МААМ-картинки

Рекомендации по использованию элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию

Екатерина Чеканова
Рекомендации по использованию элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию

«Рекомендации по использованию элементов народной культуры, в разных формах работы по физическому воспитанию».

Фольклор как сокровище русского народа находит сво применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания. Хочу поделиться своим опытом работы по проведению физкультурных занятий, праздников с использованием фольклора.

Публикация «Рекомендации по использованию элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию» размещена в разделах

Использование элементов народной культуры. В работе с детьми, используются следующие элементы народной культуры в различных формах ( такие как:

физкультурные занятия,

• утренние и бодрящие гимнастики,

• подвижные игры,

• закаливающие мероприятия,

• самостоятельная двигательная деятельность,

• индивидуальная работа,

• праздники,

• развлечения,

Потешки использовала в режимных процессах, на закаливающих мероприятиях, с пальчикавыми играми.

Загадки, считалки в развлечениях. Физкультминутки на таких занятиях, как изобразительная деятельность, развитие речи,математика (путешествия в страну сказок).

Используя все эти примеры, я увидела, что детям очень нравятся занятия с элементами народной культуры, они выполняют те или иные задания с большим интересом и рвением.

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятий располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе рекомендую использовать различные типы фольклорных физических занятий.

Двигательно-творческие занятия.

Основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Так например: при выполнении общеразвивающего упражнения “Совушка - сова” (и. п. – о. с. руки на поясе, поворот головы, махи руками) можно использовать потешку :

Совушка – сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендую подбирать несложные ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

При проведение основных движений рекомендую использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки “Колобок”.

“Колобок покатился по тропинке” – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед “Колобку” : “До свидания ”.

“Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь” – ползанье на ладонях и ступнях. На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок двигательного характера. Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок чаще всего это сказки о животных, например “Теремок”, “Гуси – лебеди”, “Царевна – лягушка” и др. можно использовать и авторские сказки (Маршака “Кошкин дом” и др.) дополняя их потешками или загадками.

Сюжетные физические занятия с “вкраплением”, “вплетением” элементов фольклора.

Эти занятия проводятся в форме “двигательного” рассказа или сказки. На занятиях могут использоваться до 5-6 элементов фольклора в зависимости от сюжета и задач занятия (“Путешествие с лесовичком”, “Праздник весны”, “Ярмарка”.)

Театрализованные физкультурные занятия.

С использованием имитационно - мимических и пантомических упражнений, инсценировок и игр, отмечается эмоциональная насыщенность физкультурных занятий. Образно представляется определенная сторона движений. Легко, бесшумно, “спрыгивают птички с ветки”, в перевалочку, широко расставляя ноги, идет “неуклюжа косолапый медведь”, весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок – “золотой гребешок”.

Во время выполнения мимических и пантомимных движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка “Заюшкина избушка”). В инсценировках и играх- драматезациях дети выполняют различные роли подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц например занятие “Строим теремок для зверей”.

“Заюшкины слезы”, инсценировка русской народной сказки “Колобок”.

Музыкально-ритмические занятия.

Основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русские народные песни “Во поле березонька стояла”, а под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающие упражнение “Красные девицы”.

Игровые физкультурные занятия.

На основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно, использовать также игры и упражнения как “змейка”, “горелки”, “зайцы в лесу” и т. д. лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалочек и скороговорок. Например, занятия “Делу время – потехе час”, “Богатырская наша сила”, “Скоморошьи забавы” и др.

Познавательные занятия.

Из серии “Забочусь о своем здоровье” с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциях различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента знания оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: “Здоровому -все здорово”, “Кто долго жует, тот долго живет”, грязнулю всегда выручает. (вода).

Интегрированные физкультурные занятия.

Эти занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания (“Сердце и его работа”, “Малыши – крепыши”, “Сигналы тревоги” и т. д.) с целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2-3 раз с обязательным варьированием методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.

В дошкольных учреждениях также проводится и утренняя гимнастика с использованием фольклорного материала например “Потешки для малышей”, “На лесной лужайке». Помимо перечисленных форм работы считаю возможным включать фольклор и в физкультурно-оздаровительную работу и в активный отдых детей. Педагог, как эмоционально- образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре по средствам русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Заключение

Здоровье детей – это богатство нации, этот тезис непросто актуален, но на сегодняшний день он самый главный, учитывая экономические и социально-экономические положения в нашей стране. (Шишкина В. Л.)

Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Этот факт свидетельствует о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни. Необходимо включать и другие методы и приемы работы, например, такие как, элементы народной культуры (потешки, загадки, заклички, пословицы, поговорки, прибаутки) которые по моему мнению не только оживляют и поддерживают интересы детей при выполнении физических упражнений, но и будут способствовать формированию у детей осознанного отношения к своему образу жизни. Отсюда следует, что использование различных элементов культуры будут способствовать формированию детей представления о здоровом образе жизни.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по использованию элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию
Опубликовано: 26 марта 2021 в 12:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД