МААМ-картинки

Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста

Ворожейкина Елена
Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 98 «Энергия»

Методическая разработка «Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель Ворожейкина Елена Юрьевна

Публикация «Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первые чувства гражданственности патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека, зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознаний любви к своему Отечеству («Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»).

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.

Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования гражданско-патриотических чувств. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Таким образом, система и последовательность работы может быть представлена следующим образом:

Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта «Ребенок и его семья». Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались и рассматривались не раз. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.

В центре идеальной модели нашего проекта : ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Детско-взрослое сообщество строится на принципах событийной жизни всего детского сада, на основе какого-либо события. Такими событиями стали проведения тематических недель: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «О тех, кто живет с нами рядом», «Знакомые – незнакомцы», и др. В ходе проведения тематической недели организованы конкурсы, выставки, детско-взрослые занятия, открытие мини-музеев, оформление макетов. Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественнонаучные аспекты. Например, понятие «Семья» рассматривалось следующим образом: социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны; логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, сравнение по высоте (кто выше ростом, а кто ниже, решение задач, семейный бюджет.

художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни; продуктивно-творческая деятельность: рисование «Наша семья», «Моя мама», «Вместе с бабушкой» и др.

Обогащение словаря в процессе знакомства с семьей происходит через составление рассказов по фотографиям: «Как я помогаю маме», «Наша семья путешествует», через речевые игры, рассматривание картин. Таким образом, путем взаимопроникновения знаний из разных областей создается целостное представление о семье.

Созданию детско-взрослого сообщества способствуют центры активности «Почта», «Библиотека», «Центр кулинарии». Совместная работа в этих центрах обеспечивает такое образование, которое позволяет ребенку быть субъектом деятельности. Занять позицию субъекта деятельности – это значит, сохраняя свою индивидуальность, проявлять творческую активность и направленность. Создание центров активности приобщают ребенка к современному миру, формируют первые социальные ориентировки. Педагоги создают такие проблемные ситуации, при которых ребенок на практике применяет свои умения и навыки. В организации педагогического процесса участвуют и родители. Так мама Юли К., оборудовала уголок «Маленький парикмахер», а бабушка Оли Б., «Центр кулинарии «Пчелка», в которых дети вместе с взрослыми включались в совместную деятельность. Объединение происходило на основе общих интересов, а вся деятельность строилась по законам творчеств и сотрудничества.

Технология проектирования, ориентированная на отношении «ребенок – взрослый», строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия контролировать, оценивать.

Проект «Ребенок и его семья» рассчитан на 4 года, с младшей до подготовительной группы. В каждой группе решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности.

Так основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, которые были представлены в форме красочно оформленного листа, в центре которого изображен ребенок, а по углам мама, папа, дедушка и бабушка, братья и сестры. Семейная фотография с успехом используется, как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях математики и сенсорики.

В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам «Увлечения нашей семьи», «Вместе дружная семья», «Наши путешествия» и др. в группе было отведено место для фотовыставки, где разместились фотографии «Один день нашей семьи», «Трудимся на огороде», «Семейный праздник». Дети знакомились с индивидуальными особенностями, традициями семьи, составляли рассказы из личного опыта.

В старших и подготовительных группах стояла задача: знакомство с родословной семьи. Так возникли семейные проекты : «Реликвии семьи», «Генеалогическое древо», «Происхождение фамилии», «Герб нашей семьи».

Работа, построенная на основе проектов, показала инициативу и интерес со стороны родителей. Так выяснилось, что большинство из них впервые столкнулись с понятием «Реликвии семьи» и начался их поиск с установления контактов с прадедушками, бабушками, дальними родственниками. В результате был оформлен альбом, в котором собраны фотографии, так в семье Тимура Л. – такой реликвией оказался комод, у Кирилла П. – статуэтка памятника Родина-мать, у Даши Е. – часы.

«Происхождение фамилий» - этот проект вызвал интерес у всех поколений семьи, ведь большинство из них не знали, а как появилась их фамилия, но ведь каждая из них имела свою историю. Этот проект был представлен в виде листа, где изображались фотографии, рисунки с историей происхождения фамилии.

Работа по реализации проекта дала положительные результаты: родители, бабушки и дедушки стали активными участниками, изменился стиль общения между детьми и взрослыми, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями.

Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых. Проект «Дети и взрослые в детском саду» включает в себя блоки: «Кто работает в детском саду», «Старшие и младшие, их взаимоотношения”, «Путешествие по детскому саду», «Кто с кем дружит».

Знакомство с теми, кто работает в детском саду, делает все, чтобы детям было хорошо и удобно происходит через наблюдения за трудом взрослых, активную помощь детей дворнику, помощнику воспитателя, организацию совместных мероприятий. Так для проведения показа моделей одежды портниха детского сада помогла детям изготовить элементы костюмов, таким образом, начала работу студия «Модница». А плотник вместе с мальчиками изготовлял мебель для кукол, в ходе работы дети научились забивать гвозди, скреплять готовые детали кормушек для птиц.

Блок «Путешествие по детскому саду» включает в себя экскурсии по кабинетам детского сада, работу по благоустройству групп и детских площадок. Оформление макетов «Наш детский сад», «Игровая площадка на участке», помогают ориентироваться на территории детского сада. А проекты «Детский сад будущего», «Детский сад моей мечты», в которых дети выразили свое отношение к детскому саду, свои мечты, показали творческие умения детей и родителей. Отношения между старшими и младшими в детском саду строятся в двух направлениях «взрослые и дети», «дети старшие и младшие в детском саду» включает в себя организацию проектов, направленных на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, способствует личностно-ориентированному взаимодействию. Так проект «Юные журналисты» был разработан с целью расширения личностных неформальных контактов, развитию у детей связной речи, формированию организаторских умений, представлений о дизайне. Дети-журналисты вместе со своим руководителем брали интервью у сверстников, собирали материалы с места событий, делали рисунки, сочиняли стихи, рассказы, таким образом, создавалась газета «Весточка». Этот проект помог увидеть индивидуальные качества участников, сформировать коллективное творчество. За счет работы в режиме совместной деятельности выявилась способность к рефлексии, выбору адекватных решений.

Совместная работа старших и младших хорошо видна на примере детско-взрослого театра «Золотой ключик». Постановка спектаклей объединила всех изготовлением декораций, костюмов, игрой на сцене.

Формирование взаимоотношений между младшими и старшими дошкольниками строится на основе оказания помощи малышам, изготовлении для них подарков, показа концертов и сказок. В свою очередь малыши ходят в гости к старшим дошкольникам, часто встречаются в совместных концертах к Дню пожилых людей, в конкурсах «Моя любимая кукла», «Маленькая Фея». Для реализации проекта «Дети и взрослые в детском саду» оборудованы фотовитрины «Кто с нами работает», лесенка трудового процесса: «Учимся стирать», «Моем посуду», дидактические игры «Кто, что делает», «Маленькие помощники». Для осуществления наблюдений за взаимоотношением детей оформлены «Уголки настроения», «Доска желаний», «Час звезды». Таким образом, работа над проектом показала, что детский сад может стать любимым общим домом для детей и тех, кто работает с ними.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. С умения видеть красоту родной природы начинается знакомство с родным краем. Наш край славится родниками, водоемами. Проект «Реки, речки и пруды», посвящен самому прекрасному, что есть в нашей местности, это – Речной вокзал и множеству рек и речушек. Его целью является: развитие познавательного интереса к окружающей природе, овладение навыками исследовательской деятельности. Началась работа с реки Кубань. Осуществляя интегрированный подход, река рассматривалась, как «источник водоснабжения», как «место обитания рыб, растений, насекомых», как «место передвижения водного транспорта», как «место отдыха горожан и их поведение у водоемов». Преследовалась цель: формирование целостного представления о реке. Наблюдение и экскурсии стали основной формой работы, в ходе которых дети смогли увидеть реку Кубань в разное время года, когда вода бывает прозрачной, когда зеленоватой, а когда белой, превратившись в лед. Технология проектирования включает в себя использование эффективных методов и приемов. Одним из таких является метод учебного исследования. Для его проведения были подготовлены экраны-папки с обозначениями:

Дети-исследователи собирали материал об изучаемом объекте и складывали его в папки. Так в ходе проекта «Реки, речки и пруды» стояла проблема узнать, кто живет в реке. Пользуясь разными источниками, дети узнали много нового. Каждую неделю делали сообщения в форме небольших докладов. Эти доклады стали формой взаимного обучения детей. Учебное исследование помогает самостоятельно добывать знания, тем самым повышает познавательный интерес.

Экспериментирование еще один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты и эксперименты, проводимые с водой, позволили увидеть и понять, почему нельзя загрязнять речку. В мини лаборатории дети учились очищать воду при помощи фильтров. Этот проект носил экологическую и эстетическую направленность. Дети изготовляли знаки, которые расставили по берегу пруда, напоминающие людям о правилах поведения. В своих рисунках отразили неповторимую красоту водоема.

Каждый город уникален и самобытен своей культурой, историей. Целью проекта «Искусство зодчества нашего города» стало: изучить особенности архитектурных сооружений, их историческую ценность.

Работа по реализации проекта велась в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только знакомились с искусством зодчества, но и сами составляли проекты. Так была оформлена выставка «Город будущего глазами детей», где в рисунках дети изображали свое желание видеть в городе метро, цирк, аквапарк, фонтаны. Познавая стили архитектурных сооружений в разные эпохи, дети сами

делали постройки из конструктора и строительного материала: дворцы, жилые помещения, общественные здания.

Беседы с детьми выявили то, что они имеют представления о разных странах, крупных городах, в которых они побывали во время поездок со своими родителями, но у детей не сформировано целостное представление о месте, где они родились и живут. Нет знаний о том, чем знаменит их город, в результате нет чувства привязанности и любви к своей культуре, народу, к своей земле. Для решения этих проблем был разработан проект «Город, в котором я живу».

Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Музея истории и культуры, через оформление макетов «Прошлое и настоящее города», через организацию исследовательской деятельности. Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связано с приобщением к творчеству всемирно известных людей.

Занимаясь изучением истории города, была отмечена особенность оформления жилых домов разнообразием наличников. Так появился мини-проект «История города в наличниках домов». Дети узнали, что мастеровые завода украшали свои дома якорями, а любители театра – узорами в виде занавеса.

Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея. Идею создания «Музей истории вещей» подсказали дети. Однажды во время чтения сказки «Федорино горе», дети стали спрашивать: «Что такое ухват, кочерга, для чего они нужны?», воспитатели решили, что для знакомства необходимы настоящие предметы. Так начался сбор экспонатов в музей. «Музей истории вещей» оборудован в специально отведенном помещении. Экспонаты музея расположены в соответствии с темами: «Школьные принадлежности», «Игрушки из бабушкиного сундука», «Предметы быта», «Лампы» и т. д. Кроме этого в старших и подготовительных группах систематически оборудуются мини-музеи, такие как «Музей сундучков и шкатулок», «Музей посуды», «Музей сумок» и др. Работа в мини-музеях развивает поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу,

а самое главное приобщает к истории родного края. Так постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей, детским садом, родным городом перерастает в работу по формированию понятий о нашей стране.

В старшем дошкольном возрасте, рассказывая детям о России, о Родине нельзя обойтись без знакомства с государственной символикой. Проект «Символы нашей Родины» включил в себя изучение геральдики, дети не только узнали особенности изображения гербов, но и сами создавали «Герб группы», «Герб семьи». Основной темой было знакомство с гербом России, города Краснодара, Флаг, Герб, Гимн – официальные государственные символы были главным оформлением праздника, посвященного Дню города. Истории возникновения костюма был посвящен проект «Костюмы казаков и казачек», дети смогли рассмотреть настоящие старинные костюмы, знакомились с орнаментом, делали кукол в костюмах.

На каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. У старших дошкольников появляется чувство сопереживания за других, возникает чувство гордости за людей, прославивших свою родину. Тема «Наши Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности. Опрос родителей на тему «Что надо рассказывать детям о войне», показал, что 75 % хотят, чтобы их дети знали об участии русского народа в Великой Отечественной войне. Работа по разработке проекта «Наши Защитники Отечества» началась с оформления выставки «Ордена и медали», которая вызвала большой интерес у детей и их родителей. А оформление альбома «Мой дедушка и папа – солдаты» активизировало три поколения семьи. Большую работу провели прадедушки, в группе оказалось три участника Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами, оформление мини-музея боевой славы, обобщения семейного опыта воспитания «Как мы знакомим с памятниками нашего города», «Улицы названы в честь героев Советского Союза» – вся эта работа заложила в детях представление о феномене войны. Каждый ребенок живет в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, связанные с ней.

Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны воспитателей. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра «Точка зрения», «Конкурс методических находок», «Рекламное агентство» раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала. В ходе проектной деятельности создалась профессионально-педагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Литература

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

М. : 2005 г.

Г. А Ковалева. Воспитание маленького гражданина, М. : 2004

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 октября 2021 в 02:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ворожейкина Елена (УИ 732216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД