МААМ-картинки

Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Светлана Чеховская
Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях

(1слайд) Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных (ментальных) карт.

(2 слайд) История появления ментальных карт.

Публикация «Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях» размещена в разделах

«Интеллект-карты» были созданы американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получается «карты ума». Но чаще, всего в переводах используется термин «интеллект-карты».

(3 слайд) В мир дошкольных технологий, мыслительные (ментальные) карты пришли благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

(4 слайд) Чем привлекательны ментальные карты. Полезные свойсва ментальных карт :

- наглядность

- привлекательность

- запоминаемость

- современность

- творчество

- возможность пересмотра

Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Уникальность этого метода в том,что он одновременно включает себя работу правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.

(5 слайд) Цель моей презентации: передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольника

(6 слайд) Общие требования к составлению мыслительной карты :

- главная идея обводится в центре страницы

- лист располагается горизонтально

- для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

- в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации

- наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Возможно, кто-то возразит: «схемами пользовались всегда.»

Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составления ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели.

В этом есть суть развивающего обучения – активно-деятельного подхода.

По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения, рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

В составлении интеллект-карты могут участвовать :

- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ)

- педагог в совместном взаимодействии с обучающимися (как закрепление материала по определенной теме)

- дети вместе с родителями (составление мини-карт- дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)

При работе по развитию лексики (расширению объема и активизации словаря, уточнению значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста.

Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.

В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен.

Я хочу поделиться свом опытом использования ментальных карт.

Использование инновационных образовательных технологий в системе логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей с нарушениями речи, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать коррекционный процесс, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

Я работаю с ментальными картами в 2-х направлениях.

(7-8 слайд) 1-е направление:

- итоговая работа по формированию произносительной стороны речи

- знания о звуках речи, навыки звукового анализа.

(9-10-11 слайд) Ментальные карты при закреплении согласных звуков.

Материал подбирала сама, вырезала, детям предстояло разместить его, наклеить и рассказать о своих размышлениях.

Ребенок выбирает звук (букву). Размещает по центру, разукрашивает букву в соответствующий цвет, клеет синий и зеленый квадратик, обозначая твердый и мягкий звук и колокольчик (обозначает звонкость или глухость звука перечеркнутый). От синего квадратика размещаются картинки с твердым звуком, от зеленого с мягким звуком.

Дальше идут разнообразные задания, которые я им заранее приготовила.

Дети клеят его и выполняют.

Определить место звука в слове, определить какой это звук твердый или мягкий; поделить слова на слоги, выбрать и приклеить соответствующую картинку к схеме слова. Например, при составлении ментальной карты на звук «Б» надо было найти картинки с ударным слогом.

При составление ментальной карты на звук «С» надо было выделить слог со звуком «С», напечатать слово. При закреплении звука «М» выделить слог с твердым звуком «М», мягким звуком «М».

(12-13 слайд) Я составляю ментальные карты и на подгрупповых занятиях при закреплении согласных звуков. Например, «Звук и буква «З». В центре размещается буква «З», синим квадратиком обозначаем твердый звук, зеленым мягкий звук, первое ответвление – колокольчик (звонкий звук, картинка артикуляция звука). От синего квадратика ответвления –картинки с твердым звуком, определить место звука в слове. От зеленого квадратика ответвление – картинки с мягким звуком, определить место звука в слове. Следующее ответвление – на что похожа буква «З», печатная и прописная буква. Дети размещаю и клеят картинки коллективно.

(14-15 слайд) Ментальные карты с подгруппой можно создать и на этапе автоматизации звука, но это отнимает много времени. Я стала использовать многофункциональное панно.

В центре звук. Это «главная идея». От «главной идеи» проводим разноцветные ветви, которые соответствуют этапу автоматизации. В начале произносим в прямых слогах, затем в обратных. Ветви третьего порядка показывают автоматизацию звука в слове. В начале, середине, конце слова, ветви четвертого автоматизация во фразовой речи (в предложениях, чистоговорках, скороговорках). Автоматизация в связной речи (пересказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, в стихах).

При использовании панно дети могут наглядно видеть этапы работы над звуками, обхватывается большое количество детей. Данное панно можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Можно использовать в дидактических играх.

Например : «Отгадай, какой звук спрятался».

(16 слайд) 2 -е направление:

- итоговая работа по изученным лексико-грамматическим темам

- закрепление грамматических норм

- пересказы

- составление рассказов.

(17-18 слайд) При составлении ментальных карт на занятиях по развитию речи и лексико-грамматических занятиях работа так же велась от простого к сложному. Самая простая ментальная карта была сделана при закреплении темы: «Овощи». Нужно было выбрать и наклеить картинки с изображением овощей -первое ответвление, второе ответвление – где растут овощи, третье- кто ухаживает, четвертое- описать по форме, цвету, по вкусу и что можно приготовить из данного овоща.

Так же была создана ментальная карта по теме : «Фрукты». Затем я добавила лексико-грамматические задания. Ментальная карта по теме : «Одежда». Надо было выбрать картинки с одеждой, наклеить- первое ответвление; второе-выбрать наклеить картинки-предметы, которые потребуются для изготовления одежды; третье ответвление – рассказать из какого материала сделана одежда, из каких частей состоит; четвертое- вспомнить и закрепить слова- антонимы. По такому плану мы составляли ментальные карты по теме : «Зимующие птицы», «Ягоды», «Продукты питания».

Создавая ментальную карту «Домашние животные» отобрали и наклеили домашних животных-первое ответвление; второе-где живет домашнее животное, чем питается, кто ухаживает; третье- отобрать и наклеить картинки какую пользу приносит людям; четвертое ответвление-посчитать домашних животных (согласование числительных с существительным).

Анализируя свою работу с ментальными картами, я отдаю предпочтение картам по звукопроизношению. Буду продолжать работу в этом направлении. Буду предлагать детям больше самостоятельности в выборе необходимого материала и его оформлении. Продолжу работу по созданию новых многофункциональных панно.

(19 слайд) Хочу закончить свою презентацию словами Константина Дмитриевича Ушинского, выдающегося педагога:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

(20 слайд) Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Опубликовано: 2 июня 2020 в 09:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД