Мероприятие для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Прабабушкина школа»

Нина Власова
Мероприятие для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Прабабушкина школа»

Мероприятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Власова Нина Сергеевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №14

«Светлячок»

Пермский край, г. Кудымкар

Тема. Прабабушкина школа.

Цель: Совершенствовать работу по патриотическому воспитанию;

повышение профессиональной компетентности педагогов области русского народного творчества.

1 часть. Вступительная:

Ведущий. «Начинается сказка от сивки от бурки, от вещей каурки. На море- океане, на острове Буяне стоит бык печеный, а у него в боку нож точенный, сейчас нож вынимается – изволь кушать…

И это еще не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье».

Мы начали выступление с этой дразнящей присказки, которая означает, что наша тема посвящена фольклору.

День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума - разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого животворного источника - слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин.

Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…»

Задание.

-Вспомните те слова, которые поддерживают, подбадривают человека:

«Терпи, казак…. атаманом будешь»;

наставляют; «Умей вовремя сказать… вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить… себя губить»;

вразумляют: «Береженого … слюбится».

Ведущая.

И, так тысячах случаев и ситуаций, но разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.

Любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво и ответственно относятся к родному языку.

Фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны все, что соприкасается с ней. Нам взрослым следует, по чаще обращаться к фольклору, как святому источнику. Научить детей радоваться красоте и силе русского фольклора.

Предлагаем, вашему внимание выступление детей.

Выступление детей: чтение потешек, прибауток, считалок и загадок, показ отрывка из сказки «Лисичка со скакалочкой»

2 часть.

Игра «Прабабушкина школа».

Родители делятся на 2 команды.

1 задание. Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и дарили детям. (Толстой Л. Н., Даль В. И., Капица О., и др.)

2. задание. Назовите типы русских сказок. (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).

3. Расскажите, как обычно начинается русская сказка. («Жили – были…»;

«В некотором царстве…»; «Было у старика… .»; «Жил - поживал…».)

4 задание. Расскажите, как закачиваются сказка. («Вот и сказочке конец….»; «И теперь живут, хлеб жуют»; «Стали жить – поживать да добра наживать» ; «Я там был, мед – пиво пил».)

5 задание. В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова.

Переведите смысл слов на современный язык.

*Баской – нарядный, красивый;

*Браный – узорчатый (о ткани);

*Дроля – дорогой, милый, любимый;

*Ладом – хорошо;

*Пролеть – начало лета;

*Имение – имущество;

*Жито – всякий хлеб в зерне или на корню;

*Радеть – Стараться, заботиться.

6 задание. Определить, где пословица, а где поговорка.

Поговорка – окольное выражение, переносная речь, но без суждения. Поговорка весьма близка к пословице, стоит

Лишь одно слово прибавить или сделать переноску, из поговорки выйдет пословица. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»э

*«Одного поля ягодка»- поговорка;

* «мал золотник, да дорог» - пословица;

* С больной головы на здоровую» - поговорка;

* «Что не болит, то и не плачет» - пословица.

7 задание. Доскажи пословицу:

* «Осла узнаешь по ушам, а дурака (по словам)»

* «На родной сторонке, что на мягкой.. (соломке)».

8 задание. Переведите пословицу, поговорку на русский язык:

1. Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (анг.)-

«Баба с возу – кобыле легче».

2. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)-

«Язык до Киева доведет».

3. «Молчаливый рот – золотой рот» (нем.)

«Слово – серебро, молчание – золото».

4. «Разговорами риса не сваришь» (кит.)-

«Соловья баснями не кормят».

9 задание. Из представленных русских народных песен уберите авторские.

5. «Миленький ты мой»;

6. «Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо);

7. «Ой, мороз, мороз»;

8. «Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова);

10 задание. Какие народные праздничные игры, вы знаете?

(«змейка»- играли в Троицу, «Сковорода»- играли в Масленицу и т. д.)

3 часть. Заключительная:

Сегодня мы охватили лишь некоторые жанры русского фольклора, а их так много. Вы, что- то узнали новое, забытое старое, старинное, вечное.

Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало».

Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения.

Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие?

Тема: «Милости просим, а хлеб – соль по – старинному.

Цель: Закрепление знаний об истории русской кухни, традициях. особенностях, самобытном оригинальном опыте русского народа.

1часть. Вступительная.

Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб да соль вам! Гость в доме – хозяину

радость.

Ушли из быта современного человека многие блюда наших предков.

Почти никто уже не помнит вкуса овсяного киселя, немногие

понимают, почему с иным человеком «Каши не сваришь.

Обычаи стола – важнейшая часть быта, они не случайны, так как

отражают опыт многих поколений и уходят своими корнями в

глубокую древность. Поэтому история питания народа, его кухня –

одна из важнейших частей его материальной культуры, семейного и

общественного быта.

Приглашаю вас к просмотру фото- презентации «Маленькие кулинары», где отразим как дети с большим удовольствием готовят простые блюда.

2 часть. Просмотр презентации «Маленькие кулинары»

3 часть. Игра «Разговоры большие, а хлеб – соль маленькие».

Давайте заглянем в историю русской кухни, посмотрим, что и как ели

наши предки, откуда пришли на стол те или иные продукты и кушанья.

Приглашаю вас принять участие в игре «Разговоры большие, а хлеб

соль маленькие».

1. Ритуал еды у каждого народа свой. Главную же роль в ритуале еды

русских людей играли бережное отношение к продуктам питания, а

также режим питания под влиянием религиозного фактора, который

включал в себя посты.

Вопрос. Какой из некоторых постов самый голодный? Это не в смысле

запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов.

(Великий, Петровский, Успенский, Рождественский)

2. Много мы знаем высказываний о еде, о приеме пищи, о кухонной утвари.

Вопрос. Кому принадлежит высказывание: «Если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, если две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»?

(Петр Первый, Л. Н. Толстой, народная мудрость).

3. Многие продукты питания являются лечебными средствами при болезнях.

Вопрос Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе?

(Капуста, репа, свекла, морковь.)

4. Очень интересна история возникновения русских напитков. Первый культовый напиток древних русичей – березовый сок. Из него делали хлебную березовицу. А первый алкогольный напиток делался из меда, который назывался питным медом. Безалкогольному квасу около восьми веков. Хлебное вино так называли на Руси водку, - напиток чисто русский, узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей.

Вопрос. Кто из царей узаконил водку?

(Елизавета, Петр Первый, Екатерина, Павел).

5. Овощи, крупы в народе всегда оставались самыми главными кушаньями, так как они всегда были по карману простому крестьянину. В русской кухне существуют более 20 видов каш: гречневая, морковная, гороховая и т. д.

Вопрос. Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (Кутья, ярица, китина.).

6. Многие овощи были постоянной едой на столе крестьянина.

Вопрос. Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой»?

(Картофель, кислая капуста, соленый огурец).

4 часть. Преставление блюд русской народной кухни.

Родители предоставляют блюда русской или коми- пермяцкой кухни (название, история блюда, состав и способ приготовления).

5 часть. Заключительная.

Мы очень рады, что заинтересовали вас историей русского застолья.

А сейчас милости просим, гости дорогие, к столу отведать, что бог послал.

Хлеб соль вам!

«И после щедрого стола не забывайте про дела».

Дегустация приготовленных блюд.

Публикации по теме:

«Народные умельцы». Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения«Народные умельцы». Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами духовного краеведения» НОД для детей подготовительной группы ТЕМА: "Народные умельцы".

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только.

Из опыта работы МДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Мы знаем из Евангелия, как Господь любил детей. Он повелел своим апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо,.

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной группы «Христианская семья и её ценности» КОНСПЕКТ ООД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группы «Христианская семья и её ценности» Цель.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «По дорогам сказок» Конспект занятя по духовно-нравственному воспитаниюодготовительная к школе группа Дети 6-7 лет Цель: Расширять знания детей о сказках;.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история» Цель: формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Вифлеемская звезда» (старшая группа) Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова) (старшая группа).

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Поколений связующая нить» Проект «Поколений связующая нить» «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику:.

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Вифлеемская звезда» .

Занятие кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Добро и зло» Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию дошкольников Воспитатель: Косякова Надежда Владимировна 2015 г. Тема: Добро и.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мероприятие для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Прабабушкина школа»
Опубликовано: 22 апреля 2016 в 12:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30 сентября — День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических...
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника по ПДД в форме совместной НОД с детьми и родителями...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку»
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край люби и знай» (средняя группа)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....