Юдина Наталья Владимировна
Паспорт РППС группы
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организован-ным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.2)
Публикация «Паспорт РППС группы» размещена в разделах
(Примерная ООП ДО ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
•Предметная среда, в которой действует ребенок, применяя уже имеющиеся у него знания и способы действия, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении (С. Л. Новоселова)
• Возможность для реализация всех видов детской деятельности в рамках социальной ситуации развития как системы отношений, возникающая между ребенком и окружающим его социальным миром в данный возрастной период, где взаимоотношения выстраиваются между взрослыми, детьми и окружающей средой (ФГОС ДО)
• должна способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.
• создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития ребенка (Л. С. Выготский).
• среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка. Это означает, что предметная среда должна содержать как кон-сервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддьяков)
Требования к РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
РППС должна обеспечивать :
• возможность общения и совместной деятельности детей, а также возможности для уединения;
• реализацию различных образовательных программ (параллельная реализация содержания обеих частей ООП);
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
РРПП должна быть: содержательно-насыщенной. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической (должны быть выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием по каждому направлению развития в соответствии со спецификой Программы)
РРПП должна быть: трансформируемой предполагается возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
РРПП должна быть: полифункциональной. Предполагается возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (не стационарно закрепленных)
РРПП должна быть: вариативной. Предполагается: наличие в группе различных пространств (для разных видов деятельности (9, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
РРПП должна быть: доступной и безопасной.
•Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
• Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их ис-пользования.
Нормативные документы
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандар-та дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. 30384
• СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020г.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Об-разова-тельные об-лас-ти Центр развития Имеющиеся материалы и
оборудование План развития
Социально-коммуникативное развитие Центр сюжетно-ролевых игр • Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
• Поликлиника: шапочка с красным крестиком, халаты (4 шт., атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей, пипетка, вата, бинт, горчичники, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
• Шофёр, мотоциклист: копии разных инструментов (гаечный ключ, молоток, отвёртка, пассатижи, рули, за-правка.
• Столовая: колпак, фартук, посуда, продукты.
• Парикмахерская: халат, расчёски, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
• Магазин: коробки из-под конфет, чая, сока, сахара, калькулятор, весы, фартук (2 шт., кассовые чеки, кошельки с деньгами.
• Семья: куклы, одежда для кукол, мебель, коляска, пелёнки.
• Оборудование для режиссё рской игры: многофунк-циональные кубики, наборы образных игрушек небольшого размера (животные, динозавры, кубики, игровое оборудо-вание (мебель, посуда, животные, неоформленный игровой материал (кубики, шарики, бутылочки).
• Макеты объёмные – дома. Шофёр, мотоциклист: ремень безо-пасности, шлем, перчатки, насос, руль. Лё тчик: фуражка, пилотка, ат-рибуты (штурвал, пульт управления с функциональными кнопками Мо-ряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль.
Центр природы • Календарь природы.
• Комнатные цветы.
• Место для труда ( инвентарь для трудовой деятельно-сти: 2 клеёнчатых фартука, щётки, тряпки, лейки, тазик, па-лочки для рыхления).
• Иллюстрации с изображением признаков сезона.
• Зимний огород (луковицы, крупные и мелкие семена).
• Картинки с изображением цветов.
• Папка «Перелетные птицы»
• Папка «Грибы»
• Папка «Овощи»
• Иллюстрации с изображением общих признаков рас-тений (корень, стебель, листья, цветок, плод).
• Разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки.
• Природный материал: шишки, камни, кора деревьев.
• Демонстрационный материал для оформления уголка по сезонам (зима, весна, лето, осень)
• Д/и «Времена года»
• Книги о природе, животных и т. д. Дидактические игры на природовед-ческую тематику.
Центр дежурств • Салфетницы
• Плакат Мы дежурим
• Карточки сегодня дежурят
• Коробка под салфетки
• Салфетки
• Схема дежурства по столовой
• Фартуки для девочек
• Фартуки для мальчиков
• Косынки для девочек
• Шапочки для мальчиков
• Салфетки для краски
• Салфетки для клея
• Лейки
• Опрыскивать для цветов
• Салфетки для протирания пыли
• Палочки для рыхления почвы
• Щетки
• Схемы ухода за растениями
• Клеенка • Папка «Складываем салфетки красиво»
• Схема правильного расклады-вания предметов на занятии
• Фартуки
Центр ПДД и центр пожарной безо-пасности Демонстрационный материал
• «Дорожная безопасность»;
• «Правила дорожного движения»
• «Будь осторожен на улице!»
• Папка предметных картинок «Транспорт»
• Д/и «Дорожные знаки»
• Макет дороги
• Напольные дорожные знаки • Костюмы ГАИ.
• Макет светофора.
• Уголок ПДД.
• Огнетушитель.
• Маска – респиратор.
• Игрушки заместители для иг-ры «Мы пожарные».
• Уголок пожарной безопасно-сти.
Центр ТРИЗ • Разработка дидактических игр по ТРИЗ.
Центр уединения • Телефон для звонков маме или папе.
• Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и погово-рить, рассказать свои переживания.
• Коробочка для гнева (ребенок выговаривает все свои обиды).
• Мирилка (коробочка примирения).
• Книги. Сказки с добрыми героями • Фотоальбом с семейными фо-тографиями
Познавательное развитие Центр патриотического воспитания • Демонстрационный материал герб, флаг, гимн Рос-сии.
• Фото альбом «Панорамы Родины»
-Д/ и: «Животные наших лесов»;
-Д/ и: «Найди тень насекомого». • Альбом «Наше село».
• Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей России.
Центр конструирования • Деревянные большие кубики и кирпичики.
• Маленькие деревянные кубики и кирпичики.
• Пластмассовые кубики.
• Строительный материал (пластмассовые) разных раз-меров.
Различные конструкторы с разными способами крепления
• Схемы, образцы, рисунки
• Плоскостные мозаики
• Коробочки разных размеров
• Пирамиды
• Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
• Образцы построек и поделок.
• Коробки разных размеров.
• Палочки. • Образцы построек разной сложности.
• Наборы для моделирования.
• Опорные схемы.
Центр математического развития
• Коврограф «Ларчик»
• Игровой, дидактический материал к коврографу «Ларчик»
• Игра «Чудесный мешочек».
• Рабочие тетради с заданиями.
• Настенная модель числового ряда с наличием чисел.
• Плакаты – «Геометрические фигуры»
• Наборы геометрических фигур
• Счётные палочки
• Раздаточный материал:
-цифры на каждого ребёнка;
-геометрические фигуры на каждого ребёнка;
-счётные палочки;
-карточки для счёта;
-мелкие предметы для счёта и сравнения;
-таблицы и модели.
• Модель часов.
• Часы настенные.
• Различные настольно-печатные, дидактические игры.
• Домино.
• Пособие по математике.
• Занимательные книги по математике и книги для са-мостоятельных занятий. • Игры с цифрами.
• Модели числовых и времен-ных отношений.
• Счёты.
• Различные календари.
• Геометрические головоломки, мягкий конструктор.
Центр Экспериментирования • Дидактическое пособие по времени года.
• Мини лаборатория для исследовательской деятельно-сти: сита и воронки, соломки для коктейля, увеличительные стекла, материалы: песок, соль, вода, магнит, бумага; разные виды бумаги, увеличительное стекло, мерные ложки, ста-канчики, резиновые груши разного объёма, магниты, песоч-ные часы.
• Энциклопедии, познавательная природоведческая ли-тература.
• Природный материал (камешки, песок, семена, ра-кушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.)
• Утилизированный материал (проволока, фантики, пе-нопласт, пробки, нитки и др.)
• Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки)
• Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.). • Карты природных зон.
• Карта мира.
• Глобус.
• Фартуки и нарукавники для проведения опытов
•
Речевое развитие Центр речевого развития и центр «Будем говорить правильно» • Настольно-печатные игры:
-«Кто где живет?»;
-«Где начало рассказа?»;
-«Найди картинке место»;
- «Исправь ошибку»;
-«Нарисуй сказку».
• Картотека для артикуляционной гимнастики.
• Картотека с чистоговорками.
• Картотека со скороговорками.
• Дидактические наглядные материалы.
• Предметные и сюжетные картинки.
• Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по кар-тинкам».
• Зеркала для артикуляционной гимнастики.
• Буквы на кубиках.
• Сюжетные и предметные картинки.
• Домино.
• Пазлы.
• Художественная литература.
• Различные азбуки и буквари.
• Загадки, ребусы, кроссворды.
• Мозаики.
• Доска, мел.
• Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по кар-тинкам».
• Схемы для составления рассказов и описания. • Плакат «Звуковые слоги»
• Схемы звукового состава слов, состоящие из клеток.
• Настольные развивающие иг-ры речевого характера.
Центр «Здравствуй, книга» • Книги, рекомендованные для чтения детям
• Произведения малых форм (русские народные и фольклорные произведения).
• Произведения поэтов и писателей России.
• Литературные сказки.
• Русские народные сказки и сказки народов мира.
• Небылицы.
• Басни.
• Книги, любимые детьми.
• Сезонная литература.
• Презентация портреты детских писателей.
• Занимательная азбука. • Серии сюжетных картинок (истории в картинках).
• Иллюстрированные сборники сказок, книжки малышки с хороши-ми рисунками и текстами из двух-трёх строк, предваряющими иллюст-рацию или завершающими страницу.
Художественно-эстетическое развитие Центр изобразительной деятельно-сти
• Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.
• Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые; баночки для промывания ворса кисти от краски.
• Бумага для рисования разного формата.
• Салфетки.
• Губки из поролона.
• Пластилин, доски для лепки.
• Стеки разной формы.
• Розетки для клея.
• Мелки для рисования на доске и асфальте.
• Трафареты
• Раскраски
• Выставка работ детского творчества.
• Баночки для промывания кисточек
Материалы для ручного труда:
• Бумага разных видов (цветная, гофрированная, сал-фетки, картон, открытки и др.)
• Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верё-вочки. шнурки, ленточки и т. д.).
• Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы. пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.).
• Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, и др.).
• Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. • Схемы последовательного из-готовления поделки.
• Образцы для рисования.
Центр музыкально-театрализованной деятельности • Ширма.
• Кукольный театр.
• Атрибуты для театрализованных и режиссёрских игр.
• Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы лю-бимых сказок.
• Театр резиновых игрушек.
• Музыкальные инструменты – металлофон, бубен, ма-ракасы.
• Музыкальные игрушки.
• Уголок ряженья • Театр из игрушек самоделок - (вязаные звери).
• Набор сказок для драматиза-ции.
• Альбом с иллюстрациями му-зыкальных инструментов.
Физическое развитие Центр физического развития • Оборудование для прыжков: обручи, палка гимнасти-ческая, скакалки, веревка.
• Оборудование для катания, бросания, ловли: мяч ре-зиновый, мешочки для метания.
• Разнообразные игрушки, стимулирующие двигатель-ную активность: мячи пластмассовые, платочки, ленты, флажки, султанчики.
• Кегли, кольцебросы.
• Игра «Дартц»
• Картотеки подвижных игр.
• Массажные следочки (для профилактики плоскосто-пия, спортивные дорожки. • Кубики с изображением уп-ражнений.
• Бадминтон.
• Массажные рукавички.
• Картотека упражнений дыха-тельной гимнастики.
Приемная • Шкафчики с определением индивидуальной принад-лежности, скамейки
• Информационный стенд для взрослых и детей:
• Меню
• Мы рисуем
• Материал по теме недели
• Режим дня
• Уголок «Безопасность». • Уголок логопеда.
• Музыкальный уголок.