Метод сказкотерапии в работе педагога-психолога с использованием метафорических карт

Маргарита Черныховская
Метод сказкотерапии в работе педагога-психолога с использованием метафорических карт

Диапазон применения проективных карт огромен: способы решения конфликтов, личностный рост, групповая динамика, посттравматический синдром, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, проблемы зависимостей, взаимодействие с деньгами, целеполагание, смысл жизни — вот далеко не полный перечень областей, где эффективно использование проективных карт в качестве метафоры, обращения к воображению, фантазии и потоку ассоциаций.

Метафорические карты дают сильный эффект:

в выявлении причин негативных эмоций и состояний, таких как обида, страх, тревога, потеря смысла и трансофрмации их энергии в позитив;

в релаксации;

в самопознании и саморазвитии;

в генерировании идей и нахождения ресурсов для их реализации;

в налаживании и развитии отношений с окружающими и особенно близкими;

в сочетании с другими методами диагностики и коррекции;

Метафорические карты — это:

эффективнейший диагностический инструмент, позволяющий в очень сжатые сроки получить необходимый объём информации для качественной работы с клиентом;

создают безопасную и комфортную обстановку для самораскрытия в паре или в группе;

можно использовать в работе с взрослыми и детьми;

максимально экологичны в работе молодых специалистов (преодоление страхов допустить ошибки при консультировании из-за отсутствия достаточного опыта, для профессионалов (профилактика выгорания, для клиентов (повышенная безопасность и учёт индивидуальности).

В работе используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов.

1. Архетипические карты «Мастер сказок» (Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева)

Архетипические карты разработаны и могут быть использованы практическим психологом в работе с детьми и взрослыми на основании концепции Универсальных Архетипов, принятой в комплексной сказкотерапии.

Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Человек перестает быть в жизни "слепым котенком". Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей. Но главное - он понимает смысл текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности происходящего.

Всего используется 50 сюжетов сказокна основании 10 архетипов: дорога, государство, помощник, творец, сезонность, доброе сердце - холодное сердце и т. д. В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

2. «Волшебный сундучок. 101 игра со сказочными героями» – автор развивающих карт И. Р. Васильева.

Благодаря развивающим карточкам, ребенок вспоминает прочитанные взрослыми сказки или придумывая свои сюжеты, ребенок постигает мир, растет, развивается, умнеет. Сказочные герои подают ему добрый пример как поступить в трудной ситуации. В игровой форме можно развить интеллект и память ребенка, изменить характер, воспитать его хорошим, добрым, умным человеком, усиливают потенциал.

Воспользовавшись карточками, можно придумать для детей массу разнообразных игр.

В коробке четыре комплекта развивающих карточек:

1) «Сказочные герои» (24 карты) – игры помогут ребенку стать умным, целеустремленным, добрым и счастливым человеком. Можно разнообразить досуг ребенка, потренировать его внимание, память

2) «Чудесные предметы» (24 карты) – игры, с помощью которых можно разнообразить досуг ребенка, потренировать его внимание и память, научить его находчивости и умению рассуждать.

3) «Волшебные существа» (24 карты) – 24 волшебных существа, с которыми ребенок может играть и благодаря которым можно развить его интеллект и характер, воспитать его решительным и отзывчивым человеком.

4) «Игра «Кто где спрятался?» сказочные герои» – игры, которые тренируют память, внимание, помогает расслабиться, позволяет приятно и интересно провести время в семейном кругу.

Все игры дадут вам возможность предложить детям и родителям огромное количество самых разных игр и заданий,которые:

натренируют детскую речь память, внимание, логику и сообразительность;

научат детей доброте, вежливости и взаимопомощи;

подскажут, как понимать чувства других людей;

дадут возможность весело и с удовольствием провести свободное время.

3. «Проективные сказочные карты» (70 карт) – авторы метафорических ассоциативных карт Н. Олифирович, Г. Малейчук.

Такие метафорические ассоциативные карты - уникальный и эффективный инструмент, необходимый в работе практического психолога. Используют в консультировании с взрослыми, и так же можно использовать в работе с детьми от 6-ти лет.

Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй поможет выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Сказочные образы легко запоминаются и способствуют формированию своего рода «индивидуальной мифологии». В руководстве представлены методы работы с проективными сказочными картами, разные варианты и методика проведения занятий с их использованием.

Глоссарий нескольких сказочных образов (всего 70 персонажей, представленных в данной методике:

Баба Яга (сказка «Царевна-лягушка») – знающая. Эта пожилая волшебница, чародейка, наделенная магической силой.

Василиса Премудрая (сказка «Царевна-лягушка») – всемогущая. В этом воплощении героиня может все – печь пироги, ткать ковры и др. Обладает способностью к превращениям и глубокой женской мудростью. Однако уязвима к внешней агрессии. Особенно к вмешательству в свои телесные границы.

Ведьма (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») – агрессор. Ведьма – это женщина, обладающая важными и иногда тайными от других знаниями, практикующая магию и волшебство различного рода. Ведьма способна быть всегда молодой и перевоплощаться в разные образы, то есть быть разнообразной.

Герда (сказка «Снежная королева») – целеустремленная. Герда – один из вариантов спасателя. Упрямо движущаяся к цели, несмотря на препятствие. В отличие от других типов спасателей, ведет борьбу с реальной угрозой и помогает тому, кто не способен справиться сам.

Золушка (сказка «Золушка») – мечтательница. Персонаж, живущий тяжелой реальной жизнью и мечтающий о волшебных изменениях. Для достижения своих целей нуждается либо в чуде и волшебных помощниках, либо в развитии рациональности, логики. Способности анализировать свою жизнь и строить реалистичные планы на будущее.

Старый король (сказка «Золушка») – поддерживающий. Отражает способности поддерживать выборы своего ребенка, одобряет их.

Шрек (мультфильм «Шрек») – иной. Персонаж, олицетворяющий уникальность, индивидуальность, непохожесть на других. В то же время обладает жизнелюбием, человечностью, юмором, энергией, эмоциональной стабильностью, ответственностью и т. д.

"Проективные сказочные карты"помогут:

• наладить коммуникацию между людьми - для обмена мнениями без оценочных суждений;

• диагностировать проблемы клиента;

• развить интерес к самоизучению и саморазвитию;

• уменьшить страх критики и осуждения;

• преодолеть кризис и исцелить от последствий травмы;

• скорректировать отношения и разрешить конфликты;

• развить творческие способности и креативный подход к решению проблем;

• наладить отношения в семье;

• устранить проблемы общения с ребенком.

4. «Сокровищница жизненных сил» (25 карт)–автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Случаются жизненные ситуации, которые бросают вызов нашей жизненной силе. Кажется, что ее недостает. Но это иллюзия. Не бывает такого, чтобы силы было недостаточно для разрешения проблемы. Испытания всегда по силам и средствам. Другое дело, что резервуар жизненной силы оказывается погребенным под плитой разочарований, стереотипов или банальной усталости.

Первый принцип Комплексной сказкотерапии – принцип «жизненной силы»: все, что бы ни делал сказкотерапевт, должно умножать жизненную силу клиента. Когда у человека достаточно желания жить, он справляется с выпавшими ему трудными ситуациями самостоятельно. Есть сила, приходят помощники, новые идеи со временем разрешается. Психологические карты помогут обнаружить источник жизненной силы, обрести новый взгляд на обстоятельства и успешно преодолеть их. Воображение, жизненный и профессиональный опыт подскажут, каким образом еще можно использовать эту волшебную колоду в терапевтическом консультировании.

5. «Тайны женской силы» (24 карты, 24 ответа на один вопрос

– автор Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева.

Женщина рождена на свет, чтобы быть счастливой. В ней заключена огромная сила. И каждый день она борется за право быть любимой и счастливой, нередко отчаянно. Борется с обстоятельствами, собственным мужем и детьми, матерью и свекровью, начальником и сослуживцами; борется с погодой в доме. Женщина сильней, чем мужчина, но все ли она знает о своей силе? Всегда ли она понимает, как ею пользоваться?

Если женщина научится этой силой пользоваться, научится управлять своими эмоциями, она станет настоящей хозяйкой собственной жизни и следовательно у нее будут гармоничные дети. Очень часто женщине не хватает самого малого – точного понимания того, в каком направлении ей двигаться, или от чего беречься, или что именно развивать в себе.

Карты «тайны женской силы» подходят именно для таких случаев. Они разработаны на базе методологии комплексной сказкотерапии, составлены с учетом женских архетипов. Такие психологические карты помогут женщине-матери лучше понять себя и ситуацию, в которой она оказалась, найти верный путь к гармонии и счастью.

Публикации по теме:

Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУГрафические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

Использование различных игр в работе педагога-психологаИспользование различных игр в работе педагога-психолога В своей работе с детьми я использую различные игры, так как игра является основным видом деятельности в дошкольный период развития детей,.

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей.

Использование средств современных ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Непрерывный рост психологических.

Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций»Лэпбук в работе педагога-психолога на тему «Мир моих эмоций» ЛЭПБУК В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ТЕМУ «МИР МОИХ ЭМОЦИЙ» «Лэпбук» - в дoслoвнoм перевoде с английскoгo значит "накoленная книга" (lap.

Применение проектной деятельности в работе педагога-психолога. Проект «Я и мое настроение» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №288» Применение проектной деятельности.

Создаем сказку-метод проектов в практике педагога-психолога на групповых развивающих занятиях в детском саду Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,.

Статья «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ». В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной.

Су-джок массаж в работе педагога-психолога Cу – джок массаж в работе педагога- психолога. Преимуществами данной методики являются её эффективность, доступность и безопасность. Су.

Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ «Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ» Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Метод сказкотерапии в работе педагога-психолога с использованием метафорических карт
Опубликовано: 11 июня 2016 в 20:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 августа. День салатов на МААМ

Главным витаминным блюдам ’этой благодатной летней поры посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про пользу салатов, приготовить их вместе...

31 июля. День клоунов на МААМ

Для того, чтобы рассмешить людей, мало только рыжего парика и красного носа. Это целое искусство, знакомство с котором мы предлагаем устроить в день рождения знаменитого клоуна Олега Попова.


Горячие темочки