Светлана Чеховская
Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях
(1слайд) Изучая литературу и интернет- ресурсы в поиске новых форм и методов обучения, я обратила внимание на методику составления мыслительных (ментальных) карт.
(2 слайд) История появления ментальных карт.
Публикация «Ментальные карты в работе учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
«Интеллект-карты» были созданы американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получается «карты ума». Но чаще, всего в переводах используется термин «интеллект-карты».
(3 слайд) В мир дошкольных технологий, мыслительные (ментальные) карты пришли благодаря кандидату педагогических наук, доценту кафедры логопедии Ставропольского государственного педагогического института Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
(4 слайд) Чем привлекательны ментальные карты. Полезные свойсва ментальных карт :
- наглядность
- привлекательность
- запоминаемость
- современность
- творчество
- возможность пересмотра
Это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод мыслительных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Уникальность этого метода в том,что он одновременно включает себя работу правого и левого полушария головного мозга, тем самым, позволяя в полной мере использовать наш потенциал.
(5 слайд) Цель моей презентации: передача опыта использования метода мыслительных карт как средство речевого развития дошкольника
(6 слайд) Общие требования к составлению мыслительной карты :
- главная идея обводится в центре страницы
- лист располагается горизонтально
- для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации
- наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Возможно, кто-то возразит: «схемами пользовались всегда.»
Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составления ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели.
В этом есть суть развивающего обучения – активно-деятельного подхода.
По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, придумывать предложения, рассказы. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
В составлении интеллект-карты могут участвовать :
- педагог (он может составлять карту по теме занятия. При этом ребенок в ходе исследования-беседы по ней будет запоминать лексику, составлять предложения, рассказ)
- педагог в совместном взаимодействии с обучающимися (как закрепление материала по определенной теме)
- дети вместе с родителями (составление мини-карт- дети вместе с родителями, пополнение материала к картам)
При работе по развитию лексики (расширению объема и активизации словаря, уточнению значения слов, при формировании грамматических категорий, при работе по развитию связной речи (карта может выступать в качестве вербальной основы высказывания, быть планом пересказа текста.
Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, непосредственное участие воспитанников в составлении карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей.
В результате применения ментальных карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, стали более активными при разговоре, словарный запас стал точен и разнообразен.
Я хочу поделиться свом опытом использования ментальных карт.
Использование инновационных образовательных технологий в системе логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей с нарушениями речи, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать коррекционный процесс, учитывая образовательные потребности каждого ребенка.
Я работаю с ментальными картами в 2-х направлениях.
(7-8 слайд) 1-е направление:
- итоговая работа по формированию произносительной стороны речи
- знания о звуках речи, навыки звукового анализа.
(9-10-11 слайд) Ментальные карты при закреплении согласных звуков.
Материал подбирала сама, вырезала, детям предстояло разместить его, наклеить и рассказать о своих размышлениях.
Ребенок выбирает звук (букву). Размещает по центру, разукрашивает букву в соответствующий цвет, клеет синий и зеленый квадратик, обозначая твердый и мягкий звук и колокольчик (обозначает звонкость или глухость звука перечеркнутый). От синего квадратика размещаются картинки с твердым звуком, от зеленого с мягким звуком.
Дальше идут разнообразные задания, которые я им заранее приготовила.
Дети клеят его и выполняют.
Определить место звука в слове, определить какой это звук твердый или мягкий; поделить слова на слоги, выбрать и приклеить соответствующую картинку к схеме слова. Например, при составлении ментальной карты на звук «Б» надо было найти картинки с ударным слогом.
При составление ментальной карты на звук «С» надо было выделить слог со звуком «С», напечатать слово. При закреплении звука «М» выделить слог с твердым звуком «М», мягким звуком «М».
(12-13 слайд) Я составляю ментальные карты и на подгрупповых занятиях при закреплении согласных звуков. Например, «Звук и буква «З». В центре размещается буква «З», синим квадратиком обозначаем твердый звук, зеленым мягкий звук, первое ответвление – колокольчик (звонкий звук, картинка артикуляция звука). От синего квадратика ответвления –картинки с твердым звуком, определить место звука в слове. От зеленого квадратика ответвление – картинки с мягким звуком, определить место звука в слове. Следующее ответвление – на что похожа буква «З», печатная и прописная буква. Дети размещаю и клеят картинки коллективно.
(14-15 слайд) Ментальные карты с подгруппой можно создать и на этапе автоматизации звука, но это отнимает много времени. Я стала использовать многофункциональное панно.
В центре звук. Это «главная идея». От «главной идеи» проводим разноцветные ветви, которые соответствуют этапу автоматизации. В начале произносим в прямых слогах, затем в обратных. Ветви третьего порядка показывают автоматизацию звука в слове. В начале, середине, конце слова, ветви четвертого автоматизация во фразовой речи (в предложениях, чистоговорках, скороговорках). Автоматизация в связной речи (пересказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, в стихах).
При использовании панно дети могут наглядно видеть этапы работы над звуками, обхватывается большое количество детей. Данное панно можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Можно использовать в дидактических играх.
Например : «Отгадай, какой звук спрятался».
(16 слайд) 2 -е направление:
- итоговая работа по изученным лексико-грамматическим темам
- закрепление грамматических норм
- пересказы
- составление рассказов.
(17-18 слайд) При составлении ментальных карт на занятиях по развитию речи и лексико-грамматических занятиях работа так же велась от простого к сложному. Самая простая ментальная карта была сделана при закреплении темы: «Овощи». Нужно было выбрать и наклеить картинки с изображением овощей -первое ответвление, второе ответвление – где растут овощи, третье- кто ухаживает, четвертое- описать по форме, цвету, по вкусу и что можно приготовить из данного овоща.
Так же была создана ментальная карта по теме : «Фрукты». Затем я добавила лексико-грамматические задания. Ментальная карта по теме : «Одежда». Надо было выбрать картинки с одеждой, наклеить- первое ответвление; второе-выбрать наклеить картинки-предметы, которые потребуются для изготовления одежды; третье ответвление – рассказать из какого материала сделана одежда, из каких частей состоит; четвертое- вспомнить и закрепить слова- антонимы. По такому плану мы составляли ментальные карты по теме : «Зимующие птицы», «Ягоды», «Продукты питания».
Создавая ментальную карту «Домашние животные» отобрали и наклеили домашних животных-первое ответвление; второе-где живет домашнее животное, чем питается, кто ухаживает; третье- отобрать и наклеить картинки какую пользу приносит людям; четвертое ответвление-посчитать домашних животных (согласование числительных с существительным).
Анализируя свою работу с ментальными картами, я отдаю предпочтение картам по звукопроизношению. Буду продолжать работу в этом направлении. Буду предлагать детям больше самостоятельности в выборе необходимого материала и его оформлении. Продолжу работу по созданию новых многофункциональных панно.
(19 слайд) Хочу закончить свою презентацию словами Константина Дмитриевича Ушинского, выдающегося педагога:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
(20 слайд) Спасибо за внимание!