МААМ-картинки

Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя

Наталия Фролова
Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед родителями и специалистами, работающими с детьми.

Очень важную роль в этом непростом деле играет артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Публикация «Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика бывает пассивной, когда за ребенка выполняет гимнастику родитель или специалист, и активной, когда все упражнения ребенок выполняет самостоятельно. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические или неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка и динамические (подвижные, которые требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Артикуляционная гимнастика необходима для работы в комплексе с любыми речевыми нарушениями, полезна она и детям с нормативным произношением.

Начинать заниматься артикуляционной гимнастикой можно с любого возраста, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Например, с детьми до года можно заниматься пассивной артикуляционной гимнастикой.

Детям двух лет можно делать самые простые артикуляционные упражнения. Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение. Кроме этого, можно прибегнуть к различным «хитростям» : намазать губки малыша чем-нибудь вкусным, чтобы он их облизал, положить на вытянутый язычок кусочек яблока, огурчика или морковки. Здесь очень важно знать, есть ли у малыша аллергия и, соответственно, исключить этот компонент из «помощников» в проведении гимнастики. Можно попробовать такие задания:

«Прятки». Надо показать язык (высунуть как можно дальше, затем спрятать. Повторить несколько раз.

«Маятник».

«Буря».

«Варенье».

«Заборчик».

«Лошадка».

«Воздушный шарик».

«Сытый хомячок».

«Дом». Ротик малыша — это «дом». Взрослый стучит по щеке ребенка («Тук-тук», малыш открывает рот. Взрослый говорит «Пока-пока», и ротик закрывается.

Детям 3-4 лет упражнения можно усложнить и разнообразить, чередовать статику и динамику. «Блинчик». «Маятник». «Чистим зубы». «Качели». «Сытый хомячок». «Голодный хомячок». «Бегемотик». «Улыбка». «Трубочка»

В работе с детьми после 4-х лет специалисты, как правило, используют комплекс упражнений, направленный на исправление звукопроизношения (если оно у ребенка нарушено, на каждый звук - свой комплекс упражнений.

Без артикуляционной гимнастики не обходится в своей работе ни один логопед. Не последнее место она должна занимать и в работе воспитателя.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

Первая группа упражнений вырабатывает основные движения и положения артикуляционного аппарата.

Вторая способствует выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков, заднеязычных).

Третья группа - это специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, растягивание подъязычной уздечки. Здесь стоит оговориться, что упражнения на растягивание подъязычной уздечки следует выполнять очень аккуратно.

В младших группах берутся упражнения, направленные на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание отдельных групп звуков (свистящие и шипящие, в старших – для сонорных звуков.

Несколько слов хочу сказать о методике проведения артикуляционной гимнастики и ее принципах.

1. Артикуляционная гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении.

2. Артикуляционная гимнастика имеет накопительный эффект. Поэтому ее нужно выполнять ежедневно. Воспитателю не стоит предлагать детям весь комплекс упражнений за один раз. Достаточно будет двух-трех, но правильно выполненных. Здесь нельзя гнаться за количеством. Главное – качество! Лучше сделать меньше, но правильно, чем сделать много и не получить желаемого эффекта.

3. Как правило, комплекс артикуляционной гимнастики воспитатель планирует на неделю. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

4. При составлении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики воспитатель должен соблюдать строгую последовательность, соблюдая принцип от простого к сложному, учитывать возрастные особенности ребенка.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, воспитатель должен следить за осанкой ребенка – спина должна быть прямая.

6. Во время проведения гимнастики ребенок должен видеть свое лицо. Поэтому обязательным атрибутом должно быть зеркало: чистое, а главное – безопасное. Хорошо, если зеркало будет на каждого ребенка, но это совсем идеальный вариант. Если зеркал не хватает на всех детей, то артикуляционную гимнастику можно проводить не целой группой, а подгруппами. Воспитатель должен следить за правильностью выполнения упражнений ребенком.

7. Мотивация. Без нее никуда. Вряд ли ребенок будет с удовольствием и интересом повторять за воспитателем упражнения, если сам воспитатель механически открывает/закрывает рот или вытягивает губы трубочкой.

Ребенка нужно заинтересовать, замотивировать. В этом могут помочь разнообразные картинки, стихи, игрушки. Очень интересные карточки по артикуляционной гимнастике я приобрела на сайте «Мерсибо». С одной стороны – картинка, с другой стороны стихи и описание упражнения. Яркие, качественные, небольшого размера – очень удобно брать с собой.

8. И, пожалуй, самое главное: методике проведения артикуляционной гимнастики специалисты, в данном случае воспитатель, должен обучить родителей. Любой результат будет виден только тогда, когда он постоянно закрепляется. Поэтому родители играют главную роль в формировании красивой и правильной речи ребенка! Очень полезно будет провести семинары или практикумы с родителями по данной теме.

Сейчас существует множество прекрасной литературы по артикуляционной гимнастике. Очень люблю пособия Нищевой Н. В. Яркие, красивые картинки сопровождаются веселыми стихами. Прекрасные пособия по теме у О. И. Крупенчук, О. В. Рыжовой, Т. А. Куликовской и многих других.

Таким образом, артикуляционная гимнастика занимает одно из главных мест в работе воспитателя. Выполняя ее с детьми, подключая к работе родителей, мы улучшаем звукопроизношение детей и развиваем их речь.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Отчет подменного воспитателя о работе по самообразованию «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». /Мария фон Эбнер-Эшенбах/ «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя
Опубликовано: 27 мая 2020 в 19:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Место артикуляционной гимнастики в работе воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Фролова (УИ 596941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД