Лучший педагог года

Методика развития скоростно — силовых способностей юных баскетболистов

Светлана Митина
Методика развития скоростно — силовых способностей юных баскетболистов

Содержание

Введение…3

Характеристика скоростно-силовой подготовки…. 4

Средства и методы развития скоростно-силовой подготовки…6

Заключение…. 10

Список литературы…. 10

Введение

Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д., которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

Публикация «Методика развития скоростно — силовых способностей юных баскетболистов» размещена в разделах

Современный баскетбол - это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.

Характеристика скоростно-силовой подготовки

Мы рассмотрим характеристику скоростно-силовой подготовки. Скоростно-силовая подготовка направлена на решение основной задачи развития быстроты движения. Она ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц.

Можно выделить четыре специфических вида проявления силы:

-абсолютная - как максимальное мышечное усилие, которое можно развивать в статическом и динамическом режиме;

-взрывная - как способность мышц достигать максимума проявления силы по ходу движения в возможно меньшее время;

-быстрая - которая во многом обусловливает скоростные возможности;

-силовая выносливость - как способность совершать длительные мышечные напряжения без снижения их рабочей эффективности.

Условно все упражнения, используемые для развития скоростно-силовых качеств в баскетболе можно разбить на три группы:

1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища,выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.

2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением (пояс, жилет, манжетка, утяжеленный снаряд). К этим упражнениям можно отнести различного рода бег, всевозможные прыжковые упражнения, метания и специальные упражнения, близкие по форме к соревновательным движениям.

3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).

Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.

Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной) : метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.

Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.

В процессе многолетней скоростно-силовой подготовки баскетболиста можно выделить несколько этапов.

1. Этап начальной тренировки.

Основная цель - содействие гармоничному формированию растущего организма, укрепление здоровья занимающихся, всестороннее развитие физических качеств, устранение недостатков физического развития.

Развитие скоростно-силовых качеств на этом этапе подготовки носит комплексный характер: кроме специально-подготовительных упражнений в тренировочном процессе значительное место отводится подвижным и спортивным играм, всевозможным эстафетам, которые вызывают эмоциональный подъем и большую заинтересованность занимающихся.

В комплексах специально-подготовительных упражнений их количество должно колебаться от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений на "станции" - от 6 до 15 раз, время выполнения комплекса с учетом общего времени, затраченного на упражнения и активный отдых, - 12-15 мин. Дети этого возраста более расположены выполнять кратковременные скоростно-силовые упражнения, поэтому в тренировке чаще используются прыжковые, акробатические и динамические упражнения.

Основные методы : метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном (ауксотоническом, режиме работы мышц, применение игрового метода с широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр.

2. Этап специализации.

Основная цель - повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированная работа над совершенствованием физических качеств.

Стремление многих тренеров увеличить объем беговых средств, выполнить достаточно высокий разрядный норматив приводит к быстрому росту результатов, что в дальнейшем неизбежно сказывается на становлении спортивного мастерства. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме беговых средств более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, нежели специализированная.

Основные задачи: развитие мускулатуры бегуна в целом (в частности - укрепление мышечного корсета, укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, предполагающее освоение разнообразных двигательных навыков, в том числе и скоростно-силовых.

Скоростно-силовая подготовка на этом этапе, направленная на развитие быстроты движений и силы мышц, включает следующие направления:

скоростное где решается задача повышения скорости бега : бег со старта, ускорения, бег под гору, по ветру;

скоростно-силовое - сочетание упражнений без отягощений или с небольшими отягощениями в виде пояса, жилета, бег и прыжки против ветра, в гору, по опилкам, песку и т. д. ;

силовое - парные и групповые упражнения с сопротивлением, акробатика, гимнастические упражнения на снарядах (прыжки через коня, лазание по канату и т. д., силовые упражнения со штангой небольшого веса - 20-30 кг.

Основные методы : метод динамических усилий, метод повторного выполнения статического и динамического силовых упражнений, широкое применение игрового метода.

3. Этап спортивного совершенствования.

Основная цель - неуклонное повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, специализированная работа по совершенствованию основных физических качеств.

Важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений, где силовые способности бегуна достигают максимума преимущественно за счет увеличения скорости сокращения мышц : бег на короткие дистанции, всевозможные "короткие" прыжки, "длинные" прыжки на отрезках 30-60 м, метание (ядер, камней, набивных мячей) относительно небольшого веса - 2-4 кг). На этом этапе подготовки целесообразно использовать физические упражнения, которые воздействуют на мышечные группы, испытывающие основную нагрузку в беге.

Основные методы : метод повторного упражнения, круговой метод, комплексное использование методов, рекомендованных на предыдущих этапах подготовки.

Скоростно-силовая подготовка строго дифференцирована. Средства, методы, режим работы мышц, величина сопротивлений, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений, длительность и характер отдыха дают возможность решить в методическом плане важную проблему специальной подготовки, которая во многом предопределяет рост спортивных результатов.

Средства и методы развития скоростно-силовой подготовки

Мы рассмотрим средства с помощью которых развивается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Т. к. баскетбол - это, весьма контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

Специфика силовой подготовки (развития силы) центровых игроков заключается в том, что первым делом нужно создать базу, своего рода фундамент для развития силы. А после этого ее постоянно накапливать. Абсолютной силой называют предельную силу баскетболиста во время выполнения движений, не учитывая его веса. Относительной силой называют силу в соотношении с весом спортсмена. Как правило, игроки высокого роста предрасположены к деформациям и искривлениям позвоночника. Именно поэтому им следует укрепить брюшные мышцы и создать мышечный корсет, для поддержания позвоночного столба. Сделав все это можно смело переходить к тренировкам с большим весом.

Методы физического воспитания подразумевают под собой способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются только две группы методов : это специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме.

Упражнения, развивающие взрывную силу спортсменов (преимущественно баскетболистов) :

1. Толкание ногами набивного мяча из сидячего и лежачего положений.

2. Толкания набивного мяча и ядра.

3. Выталкивания из круга боком, грудью и спиной, не помогая руками.

4. Пас набивным мячом крюком, из-за головы, от плеча, сбоку, снизу, одной и двумя руками.

5. Выпрыгивания из полу - приседа максимально вверх, на максимальной скорости.

6. Элементы самбо, приемы вольной борьбы. Это упражнение выполняем в борцовском зале.

7. Игроки становятся в круг, состоящий из 3-6 игроков, и начинают передавать гири из рук в руки. Вес гири или блина 20-25 килограмм.

8. Передачи гири в максимально быстром темпе между двумя игроками,

стоящих друг к другу спиной.

9. Обычные отжимания с добавлением хлопка ладонями в воздухе, после отталкивания от пола.

10. Два игрока, стоящих друг от друга на расстоянии 3-4 м, передают набивной мяч ногами.

Выполняя все эти упражнения у занимающегося увеличиться взрывная сила, а как результат - улучшаться результаты в спорте.

Упражнения для развития силы мышц верхнего плечевого пояса.

1. Поднимание рук через стороны вверх, а затем опускание обратно вниз при сопротивлении партнера.

2. Отталкивания от пола с хлопком рук перед грудью (отжимания с хлопками).

3. Отжимания с сопротивлением партнера.

4. В упоре лежа партнер держит ноги тренирующегося за голеностопные суставы. Спортсмен, выполняющий упражнение перемещается вперед переступанием либо одновременными толчками рук, что более сложно.

5. Броски набивных мячей разного веса, из разных положений и на различные расстояния.

6. Закрепляя конец амортизатора в разных точках стены или пола, выполнение различных упражнения с экспандерами резиновыми амортизаторами, добиваясь при этом изолированного воздействия на одну или иную группу мышц.

Рассмотрим упражнения, которые позволяют развить силу мышц ног. Значимость силы ног и высоты прыжка в спорте очень велика. Особенно, это касается таких видов спорта, как баскетбол, волейбол гандбол и др. В общем, всех видов спорта, в которых очень часто приходится прыгать, бегать, совершать ускорения и т. д. Именно поэтому, спортсменам данных видов спорта просто необходимо иметь сильные и мощные ноги, но чтобы сила ног стала большой, простых тренировок недостаточно, вот почему необходимо выполнять специальные упражнения, приведенные ниже.

Упражнения для увеличения прыжка баскетболистов.

1. Приседания как на обеих ногах, так и на одной ноге.

2. Прыжки со скакалкой на различную высоту с различной скоростью выполнения.

3. Прыжки в полном приседе и полу приседе.

4. Прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов.

5. Многократные прыжки на двух ногах с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте.

6. Прыжки в глубину с различной высоты.

7. Запрыгивание на предметы, расположенные на различной высоте.

8. Прыжки на матах.

9. Прыжки в воду.

10. Прыжки в снегу.

11. Прыжки в песке.

12. Приседания с выпрыгиванием со штангой либо с мешком на плечах (наполненным песком).

13. Прыжки с отягощением весом три - пять килограмма.

14. Прыжки с места и разбега с касанием предметов, подвешенных на максимальной высоте.

15. Многократные прыжки на обеих и на одной ноге на дальность.

16. Серийные прыжки с преодолением препятствий.

Выполняя, данные упражнения любой баскетболист сможет значительно увеличить высоту своего прыжка.

Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств, в спортивной деятельности баскетболиста

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая “взрывная" сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время - прыжок.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Скорость и сила - основа прыжка.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол, волейбол, гандбол и др.)

Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений, это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей лишь в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, если внешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело : но задача повышения силовых возможностей разрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использовать силовые упражнения. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секцию баскетбола).

Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.

Заключение

Скоростно-силовая подготовка это - ключевое звено в жизни баскетболиста. Она развивает абсолютно все необходимые навыки: ловкость, быстроту, силу, координацию движений.

Мы рассмотрели средства, методы и упражнения с помощь которых воспитывается скоростно-силовая подготовка баскетболистов. Т. к. баскетбол - это, весьма контактный вид спорта, то примерно 70% движений баскетболиста являются скоростно-силовыми. А это требует от баскетболистов специальной подготовки. В большей степени это касается центровых игроков. У них должна быть особенность проявления силовых качеств в минимальный промежуток времени. Иными словами - взрывная сила. В баскетболе взрывная сила проявляется в рывках, прыжках, быстрых пасах, борьбе на щите, и в контратаках.

Список литературы

1. Данченко П. И. Баскетбол юным. - Ташкент, 1989.

2. Баскетбол : Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. - М. : Физкультура и Спорт, 1997. - 480с.

3. Бондарь А. И. Учись играть в баскетбол - Минск : Полынья, 1986. - 111с.

4. Данилов В. А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе. : Атореф. дис…. доктора пед. наук-М. 1996. - 43с.

5. Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов. Журнал Физкультура и спорт. 1995., № 3.

6. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 48с.

7. Кудряшов В. А. Физическая подготовка юных баскетболистов. - Минск, 1980.

8. Линденберг Ф. Баскетбол : игра и обучение. - М. : Физкультура и спорт, 1971.

9. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр "Академия".

Прикреплённые файлы:

basketbol_gdp72.ppt | 1763,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей. Методика развития математических представлений по Методика развития элементарных математических представлений у детей до-школьного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается.

Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности Возрастная группа Формы работы Содержание работы Младшая группа 1. Беседа. 2. Составление рассказа по картине. 3. Дидактические игры.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори Мария Монтессори — известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление — «Монтессори-педагогика». Монтессори.

Методика развития речи дошкольников в младшей и средней группах Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида «Сказка» Методика развития.

Основные задачи развития речи и методика развития речи детей младшего дошкольного возраста Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством,.

Педагогическая игра «Методика развития связной речи дошкольников» Педагогическая игра Цель: определение знаний, умений, навыков молодых специалистов в области методики развития связной речи дошкольников.

План-конспект занятия детей в ДОУ «Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств с помощью выполнения прыжков» Цели и задачи занятия- 1) Обучение технике прыжка в длину с места, прыжка в длину с передвижением вперед и прыжковых упражнений. 2) Развитие.

Рабочая программа «Методика тренировки юных спортсменов, занимающихся мас-рестлингом» 1. Кистевая динамометрия (КД) Тест позволяет для определения силы кисти была использована кистевая динамометрия (КД). Динамометрия — определение.

Упражнения и игры с мячами в системе подготовки баскетболистов Упражнения и игры с ведением мяча Ведение мяча (дриблинг) - прием, который позволяет игроку перемещаться по площадке с мячом. Это один.

Конспект занятия «Задачи и методика развития представлений о множестве» Множество-это совокупность однородных элементов составляющее единое целое. Множества состоят из элементов. Элементами множества называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика развития скоростно — силовых способностей юных баскетболистов
Опубликовано: 30 мая 2019 в 19:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД