Приложение МААМ

Материнская школа «Карапуз» как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста

Тамара Бурдина
Материнская школа «Карапуз» как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Материнская школа "Карапуз" как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста.

С 2009 года в нашем саду осуществляет свою деятельностьматеринская школа «Карапуз»,которая создана с цельюустановления сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширения форм работы с родителями, обеспечения социализации детей раннего возраста и их адаптации к поступлению в ДОУ. Программа материнской школы "Карапуз" разработана в соответствии возрастными особенностями детей раннего возраста, лицензирована в 2017г. Информация выставлена на сайте МБДОУ №27.

Публикация «Материнская школа „Карапуз“ как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста» размещена в разделах

Для успешной адаптации в условиях ДОУ намечены задачи по работе с родителями :

-оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развития, адаптации к ДОУ;

-сопровождать семьи с одной стороны в повышении уровня психолого-педагогических знаний родителей, с другой - в обеспечении развития детей на профессиональной основе;

-способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление).

Мы организуем работу с детьми 1-3 лет по четвергам с 10.30 до 11.30. Число участников группы — 10-12 детей. Проводим 28 занятий с режимом проведения одного занятия в неделю с ноября по май включительно. В месяц проводится четыре встречи, на них организуются познавательные и дидактические игры, музыкальные игры, подвижные игры. Применяем методы и приемы, которые подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей :

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) Интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3) Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

-Просьба произнести, сказать слово (это платье) .

-Перекличка до 1, 5 лет ("скажи-повтори") .

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем) .

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .

-Вопросы.

-Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ") .

-Повторение слова за воспитателем.

-Пояснение.

-Напоминание.

-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи) .

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6) Диафильмы.

Все методические материалы и средства обучения и воспитания соответствуют нормам СанПиНа.

Сформирован пакет документов :

1. Тематический план.

2. Положение

3. Журнал регистрации посещения занятий материнской школы «Карапуз».

4. Анкеты, опросные листы.

5. Журнал отзывов и предложений.

6. Заявление

7. Договор

Занимаясь в материнской школе «Карапуз», малыши кроме всего прочего, учатся общаться со сверстниками, у них формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

В образовательный процесс включены два основных составляющих блока:

- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность педагогов с родителями и детьми проходит в физкультурно-музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием и материалами в соответствии с видами деятельности детей раннего возраста. Материал приносной. Информационное обеспечение : ноутбук, музыкальный центр, пианино, мультимедийное оборудование со стационарным экраном. Кадровое обеспечение:в проведении занятий принимают участие квалифицированные специалисты дошкольного учреждения (педагог-психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель группы раннего возраста).

Развивающая среда построена на следующих принципах:

- насыщенность;

- трансформируемость;

- полифункциональность;

- вариативность;

- доступность;

- безопасность.

Мы постарались создать для детей развивающую предметно - пространственную среду с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделили внимания развитию сенсорных способностей. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного материала, создаваемого сегодня вматеринской школе «Карапуз». Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсомоторный материал предназначен главным образом:

-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

-развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

-создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

-активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Также мы приобрели разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Изготовили дидактические игрушки,с помощью которых дети учатся управляться с разнообразными застёжками. Одновременно дети упражняются в различении и названии основных цветов. Здесь же дидактическая игра «Ежик», на которого дети лепят яблоки, грибы, листья. Огромное внимание уделяем развивающим игрушкам, в том числе связанных своими руками, благодаря которым ребенок учится доброте, ведь вещь, в которую вложена частица души человека, несет в себе особую энергетику и восприимчивые ко всему дети ее чувствуют. Рельефная поверхность вязаного изделия при соприкосновении с маленькими ручками нежно массирует их, что благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики, а значит, речи и мышления.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д. А также различные материалы : семена, ракушки, камешки, шишки, макароны и др. Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета, лепим из теста, пластилина, делаем аппликации.

Для осязания используем различные материалы с разной фактурой, сделанные своими руками (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги);Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры «Найди на ощупь», «Найди и покажи». А также игры с песком, крупой, опилками, водой и мн. др.

Для развития речевых способностей используем куклы - малютки, марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, тоже сделанные своими руками, говорим от их имени.

Для развития двигательной активности детей используем мячи, массажные коврики, различные игры:«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «Воротики»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слухаиспользуем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха, используя музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры:«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай, на чём играю.» и т. д. Используем аудиозаписи звуков: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев

Для родителей проводятся консультации, семинары по вопросам успешной адаптации детей к детскому саду. Родители обмениваются своими мнениями, делятся проблемами в воспитании своих детей, высказывают свои пожелания. Все встречи проходят в теплой, непринужденной обстановке, в обстановке взаимной заинтересованности. Это первый шаг на пути конструктивного сотрудничества в будущем. В запросах родителей звучали следующие темы: «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми», «Диагностика уровня развития речи у ребенка», «Как развивать речь ребенка», «Проблемы во взаимоотношениях со старшим ребенком при появлении второго малыша в семье», «Ребенок растет в неполной семье : особенности взаимодействия» и др.

Взаимоотношения с родителями выстраиваем на принципах:

-принцип доверительного сотрудничества;

-принцип совместной деятельности;

-принцип взаимного развивающего влияния взрослого и ребенка.

Результат нашей плодотворной работы в материнской школе, к которому мы стремимся, это:

-социализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности;

-успешная адаптация детей к условиям дошкольного учреждения;

-повышение у родителей психолого-педагогических знаний, методов иприемов эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.

За последние 6 лет в ДОУ услугами материнской школы «Карапуз» было охвачено 65детей. Было проведено 192 интегрированных занятия. По индивидуальному запросу родителей специалистами ДОУ было проведено 44 консультации.

Дети, посещающие материнскую школу «Карапуз», имеют легкую степень адаптации к условиям ДОУ.

За 6 лет выпускниками школы стали 62 ребенка, 22 из них прошли или проходят адаптацию в нашем ДОУ:

- Легкая степень адаптации у детей – 58%

- Средняя степень адаптации у – 40%

- Тяжёлая степень адаптации – 2%.

Воспитатели группы раннего возраста проходят курсы повышения квалификации по раннему развитию, выступают на городских методических объединениях, участвуют в гостевых обменах.

В 2019г. работали в составе городской проектной команды по реализации муниципального сетевого проекта «Создание системы комплексной помощи и поддержки семьям, воспитывающим детей раннего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами» на базе ЦДи К г. Канска

В своей работе используем методическую литературу:

1. Баброва Т. А. «Работа по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ», Детство - Пресс, Санкт - Петербург2015г.

2. Галанов А. С. «Игры которые лечат», «Творческий центр» Москва, 2012г.

3. Петрова Е. С. «Первая книга для самых маленьких», Тверь «Высшая школа», 2015г.

4. Красицкая Н. И., Упоров Д. В. «Адаптационный период детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении», Красноярск, 2010г.

5. Печора К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». «Скрипторий» Москва, 2013г.

6. Ремезова Л. А. «Учимся конструировать». «Школьная Пресса», Москва 2015г.

7. Соляник Е. Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». Детство - Пресс, Санкт - Петербург 2014г.

8. Севостьянова Е. О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ». "Творческий центр" Москва, 2016г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Дидактическая игра по сенсорике «Цвет, форма, величина» для детей раннего возрастаДидактическая игра по сенсорике «Цвет, форма, величина» для детей раннего возраста Я работаю с детьми раннего возраста. Дети нашей группы очень веселые, дружные, любознательные и умные. Чтобы разнообразить их деятельность,.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Конспект ОД для детей группы раннего возраста по сенсорному развитию «Форма, цвет, величина» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости блога. Предлагаю Вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей группы.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Организация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процессОрганизация мастер-класса родителя с детьми как современная форма работы с семьей по вовлечению ее в педагогический процесс Этот мастер-класс - демонстрация одного из приёмов работы с семьёй, которую я осуществляю в своей практической деятельности. Вы устали тратить.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материнская школа «Карапуз» как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста
Опубликовано: 15 октября 2022 в 11:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Материнская школа «Карапуз» как современная форма работы с семьями, имеющими детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Бурдина (УИ 116935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД