Мероприятие для родителей «О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста»

Елена Шлыкова
Мероприятие для родителей «О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста»

О трудностях обучения чтению детей старшего

дошкольного возраста

«Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир»

В. А Сухомлинский.

Что такое навык чтения? Он включает в себя два компонента: техническую и смысловую сторону чтения. Каждый ребенок в процессе овладения техникой чтения вначале читает послоговым способом, затем короткие слова прочитает целиком, а более сложные все же по слогам. Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие ребенка, для успешности его обучения в школе. При подготовке детей к школе, нам взрослым, важно помнить, что не звук является названием буквы, а наоборот – буквы придуманы для обозначения звуков, буква – это значок звука, его графический образ. Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребёнка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя.

Какие же трудности могут возникнуть в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста?

Первая трудность – это нарушение звукопроизношения. Если ребенок вместо «МАША ЕЛА КАШУ» произносит «МАСЯ ЕВА КАСЮ», то именно так он и прочтёт, следовательно, вместо чтения мы получим стойкое закрепление дефектов произношения. В данном случае работает только один совет – как можно быстрее нормализовать устную речь ребёнка с помощью логопедических занятий. В этом случае, не торопитесь с чтением, а к изучению букв приступать пользуясь консультациями логопеда.

Вторая трудность – это когда дошкольник не может запомнить и путает похожие по написанию буквы. Как помочь в таком случае? Нужно заняться изучением каждой буквы по отдельности: можно обводить по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, крупы, бусинок и многое другое. Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом. Например: У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.

Третья трудность – это неправильное называние букв на начальном этапе обучения чтению. Называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают сочетания звуков (БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, ЭС, ЭН, ЭМ и т. д.). Соответственно при чтении они используют эти сочетания и не понимают, почему вместо слова «МАМА» получилось «ЭМ, А, ЭМ, А», а «КОТ» превратился в неизвестного зверя «КА, О, ТЭ». Учите ребёнка называть букву именем звука, чтобы их слияние проходило легко и давало «живое слово»: «М, А, М, А» - «МАМА», «К, О, Т» - «КОТ».

Четвёртая трудность – это механическое чтение. Зная все буквы и называя их правильно, дошкольники при чтении длинных слов (П, О, Д, У, Ш, К, А, забывают с чего начали и теряют смысл слова. В этом случае нужно учить послоговому чтению. Старайтесь, чтобы дети читали нараспев, с протягиванием гласных (ПОО – ДУУШ - КАА, МАА – ЛИИ – НАА). Так у ребёнка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Пятая трудность – начинающий чтец, увлечённый техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное предложение, он снова и снова возвращается к его началу. Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово и понять его значение, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребёнка повторить её целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, «смысловым», принесёт наибольшую пользу, а главное – удовольствие.

Приложение

Консультация для родителей

«Как преодолеть трудности при обучении ребенка чтению»

Какие приемы можно использовать, чтобы ребенок лучше запомнил буквы?

Вывешивайте крупное изображение буквы с рисунками предметов, названия которых начинаются с нее, над кроватью или столом малыша. Буквы должны целый день находиться в поле его зрения.

• Гуляя по улицам, постоянно фиксируйте внимание ребенка на вывесках магазинов. Пусть он находит среди стилизованных букв те, которые уже известны ему.

• Очень хороший прием - ассоциативная связь между графическим изображением буквы и образом предмета, созданного из этой буквы.

Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно?

Помогут различные упражнения:

1. Артикуляционная гимнастика

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти, ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.

2. Проговаривание чистоговорок:

ра-ра-ра – начинается игра;

ры-ры-ры – у нас в руках шары.

3. Скороговорки на проговаривание согласных звуков

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Коси, коса, пока роса.

4. Чтение громко и уверенно:

моль – соль – толь – боль

почка – почва – почта

дверь – зверь – червь

5. Упражнения на развитие смысловой догадки

Закончи пословицы:

Век живи, ___.

Готовь сани летом, __ ___.

6. «Чтение цепочек слов» ЛИ-СА-МА-КИ-НО-СИ-ЛА.

Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только, что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее.

7. Вставь букву

В начале обучения чтению слов эта игра оказывается очень эффективной. Вам потребуются картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Подпишите под картинками первую и последнюю букву, вместо гласной оставьте пробел. Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).

8. Закончи слово

Для этой игры потребуются любые картинки. К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание.

Итак, когда ребенок учится читать слова, важно:

- Учить осмысленному чтению. Лучше меньше прочитать, но понять то, о чем читаешь.

Следует еще раз подчеркнуть, что эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

Публикации по теме:

Интерактивная доска как эффективный инструмент обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Веселые старты»Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Веселые старты» Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Всестороннее развитие детей: развивать быстроту, ловкость, умение.

Досуговое мероприятие «Репка» для детей старшего дошкольного возраста Досуговое мероприятие «Репка» (Для детей старшего дошкольного возраста) Предварительная работа: Разработка сценария, распределение ролей,.

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Джентльмены и красавицы» Мероприятие для детей старшего возраста «Джентльмены и красавицы», проведенное Плузян Марьям Бабкеновной Дата проведения: 17.07.2017г. Место.

Образовательное мероприятие по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду» Задачи: Образовательная задача: • Познакомить детей с экологической сказкой «Слово о реке». Формировать у детей свое отношение к сказке.

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье и долголетие» "Здоровье и долголетие" Цель: пропаганда здорового образа жизни среди дошкольников. Задачи: - формировать навыки здорового образа жизни.

Педагогическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Весовые измерение» Тема: «Взвешиваем и измеряем» Цель: Познакомить детей с измерительным прибором – весы, с историей возникновения весов, знакомство с мерами.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы (консультация для родителей) Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова,.

Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок»Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок» Задачи: Приобщать детей к сказкам; расширять конкретные представления детей о персонажах и их действиях; способствовать формированию у.

Тематическое мероприятие на тему «Нам нужен мир!» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: проведение мероприятия, пропагандирующего мир, воспитание у детей патриотических чувств Задачи: - развивать лучшие качества человечества:.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Буквы, алфавит
  • Наша армия
Автор публикации:
Мероприятие для родителей «О трудностях обучения чтению детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 января 2018 в 19:42
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...