Ирина Григорьева
Математика как средство формирования мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-историческое развитие общества на современном этапе отличается ростом динамичности и перехода на новый уровень познания объективного мира, при существующих изменениях в социальном устройстве и появлении качественно новых видов деятельности. В связи с этим важное значение получает стремление и способность индивида к активному исследованию новизны и сложности постоянно изменяющегося мира, созданию и изобретению новых предметов, стратегий поведения и деятельности. Такое активное познавательное отношение к действительности формируется на этапе дошкольного возраста.
Публикация «Математика как средство формирования мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Математические представления должны вызывать у детей любопытство и интерес, желание преобразовывать его и совершенствовать. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребенка должен быть сформирован достаточный запас представлений особенностях математики.
Что касается вопросов теории и практики дидактических игр, то разработкой и исследованием занимаются такие ученые как В. Н. Аванесова,В. П. Арсентьева, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. В. Каличенко, Д. Б. Эльконини др. Во всех исследованиях авторы определяют взаимосвязь обучения и игры, а также основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста. ФГОС ДО предполагает, что знакомство с математическим миром входит в круг задач по познавательному развитию, которое предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами и может реализовываться в различных видах деятельности, среди которых на первое место выступает игровая деятельность.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и зарубежной практики исследований позволил выявить противоречие – с одной стороны признание дидактических игр в формировании знаний детей младшего дошкольного возраста о математических представлений, с другой – сокращение их применения в процессе учебно-воспитательной работы с детьми.
Преодоление данного противоречия возможно в организации деятельности с детьми на занятиях, построенных на основе дидактически игр, направленных на формирование математических представлений.
Данное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия организации дидактической игры будут способствовать формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста?
Знакомство детей младшего возраста с математическими представлениями является средством формирования развития мышления.
Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отношении к ним. Как указывает А. В. Запорожец и Т. А. Маркова, средство формирования адекватных представлений и знаний об размеры, формы, служит источником первого конкретного багажа знаний и самых запоминающихся, радостных переживаний, которые сопровождают нас в течение всей жизни. Наиболее продуктивный способ формирования
математических представлений у дошкольников – применение дидактических игр.
А. А. Катаева и Е. А. Стебелева называют одним из видов игровой деятельности дидактическую игру, которая позволяет приобщать ребенка к текущей жизни в доступной форме интеллектуально и активной практической деятельности. Главной задачей дидактических игры является обеспечение благоприятных условий для решения педагогических задач, учитывая возможности детей дошкольного возраста. При работе с детьми младшего дошкольного возраста дидактические игры считаются наиболее подходящей формой обогащения опыта детей.
Дидактические игры направляются на углубление и систематизацию представлений ребенка о математике, воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
А. И. Сорокина отмечает, что дидактические игры имеют определенную структуру, которая характеризует игру как одну из форм обучения и собственно игровую деятельность. Так, выделяются обязательные структурные элементы дидактической игры:
• Дидактическая задача;
• Игровые действия;
• Игровые правила;
• Результат.
Рассмотрим подробнее названные элементы.
Дидактическая задача. При выборе определенной дидактической задачи важно понимать уровень подготовленности детей, потому что в играх они должны уметь оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. При этом, по мнению О. Д. Дьяченко, важно учитывать, какие знания и представления необходимо усвоить и закрепить у ребенка, какие умственные операции развиваются в той или иной игры и какие качества личности можно формировать посредством данной игры.
Каждая дидактическая игра имеет свою обучающую задачу, которая отличает ее от другой. Определяя дидактическую задачу важно избегать повторений в ее содержании. Зачастую такие задачи решаются в каждой игре, однако в одной необходимо уделять больше внимания развитию памяти, в другой – мышления, в третьей – внимания и т. п. Именно поэтому, как говорит А. В. Гилева в своих исследованиях, педагогу необходимо заранее знать и определять дидактическую задачу. Игровая задача всегда осуществляется детьми. Посредством нее реализуется дидактическая задача. Игровые задачи определяют определенные игровые действия ребенка.
Игровые действия представляют собой основу игры. При этом, чем они будут разнообразнее, тем больше интереса вызовет сама игра для ребенка, что в свою очередь усилит успешность реализации познавательных задач. Разные игры предполагают различные игровые действия по направленности и отношению к играющим. Так, это могут быть ролевые действия или отгадывания загадок, пространственные преобразования и т. п. Все они связываются с игровым замыслом и исходят от него. В трудах А. К. Бондаренко отмечается, что игровые действия выступают средством реализации игрового замысла, включая действия, которые направляются на выполнение дидактической задачи.
Содержание и направленность игровых правил в первую очередь определяются общими задачами формирования личности ребенка, а также познавательным содержанием, игровыми задачами и действиями. Основной целью правил игры является организация определенного действия и поведения детей. Так, С. Л. Новоселова указывает, что правила могут разрешать или запрещать что-либо детям в игре, делать ее занимательной и эмоционально насыщенной. Важно понимать, что соблюдение определенных правил игры требует от ребенка усилий воли и умений общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, которые возникают вследствие отрицательного результата. Поэтому при определении правил игры, М. В. Крулехт говорит, что необходимо соблюдать условия, в которых каждые ребенок будет получать радость и положительные эмоции от выполнения того или иного задания. Следует отметить, что дидактические игры представляют многоплановое и сложное педагогическое явление. Так, такой вид игр является одновременно игровым методом обучения детей дошкольников и формой обучения, средством всестороннего воспитания личности ребенка.
При проведении дидактических игр по формированию математических представлений В. П. Арсентьева говорит о том, что необходимо очерчивать следующий круг педагогических, образовательных задач:
– расширение представлений об окружающей действительности;
– уточнение представлений о предметах и их признаках.
О. В. Дыбина отмечает, что планирование и проведение дидактических игр должно занимать существенное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, игры могут выступать, как составная часть занятия. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются, организуются и проводятся как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. В данном случае дети могут играть по своему желанию как коллективно, так и небольшими группами или же по одному. В воспитательном плане педагог должен предусматривать подбор игр и дидактического материала для проведения игр в соответствии с общим планом педагогической работы.
Л. А. Абузярова указывает, что при планировании дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
При формировании математических представлений у детей младшего возраста приемлемо использование разнообразных дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные игры, игры - пазлы.
В играх с предметами возможно использование игрушек и реальных предметов (предметы обихода, орудия труда, объектов природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). В играх с природным материалом актуально использование натуральных семян растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек. Игры с использованием природных, натуральных материалов позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Во время проведения прогулки, где дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами возможно проведение игр «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх могут уточняться, конкретизироваться и обогащаться представления детей о свойствах и качествах предметов, формироваться умения проводить исследование, делать выводы.
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко говорят, что среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
Настольно-печатные игры, разнообразные по содержанию, обучающим задачам и оформлению, помогают педагогам уточнять и расширять математические представления детей, систематизировать знания, активизировать мыслительные процессы. В играх «Большой маленький», «Подбери фигуру» происходит закрепление математических представлений детьми о формах.
В словесных играх: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно», по мнению А. В. Гилевой, педагогами закрепляются представления о функциях и действиях тех или иных предметов, а в игровых упражнениях дети учатся различать предметы по качествам и свойствам, цвете.
Существует система дидактических игр, которые направлены на ознакомление с математическими представлениями.
Дидактические игры, по мнению Д. Б. Эльконина, должны использоваться в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей - от умения определить способ действия конкретных предметов к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения.
Так мы можем сказать, что дидактическая игра является одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников. В процессе дидактических игр ребенок получает самые разные знания о предметах, формах, длине, размерах. Дидактические игры способствуют развитию детской наблюдательность и способности определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Вывод
Особенность дидактической игры заключается в том, что она способствует развитию самостоятельности и активности всех познавательных процессов дошкольников. Присутствие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, а направленность ее содержания развивает познавательную деятельность детей. В отличие от прямой установки на занятиях, в процессе дидактической игры происходит возникновение игровой задачи самого дошкольника.
Педагогическая ценность дидактических игр заключается в том, что она требует от ребенка проявления сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умений осмысления правил и последовательности действий, а также усилий преодолевать трудности.