Валентина Дубовцева
Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей
Особую роль в процессе обучения дошкольников имеет метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей на занятиях по ознакомлению детей с окружающим миром :
1. Ввод детей в игровую ситуацию с помощью рассказов с
проблемной установкой
2. Создание игровых моментов на занятиях
3. Загадки
4. Проведение не сложных опытов
5. Моделирование
6. Приемы сравнения
7. Метод пяти чувств
8. Познавательный спор
9. Шутка, юмор
Публикация «Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей» размещена в разделах
Создание специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности позволяет формировать прочные познавательные навыки. Формирование познавательных интересов, является ключевым звеном совершенствования воспитательно - образовательной работы в ДОУ.
Новым методом, стимулирующим познавательную активность детей дошкольного возраста на занятиях, является метод познавательного спора. Раньше считалось, что применение этого метода допустимо лишь с детьми школьного возраста. Однако, многие дети в шестилетнем возрасте могут действовать независимо в сфере суждений, словесной оценки действий сверстника. Общение в группе сверстников способствует выработке у детей партнёрских отношений, где каждый участник, равный и доступный объект для критики. У детей зарождается критическая позиция по отношению к словам и действиям своих партнёров по познавательной деятельности, они замечают ошибки друг друга, соглашаются или спорят, отстаивают свою точку зрения.
Многое ребёнок усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подражания становится взрослый. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений, особая чувствительность к оценке особенно близких людей. Все это в совокупности тормозит развитие интеллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.
Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, поступках. Без этого не может быть развивающего обучения.
Для развития способности сомневаться, критически мыслить дошкольники нуждаются в сотрудничестве друг с другом, не только со взрослыми.
Решение познавательных задач путём познавательного спора - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых - побуждают к новому поиску знаний.
Во время организации познавательного спора надо рассадить детей таким образом, чтобы они видели лица друг друга. Настроить надо на то, что беседовать они будут все вместе, обращаясь к тому из детей, с кем хочется поспорить, чей ответ пожелают дополнить, чью неточность захотят исправить, кому выскажут своё одобрение и согласие. Чтобы дети не заговорили все разом, не перебивали друг друга, необходимо воспитывать у них культуру общения: внимательно слушать того, кто говорит; не перебивать; смотреть в лицо собеседника; обращаться по имени; не повторять то, что уже сказали.
Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходят в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог руководит детской дискуссией, вовлекая детей в совместный умственный писк, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Программа ТРИЗ предлагает использовать с этой целью метод мозгового штурма и игру «Диспут» .
Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода.
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми
Цели:
1. Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
2. Научить детей смело высказывать свои идеи на людях.
3. Научить детей фантазировать.
4. Научить детей говорить по одному, слушать других детей, не перебивая, уважать чужое мнение.
5. Поддержать робкого ребенка, похвалив его за идею, даже если она и
слабая.
6. Оценить общую активность детей.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
1. Разделить детей на две группы. Одна группа - «Генераторы идей», другая группа - «Проницательные аналитики» или «Эксперты».
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что можно любые идеи, даже самые дикие и фантастические, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать! Если будет гвалт у «генераторов», то это нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на «орание» надо неуклонно сокращать, через некоторое время дети научатся «орать» по очереди, а потом и нормально говорить по очереди.
Очень хороший прием для успокоения расшумевшейся группы
предложил И. Викентьев. Заранее надо договориться с группой, что все замолкают, когда воспитатель громко хлопнет в ладоши и вытянет руки вперед. В течение нескольких дней надо потренировать детей - сказать : «Шумите! А когда хлопну в ладоши, в тот же миг замолкайте». Более трех повторов команды за одно упражнение делать не следует - дети могут не успокоиться, им просто понравится шуметь.
Если дети уже обучены началам сильного мышления, то при проведении сеанса мозгового штурма предложите им помогать себе фантазировать (управлять своим мышлением, используя методы аналогий, ассоциаций, эмпатии, инверсии, образного представления и. т. д. Никогда не исключается здравый смысл и все приемы ТРИЗ, если они известны юным генераторам идей.
5. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен магнитофон.
6. Когда идеи иссякнуть, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также, предложат свои решения.
Обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся лучшие «генераторы» и «аналитики».
8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно, обе операции надо разнести во времени.
9. Великолепным стимулом активности является постановка детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то помочи, кому-то посоветовать. Только этот «кто-то» должен быть «хорошим». «Давайте поможем птенчику, Красной Шапочке, Аленушке.»
Научите детей задавать себе вопросы:
- Какие части участвуют в задаче?
- Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу? Например, задача: вам надо быстро( /) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: «посредник» + физический эффект (переход от горячего к холодному телу).
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег. Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая
своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?». Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задавайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении. Темы мозгового штурма для детей.
1. Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
2. Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
3. Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
4. Как не ссориться с мамой?
5. Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?
6. Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
7. Чем можно рисовать на асфальте?
8. Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?
9. Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита?
10. Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет.)
11. Что будет, если уничтожить всех волков?
12. Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
13. Придумайте насекомое с необычными свойствами.
14. Как сделать разноцветную льдинку?
15. Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
16. Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
17. Как можно поприветствовать человека?