Елена Рассадина
Материал к пед. совету на тему «Край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед педагогами дошкольного воспитания стоит сложная задача – воспитать поликультурную творческую личность, умеющую найти свое место в изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках.
Цель нашей подгруппы – воспитание гармонично развитой личности через любовь к родному краю, своей семье, к самому себе на духовно-нравственных ценностях народной педагогики.
Публикация «Материал к пед, совету на тему „Край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Реализация данной цели определена нами через следующие компоненты:
• интеллектуально-познавательный (ознакомление с окружающим и явлениями общественной жизнью, культура и традиции казахского народа);
• художественно-речевой (расширение кругозора, любви к родному языку, родной земле, народа через произведения поэтов и писателей);
• музыкально-эстетический (знакомство с культурным наследием, народным промыслом, развитие творческого начала, эстетических и эмоциональных чувств, нравственно-волевых качеств).
Нет человека, который не знал бы несколько пословиц и не помнил, напев какой-нибудь казахской народной песни. Искусство народа или фольклор, глубоко, жизненно и бесконечно прекрасно. Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, усваивать их через такие его формы, как сказки, пословицы, народную игру, традиции, обряды. Таким образом, у ребенка складываются и развиваются одновременно две главные человеческие способности: созидание и усвоение.
Мы считаем, что звучание пословиц, поговорок, обрядов, народных игр обязательны в различных бытовых ситуациях экологических занятиях, занятиях по развитию речи.
На наших занятиях мы часто используем игры-драматизации. Систематически проводим казахские народные игры на прогулках, в свободное время. Инсценируются народные казахские сказки. Дети знакомятся с обрядами, традициями казахского народа.
Все занятия мы строим в форме увлекательного путешествия в прошлое, познавательного, занимательного содержания в форме мини спектакля с красавицей Раушан, Алдар Косе, что придает непринужденное освоение традиций, общение в семье, отношение с гостем, пришедшим в дом, культуры праздничного стола – дастархана, вручения подарка – сйінші, «разрезания пут» и т. п.
Фольклорные занятия, которые мы проводим, отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обуславливает эмоциональным состоянием детей, их инициативностью. Темы фольклорных занятий определяются нами в соответствии со временами года: «Наурыз», «рбан айт» и т. д.
Самой привлекательной формой приобщения детей к фольклору остается народный театр. В детских постановках мы используем инсценирование народных традиций, сказки, были, игры с пением, игры на занятиях. Дети знакомятся с культурой и традициями Казахстана («Шашу», «Жеті ата»). Виды деятельности, которые используются на таких занятиях, позволяют раскрывать творческую индивидуальность дошкольников, совершенствовать эстетическое отношение к миру природы и роли человека в ней, приобщать детей к этнокультуре. Мы уверенны, что фольклор является самым ценным средством воспитания подрастающего человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Обряды:
«Ата мінгізу» - посвещение 4-5 лет в наездники;
«Тоым ау» - той, когда мальчик научившись ездить верхом, выезжает из родительского дома;
«Тілашар той» - в 7 лет родители повели ребенка в школу;
«Копаасы» - угощение для гостя;
«Шашу» - осыпание сладостями, монетами;
«Шілдехана» - той в честь новорожденного;
«Колыбель» - укладывание новорожденного в колыбель;
«Ребенку 40 дней», «Резание пут».
Путь к глубокому серьезному познанию нашей страны через изучение родного края. А оно формирует истинную любовь к родине. Подлинным гражданином нельзя стать, не представив себе ее необходимые пространства, преобразуемые народом страны.
В обучающую программу мы включали знакомство с географией и историей Казахстана, для того чтобы расширить и углубить знания по этим разделам. Был разработан план, включающий в себя такие задачи:
формировать первые представления об истории и географии;
расширять знания об особенностях природного ландшафта республики (земля богата большими бурными реками, озерами, бескрайними степями, скалистыми горами, о Красной книге, природных богатствах;
дать знания о полезных ископаемых Казахстана;
знакомить с некоторыми их свойствами, продуктами, изготовленными из них;
знакомить с профессиями людей, добывающих подземные богатства (шахтер, нефтяник, геолог и др.);
воспитывать чувство любви, гордости, восхищения родной землей, трудом земляков, добытчиков подземных недр;
воспитывать интерес к истории родного края, народа к событиям недавнего прошлого, настоящего, к родной природе.
Ознакомление с географией Казахстана помогает решать задачи нравственного и патриотического воспитания. Работа была разделена на блоки:
1. географическое положение Казахстана (города);
2. заповедники нашей страны (Боровое, Балхаш, Алтай и т. д.);
3. экологические проблемы;
4. рельефы Казахстана (степи, леса, горы);
5. красная книга (животные, растения и интерес).
Материал давался в доступной целям форме. Таким образом, в результате проведения работы у дошкольников повысился интерес к истории и географии Казахстана, заметно изменился взгляд на мир, появилось желание больше узнать о своей родине, ценить и оберегать ее богатство.