Лучший педагог года

Ментальные карты в работе с дошкольниками

Евгения Риванова
Ментальные карты в работе с дошкольниками

Ментальные карты в работе с дошкольниками

Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации процесса обучения. В связи с этим объективная реальность современно общества не позволяет нам работать по-старому. Приходится осваивать новые понятия, терминологию, возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Публикация «Ментальные карты в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Метод ментальных карт (МК) оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей школьного и дошкольного возраста.

Автор метода МК Тони Бьюзен, Валентина Михайловна Акименко адаптировала метод и ввела его в практику дошкольного периода в работе с детьми с ТНР.

Так что же такое ментальные карты? Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Цель метода создание новых идей, фиксация этих идей, анализ и упорядочение информации, принятых решений. Имея радиантную структуру МК позволяют представлять информацию быстрее, нагляднее, чем линейное письмо. Рисунки, графические образы, изображения, вызывающие ассоциативный ряд позволяют легче запомнить и быстрее воспроизвести информацию.

Принципы построения МК достаточно просты и доступны любому специалисту ДОУ:

1. Горизонтальное расположение. Это объясняется близостью такой формы с природой. Человеческий глаз лучше воспринимает прмоугольник.

2. Слова располагаются горизонтально.

3. В центе главный элемент тема,цель.

4. Яркость. Используется 3 и более цветов.

5. Картинки.

6. Графических элементов должно быть больше чем слов.

7. Цветов, фактур, стрелок, различных линий должно быть много.

8. Письмо печатными буквами Исходя из этого МК должна быть яркой, эмоциональной, но в то же время она должна быть чистой и ясной.

Из опыта работы могу сказать, что есть темы, которые детям "даются" достатостаточно тяжело, в силу ограниченности представлений. Применять данный метод в группе детей среднего дошкольного возраста я начала спонтанно. Дети в свои 4 года имели ограниченные знания о птицах и работа "закипела". Сейчас мы рассмотрим одну из таких карт по теме "Птицы". Итак, мы знаем, что птицы бывают домашние и дикие (они подразделяются в свою очередь на зимующих и перелетных). С помощью имеющегося у детей опыта мы имеем возможность определить чем питаются птицы, с помощью взрослых мы определяем, какую пользу приносят пернатые людям и как мы, в свою очередь, оберегаем их и т. д. Говорить о том, что это "однаразовая" работа будет не правильно, так как темы цикличны на протяжении дошкольного возраста. Со временем карта заполняется все новыми и новыми данными, которые дети имеют возможность узнать из множества источников (познавательные передачи, мультфильмы, общение со взрослыми, собственные наблюдения)

Таким образом, метод МК позволяет нам добиться значительных результатов. А именно:

-расширяется активный и пассивный словарь;

- происходит постоянная работа над грамматическим строем речи;

- благодаря цикличности тем МК позволяют использовать ее не единыжды, добавлять информацию;

- дети начинают осознанно пользоваться речью;

- происходит взаимодействие правого и левого полушарий;

- визуализация;

- увеличивается объем памяти;

-ассоциативное мышление (образами)- преобладает в дошкольном возрасте;

- развиваются позитивные качества характера.

Мой опыт работы пригодится специалистам работающим с детьми ОВЗ, в инклюзии. К примеру, детям с нарушением речи очень часто бывает сложно сформулировать мысли, подобрать слова к своему высказыванию, а еще и правильно грамматически оформить свой доклад. Благодаря введению в работу данных карт даже самые молчаливые детки начали проявлять активность, им легче оформить свои мысли, постепенно проходит речевая боязнь.

Публикации по теме:

Использование ментальных карт в работе с дошкольниками Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной.

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольникамиИспользование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

Мастер-класс «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ» Мастер-класс. «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога ДОУ»Прошу прощения за сокращения в тексте. На сайте есть.

Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольникамиМентальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал.

Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться.

Мозаика как игровая технология в работе с дошкольниками Введение Все сопровождающие детей взрослые хотят видеть их здоровыми и образованными. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью.

Нетрадиционные техники аппликации в работе с дошкольниками Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Все «за» использования игры в работе с дошкольниками Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными.

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольникамиРоль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Автор публикации:
Ментальные карты в работе с дошкольниками
Опубликовано: 27 августа 2019 в 21:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД