Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»

Наталья Рябкова
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»

Цель: формировать представления детей о духовных ценностях русского народа, расширить знания о колоколах и колокольных звонах, воспитывать чувства патриотизма и уважения к символам Русской православной церкви.

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций православных храмов и колоколен.

2. Фотовыставка «Храмы Нижнего Новгорода».

3. Совместно с родителями посещение храма.

4. Сбор коллекции колокольчиков разных размеров и из разного материала.

Материалы к занятию

1. Музыкальный центр, диски с записями колокольных звонов.

2. Альбом с иллюстрациями храмов и колоколов.

3. Схема колокола, разрезные части колокола.

4. Металлофоны: деревянный и металлический с молоточком.

5. Карточки с изображением колоколов разного размера.

6. Колокольчики для детей.

7. Для украшения колоколов: краски, фломастеры, цветная бумага, бросовый материал, клей, кисточки.

Ход занятия

Звучит колокольный звон. Воспитатель вносит шкатулку и загадывает загадку:

«Из земли взяли, на огне грели,

Опять в землю положили:

А как вынули – стали бить,

Чтобы мог он говорить.»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Мы сейчас с вами откроем шкатулку, в ней ответ на загадку и узнаем правильно ли вы её отгадали.

Открываем шкатулку, достаём колокольчики и дети в них звонят.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Скажите, а где их можно увидеть и услышать?

Дети: (предполагаемые ответы: в храмах, в церквях).

Иллюстрации православных храмов.

Воспитатель: Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на иллюстрации, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов. Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать с Богом, а зовут людей в Храмы колокола. А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

Дети: (предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)

Воспитатель: Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов, шум. Хотите узнать историю появления колокола?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора, ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» - металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били колотушкой.

Предложить детям ударять по деревянной и металлической доске молоточком.

Воспитатель: Колокола появились более 1000 лет назад. Существует легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и серебряные и позолоченные и даже глиняные.

Предложить рассмотреть коллекцию колокольчиков.

Физкультминутка: подвижная игра «Бег с колокольчиком вокруг стульев».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все колокола у меня на картинках одинаковые? (Иллюстрации)

Дети: (предполагаемые ответы: нет, есть большие и маленькие).

Воспитатель: Маленькие – это колокольчики, как они звонят?

Дети: Динь-динь.

Воспитатель: Большие – это колокола, а они как звонят?

Дети: Бом – бом.

Игра: «Большие и маленькие колокола».

(Мальчики звонят, как большие колокола, девочки – как колокольчики. Воспитатель показывает карточки, дети изображают звон.)

Воспитатель: Дети, колокол – это единственный музыкальный инструмент, который используют в Храмах.

Загадка: «Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».

Дети: (дают предполагаемые отгадки).

Воспитатель: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

Внести схему колокола.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяя о пояс и получается звон.

Игра: «Сложи колокол» (2 команды).

Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем различные виды колокольных звонов (включить аудиозапись).

Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.

Набат – звон тревоги и беды.

Малиновый звон – оповещает о радости.

Воспитатель: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики. Хотите и вы стать мастерами? Я вам предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку.

Дети выбирают материал и украшают свои колокола.

Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Замфира.

Готовые работы помещаются на выставку для родителей.

Литература:

1. Л. Яхнин «Фарфоровые колокола».Издательство «Эксмо»2013.

2. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.

3. «Колокольные звоны России», сборник составил В. С. Мартышин, М. Россия 2006г.

4. Е. Рувинская «Прогулки с бабушкой».Н. Новгород,издательство «Кварц»2011

Публикации по теме:

«Народные умельцы». Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения«Народные умельцы». Занятие по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами духовного краеведения «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами духовного краеведения» НОД для детей подготовительной группы ТЕМА: "Народные умельцы".

Из опыта работы МДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Мы знаем из Евангелия, как Господь любил детей. Он повелел своим апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо,.

Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа) Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших.

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-матушка»Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Печка-матушка» Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: -Вызвать у детей интерес.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина» Цели: • формировать любовь к родному поселку и интерес к его прошлому и настоящему; • познакомить детей с историей названия поселка,.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект занятия-досуга по духовно-нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» Цель. Формировать представление о значении слов «дружба», «друзья». Развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить. Продолжать воспитывать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «По дорогам сказок» Конспект занятя по духовно-нравственному воспитаниюодготовительная к школе группа Дети 6-7 лет Цель: Расширять знания детей о сказках;.

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Вифлеемская звезда» (старшая группа) Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова) (старшая группа).

«Наша малая Родина-Сергачский край». Анализ итогов работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Наша малая Родина — Сергачский край. Итоги работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников «Колокольная история»
Опубликовано: 24 января 2016 в 16:56
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
Авторы: Онищенко Л. А, Палеенка С. Б. Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР ( тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки...
Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» ( формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные...
Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные приключения»...
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина Ирина Николаевна...
НОД по лепке «Весеннее солнышко» в средней группе
Тема: «Весеннее солнышко» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности: «Весеннее солнышко». Задачи: создавать условия...