Алина Пчелина
Ментальная арифметика как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальная арифметика, как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников, через проектную деятельность.
Автор: воспитатель Пчелина Алина Николаевна
Публикация «Ментальная арифметика как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Ментальная арифметика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути дополнительного развития умственных способностей детей. Вот и для меня наиболее актуальным стал вопрос - «Как организовать дополнительную работу в условиях реализации ФГОС", чтобы она была наиболее эффективной? Дошкольный возраст - это уникальный период для развития личности.
Именно в этот период формируется преставления у ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребенка наиболее интенсивно развиваются до 6-7 лет.
В 2018 году я закончила курс «Ментальная арифметика», получила удостоверение о повышении квалификации. Наличие этого удостоверения дает право преподавания ментальной арифметики в дошкольном учреждении. Тогда и возник проект «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ".
Тема актуальна, так как я наблюдаю, что предмет математики становится неинтересным детям. В то время, как вычисления необходимы каждый день, в самых трудных ситуациях в кратчайшее время находить хорошие, нестандартные решения. На практике видно, что дошкольники плохо владеют вычислительными навыками. Среди причин можно назвать низкий уровень мыслительной деятельности, неразвитое внимание и память.
Исходя из значимости проблемы, я определила основную стратегию своей работы – «Развитие умственных способностей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет Абакус».
Ментальная арифметика для детей – методика, которая направлена на развитие умственных способностей ребенка, логики, мыслительные процессов, мелкой моторики и запоминания, развитие межполушарного взаимодействия.
Левое полушарие отвечает за логику. Его задача заключается в том, чтобы задействовать больше в работу правое полушарие. Это стимулирует развитие памяти, воображения и визуализации, помогает достичь детям высоких показателей в различных сферах. В итоге дети становятся более уверенными в своих силах, легко решают задачи разного уровня сложности.
Ментальная Арифметика стара, как мир. Впервые придумана турком Шеном 5 тыс. лет назад. Позже японцами была ни раз усовершенствована, и сегодня мы используем –калькулятор, обработанный абакус, но калькулятор в отличие от абакуса (счёт) приносит только вред развитию умственных способностей. Известно, что у человека правое полушарие, отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работа двух полушарий даёт огромный потенциал для развития детей. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг.
Методика позволяет развить интеллектуальные способности ребенка, используя специальные счеты – абакус.
Доказано что, возраст детей 4-6 лет самый подходящий, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой. Именно в этом возрасте мозг более гибкий в плане запоминания.
Занятия по проекту мы проводим не более двух раз в неделю в форме СОД, продолжительностью 25-30 мин. В них входит постоянная смена деятельности детей : предусмотрена совместная работа, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности.
Все занятия увлекательны для детей, потому что проводим их в игровой форме с помощью специальных предметов и абакуса. Часто задействуем предметы с яркой окраской, чтобы ребенок мог быстрее и легче запомнить нужную информацию. На занятиях у детей включается в работу оба полушария. Развитие левого полушария : заставляет работать мелкую моторику, воочию представив результат арифметического действия. Развитие правого полушария : арифметическое вычисление в уме, равномерное использование обеих рук.
Занятия носят групповой характер. Кроме обучения дети учатся и общаться. Задание даем как группе, так и индивидуально. Такой подход помогает заинтересовать ребенка и решить поставленную перед ним задачу. Обучение осуществляем в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты Абакус, решают арифметические задачи, перемещая деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. На втором этапе детей учим воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он может производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами)
Курс длится 2,5 года. Через год–полтора, в некоторых случаях – два, дети вполне способны самостоятельно вычислять в уме различные задачи.
Мы апробируем эту методику второй год. И результаты мониторинга показывают, что у детей моей группы высокий уровень освоения образовательной программы в разделе «Формирование элементарных математических представлений». В возрасте 5- 6 лет мои дети уже умеют выполнять простые и более сложные задачи в уме, они сообразительны и уверены в себе, у них улучшилась память и мыслительные процессы, хорошо развита логика.
Таким образом, эффективность программы обучения ментальной арифметике объясняется следующими факторами:
1. развитие способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти; 2. развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов и ресурсов при построении знаковых систем; 3. развитие уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта; 4. учет деятельностного подхода в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного возраста интереснее и понятнее те знания, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятие превращается в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.
Программа обучения ментальной арифметике, основанная на системе устного счёта с помощью арифметических вычислений на Абакусе, может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.
Список литературы
Багаутдинов Р., Ганиев Р. Ментальная арифметика. Знакомство. – М. : Траст, 2015 – 116 с.
Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. - [Б. м. ] : Издательские решения, 2017. - 18 с. 3.
Маулешева А., Сырланова С. Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016, 2016. – С. 221-226.
Секреты ментальной арифметики раскрыла эксперт Елабужского института КФУ, электронный ресурс] – URL - https://kpfu.ru/elabuga/sekrety-mentalnoj-arifmetiki-raskryla-ekspert.html (дата обращения 15.03.2019).
Сырланова С. Т. Развитие креативности дошкольников с помощью ментальной арифметики Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» https://emc21.ru/wp-content/uploads/2016/09/Statya_Syrlanova-Saule-Tynyshtykbaevna.pdf.