Получи документы

Консультация «Педагогика сотрудничества»

Юлия Лукьянцева
Консультация «Педагогика сотрудничества»

«Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста»[/b]

Материал к семинару-практикуму на тему:

«Педагогика сотрудничес тва»

В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления помыслы передовой педагогической общественности находят свое воплощение в реализации идей «педагогики сотрудничества», в которых отражены и сконцентрированы новые направления и факторы и педагогического стиля, и педагогического такта, и педагогической техники педагога. «Педагогика сотрудничества» является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название это было дано группой педагогов новаторов 80-х гг. прошлого столетия. В их обобщенном опыте соединились лучшие традиции советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу воплощения в жизнь концепции нового педагогического мышления.

Публикация «Консультация „Педагогика сотрудничества“» размещена в разделах

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и их воспитателей, построенная на осознании педагогом и ребенком общности целей в педагогическом процессе.

Взрослый и ребенок в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а воспитанники получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции.

Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности детей, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих ребят. Есть очень способные дети, но немало и таких, которые ленятся, не хотят заниматься, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать.

Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого воспитателя - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ребенка в активную деятельность. Раз есть разные дети, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность воспитанников. Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с детьми, требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов.

Вместе с тем это не означает, что «педагогика сотрудничества» - достояние только «педагогических маяков». Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем. Значение «педагогики сотрудничества» выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия учебно-воспитательного процесса.

Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

1. создание творческой атмосферы на каждом занятии;

2. постоянное превращение ребенка из объекта обучения в субъект учебного процесса;

3. обеспечение уверенности детей в собственных силах, в возможности достижении успеха;

4. исключение, как правило, методов принуждения к учению;

5. демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения воспитателя с ребенком, детей между собой;

6. создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;

7. организация добровольной взаимопомощи «сильных» детей «слабым»;

8. создание на каждом занятии комфортных условий учебно-воспитательного процесса:

9. обстановка радости успеха;

10. снятие боязни провала и отрицательной оценки;

11. широкая практика оценочного общения воспитателя с детьми;

12. эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов детей к педагогу и друг к другу;

13. широкое применение педагогических средств, побуждающих ребят к активной познавательной деятельности:

14. эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, возбуждение и поддержание интереса детей во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности у детей, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

15. объективность и справедливость оценки учебных успехов воспитанников, использование политики оценки для повышения качества учения;

16. применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения;

17. широкое применение самоконтроля и самоанализа ребятами своих учебных успехов.

Целевые ориентации

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

• Концепция воспитания.

Педагогизация окружающей среды.

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Гуманное отношение к детям включает:

педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание воспитанника и воспитателя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

стиль отношений учителя и учеников:

не запрещать, а направлять;

не управлять, а соуправлять;

не принуждать, а убеждать;

не командовать, а организовывать;

не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Педагогика сотрудничества ставит образовательное учреждение в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются сад, школа, семья и социальное окружение (среда).

Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология»Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 маяМузейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями. Часть 2 Часть 1 Часть 3 Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями. Часть 3 Часть 1 Часть 2 Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Педагогика сотрудничества»
Опубликовано: 27 марта 2020 в 19:30
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД