».

Конкурс стихов о геометрических фигурах.

Форма презентации:

Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».

Выставка детских рисунков: «Сказочные домики»; «Автобус».

Развлечение «Путешествие в город геометрических форм».

Вывод:

Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.

Литература:

1.«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьева. 2. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие Н. А. Арапова-Пискарева. 3. «Игралочка» методические рекомендации Л. Г. Петерсон. 4. Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова. 4. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г. 5. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г. 6. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

Схема реализации проекта.

Тема математического проекта:«В мире форм».

Возраст детей:старшая группа.

Образовательная область. Виды деятельности

1.

Художественно – эстетическое развитие Рисование: «Сказочные домики», «Автобус».

Аппликация: «Сказочная девочка», «Скорая помощь».

Лепка: «Овощи и фрукты для магазина».

Песни: «Солнечный круг»; «Кубики-рубики».

Песня «Круг» из мультфильма «Смешарики».

Познавательное развитие ФЭМП:

«Счет в пределах 6, образование числа 6, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве».

Социально - коммуникативное развитие:

Беседы с детьми: «Геометрические фигуры вокруг нас»; «Геометрические фигуры, счет в пределах 6 и обратно»; «О предметах мебели»; «Основные геометрические фигуры».

Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Форма и количество», «Цвет и форма».

Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам».

Игры с палочками: «Геометрические фигуры».

Сюжетные игры: «Магазин», «В гости к геометрическим фигурам».

Проект воспитывает любознательность, внимательное отношение друг к другу. Безопасность на развлечение «Путешествие город математических форм».

Речевое развитие:

Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.

Чтение «Сказки о геометрических фигурах».

Стихи, загадки – о геометрических фигурах

Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А. Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «В этом домике 6 этажей»; «Сделай фигуру».

2.

Работа с родителями.

Консультация для родителей о подборе стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника.

Рекомендации родителям - поиграйте с детьми в д/игры:

1.«Найди предметы геометрической формы» (предложите детям в помещении найти предметы геометрической фигуры);

2.«На что похоже?» (покажите детям геометрические фигуры и предложите подумать и назвать, на что похож, например, овал-на туловище, на воздушный шарик) и т. д.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного музыкально–познавательного занятия с детьми старшей группы «В мире музыкальных инструментов» Цель: Музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей, комплексное развитие их эмоциональности, воображения и фантазии. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы в мире игрушек Цель: - Развивать целенаправленное внимание, память, мышление (сравнение, классификацию, аналитико-синтетическую деятельность, творчество,.

Конспект Математический КВН для детей старшей группы Математический КВН (для детей старшей группы) Цель игры: проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «В мире героических людей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Математический КВН для подготовительной группы Цель: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Обучающие задачи: • Закреплять умение решать арифметические.

Математический КВН в старшей группе «Смешарики»Математический КВН в старшей группе «Смешарики» В апреле наши педагоги продолжают отчитываться перед педагогическим коллективом по темам своих работ по самообразованию. Воспитатель старшей.

Математический проект «Город математики» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 36 Проект по математике «Город.

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» «Без игры нет и не может.

Педагогический проект для детей первой младшей группы «В мире сказок» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Волоконовский детский сад комбинированного вида № 1 «Берёзка» Волоконовского района Белгородской.

Проект «В мире сказок» в старшей группе детского сада Проект «В мире сказок» Авторы: Воспитатели: Першина Людмила Николаевна Кормилицына Ольга Анатольевна Краткое описание проекта Предполагается.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Математический проект «В мире форм» для старшей группы
Опубликовано: 28 октября 2015 в 22:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Фоторепортаж о прогулке по новогоднему городу «Новый 2020 год!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю с наступившим Новым 2020 годом! Новый год это самый веселый и радостный праздник для взрослых и детей! Праздник, в...
Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Магазин игрушек»
В зале оформление магазина игрушек. Звучит фоновая музыка. В зал входит Снегурочка и двое детей. Они, пританцовывая, обходят "магазин", готовятся к встрече с...