Папки-передвижки

Использование ментальных карт в работе с дошкольниками

Надежда Шара-Хоо
Использование ментальных карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода ментальных карт.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические положения метода ментальных карт.

2. Продемонстрировать возможности применения метода ментальных карт на практике.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций)

«Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» или "Все новое-это хорошо забытое старое"

Попробую ответить на вопросы:

Публикация «Использование ментальных карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Что такое ментальная карта?

Как создается

В чём ее достоинство

Как можно использовать ментальную карту?

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, мыслительные, интеллектуальные карты, Ментальные карты ещё по-другому называются: интеллект – картами, картами знаний, мыслительными картами, картами сознания, карта памяти, карта разума, карта ума, карта представлений, умственные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Интеллектуальная карта - это инструмент визуального представления и записи информации.

Ментальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество ментальных карт карт в том, что:

1. учит (выделять главное, обобщать, систематезировать)

2. развивает (память, мышление, воображение)

3. позволяет (получать знания, обобщать знания, проверять знания)

4. способствует (обучению, концентрации внимания,запоминанию, мышлению, мотивации)

5. Их легко составить

6. Можно запомнить быстро и качественно много информации.

7. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

8. Преимущества метода метальных карт :

9. Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

10. Привлекательность. Ментальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

11. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в ментальной карте, легко запоминается.

12. Информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

13. Креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

14. Инновационность. Ментальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Свойства ментальных карт :

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт :

1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

6. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Мыслительные карты могут использоваться для :

1. изучение нового материала

2. закрепление материала

3. обобщение материала

4. планирования деятельности

5. подготовка проекта, презентации

6. упорядочивания и систематизации информации

7. конспектирование

Хочу вам показать примеры ментальных карт

Практическая часть

Обсуждение результатов работ (1 человек с группы)

Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов

Рекомендации по применению интеллект- карт :

• задавайте больше вопросов;

• обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

• Беседуйте по карте;

• составляйте рассказы;

• добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

экспериментируйте

Публикации по теме:

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский.

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира,.

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ Проблема эффективности коррекционной помощи детям с ОВЗ остаётся очень актуальной. Наука о развитии умственных способностей и достижении.

Видео «Мастер-класс с педагогами «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками» Мастер-класс с педагогами по квест технологии «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками» Добрый день, я Киреева Наталья.

Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мною был взят метод интеллектуальных.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками. Презентация «Дары осени!» МКДОУКлючинский детский сад "Звездочка" Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками В должностных требованиях к воспитателю.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Консультация для воспитателей «Использование ментальных карт в образовательной деятельности ДОУ»Консультация для воспитателей «Использование ментальных карт в образовательной деятельности ДОУ» Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности. Изучая литературу и интернет – ресурсы.

Мастер-класс «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками» Уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Основной принцип мастер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ментальных карт в работе с дошкольниками
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 12:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ментальных карт в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шара-Хоо (УИ 644496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД