МААМ-картинки

Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр

Крахмалева Елена
Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования г. Краснодар

«Центр развития ребенка – Детский сад № 98»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

«Учимся - играя»

Автор: Воспитатель

Крахмалева Елена Сергеевна

2021 г.

Содержание

Введение…3

Публикация «Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах

Реализация задач развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации…. 3

Приложение. Перспективный план развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера во 2-ой младшей группе…. 10

Использованная литература…13

Введение

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них.

В связи с тем, что у детей клиповое мышление, вопрос сенсорного развития становится очень остро. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дети приходя в детский сад, не имеют чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они плохо знают цвет, форму, качества предмета. Изучив большое количество литературы, я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни детей, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Методическая разработка содержит перспективное планирование по формированию сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр, конспект занятия «Цвет, классификация по одному признаку» с использованием логических блоков Дьенеша, консультацию для родителей.

Реализация задач развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации

Целью моей работы стало: создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:

• разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

• развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

• повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

• Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).

• Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).

• Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).

• Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

Так как дети находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми – поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Предметы обстановки группы я подбирала таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

В созданном мною сенсомоторном уголке размещены :

- игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало», «Собери гирлянду», «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Найди пару» и др. ;

- альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой - маленький»;

- пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»;

- природный материал – горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.);

- бытовые материалы – карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д. ;

- различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т. д. ;

- приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки;

- для развития осязания – кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.

Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели. Работу с детьми я веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:

Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами мною было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Дети с увлечением играли в дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку. Белую» с использованием пособия «Цветочная поляна», целью которых было закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

Так же проводим развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик» и др.

В течении дня провожу дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» и др. Дидактические игры для формирования представлений о форме : «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» и др. Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Сделай бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки.)и др. Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички.» и др. Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку». Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение» и др.

Так как игра пронизывает все виды деятельности детей, провожу ежедневные наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?», игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.).

При конструировании я использую разные материалы: игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкие модули, игры с конструктором-ЛЕГО (крупным и мелким, игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками.

Часто в играх использую блоки Дьенеша, так как для детей младшего дошкольного возраста блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру). Играя с блоками можно решить следующие задачи: Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём). Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать пространственные представления. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Развивать словесно-логическое мышление. В играх с блоками Дьнеша использую в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики из дидактического набора «Давайте вместе поиграем».

По ходу игр и занятий использую палочки Кюизенера как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, знакомясь с цветами, размерами и формами. Игра «Найди такую же». Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине. Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же. Игра «Строим дорожки». Цель: учить группировать предметы по цвету и длине. Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета. Игра «Коврик для кошечки». Цель: Закрепление знаний о цвете и длине. Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

В лепке и аппликации использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом. А в рисовании игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)

Во время двигательной деятельности дети играют в игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками, двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожкам здоровья». Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».

В коммуникативной деятельности использую игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок, пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой). Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».

При восприятии художественной литературы и фольклора использую детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности, книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

В музыкальной деятельности я использую игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка., игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо, народная игрушка (неваляшки, свистульки). «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо, «Кто разбудил куколку Машу?»,

Не оставляю без внимания и режимные моменты при воспитании культурно-гигиенических навыков: во время кормления «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»; умывания «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»; при одевании «Найди пару к носочку, варежке», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее» и др.

Следует отметить, что вся организованная мной работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка», родительское собрание «Учите, играя!», беседы, папки – передвижки. В уголке для родителей помещаю домашние задания по теме, распечатки игр, практические рекомендации «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка». И родители не остались равнодушными и пассивными к проблеме, они стали активными участниками образовательного процесса, изготовили для детей разные пособия, дидактические игры, тренажеры, активно участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы.

В результате проделанной мной работы прослеживается положительная динамика:

- дети стали проявлять интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

- с удовольствием теперь включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

- стали способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

- начали стремиться передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

- пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы

- повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный план развивающих игр

с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера

во 2-ой младшей группе.

месяц Название, цель игры примечание

сентябрь «Угадай цвет» (блоки Дьенеша)

Цель: выявить знание детьми основных цветов: красный, синий, желтый; умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Закрепить понятие один – много. Активизировать в речи название цветов, слов: «один»,

«много»

Материал: кукла, блоки.

Ход игры:

Кукла Катя решила с вами поиграть и принесла нам разноцветные фигуры. На ковре или столе выкладываются блоки. Воспитатель задаё т детям вопросы: «Какого цвета фигуры вы видите?». Воспитатель вместе с детьми перечисляет и показывает блоки названного цвета. А теперь давайте поиграем. Мы с куклой Катей будем показывать фигуры какого цвета нужно находить. Воспитатель по очереди показывает и называет: красный, желтый синий и предлагает детям найти фигуры такого же цвета. Затем спрашивает от имени куклы: «Какого цвета у тебя фигуры? Сколько у тебя фигур? (одна, много). Игра проводиться 2-3 раза. Можно дать детям ведёрки, корзиночки для сбора блоков. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.

«Найди фигуры» (блоки Дьенеша)

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические формы и их величину : большая – маленькая, умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Активизировать в речи название геометрических фигур и величинных понятий.

Материал: кукла, блоки, 2 корзины: большая и маленькая.

Ход игры:

Кукла Катя приносит коробку с блоками. Здоровается с детьми. Предлагает рассмотреть блоки: «Какие по размеру фигуры?» (большие, маленькие). Воспитатель накладывает маленький круг на большой демонстрируя способ сравнения, затем квадрат и т. д,

Кукла Катя принесла нам две корзиночки большую и маленькую и говорит вам: «Найдите все маленькие фигуры и сложите в маленькую корзину. Раз-два – три, ищи!». Затем спрашивает: «Какой величины фигуры мы собрали в корзину?». Аналогично предлагается задание с большими фигурами. Кукла катя благодарит детей за помощь. Затем все фигуры снова раскладываются на ковре. «Какие по форме фигуры вы видите Воспитатель, привлекая детей, показывает и называет: круг, квадрат, треугольник. А сейчас кукла Катя говорит: «Ищи круг!». Дети ищут круги и приносят кукле. Кукла их благодарит. Аналогично даются задания с квадратом и треугольником. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.

«Раздели игрушки» (блоки Дьенеша)

Цель: Формировать умение детей выявлять одно свойство (цвет) и объединять фигуры (блоки) по нему. Воспитывать самостоятельность. Активизировать в речи название цветов и игрушек, ввести в пассивный словарь понятие «одинаковые» по цвету

Материал: 3 обруча, игрушки: мишка, заяц, кукла, блоки.

Ход игры:

К нам в гости пришли мишка, кукла, зайчик (игрушки сидят на ковре в обручах, около них блоки определённого цвета). Они любят играть с игрушками. Игрушками сегодня у нас будут наши фигурки. Мишка любит играть с красными игрушками, кукла с жёлтыми, зайка с синими. Помогите разделить игрушки между нашими гостями. «Какого цвета игрушки принесём Мишке? Кукле? Зайке?». Воспитатель демонстрирует, как он будет выбирать игрушки для гостей и проговаривает свои действия: «Я взяла красную фигуру и отнесу её Мишке. Я возьму синюю фигуру и отнесу её зайке и т. д.». В конце игры дети с воспитателем по очереди подходят к обручам и уточняют цвет игрушек-фигур. «Какого цвета игрушки у Куклы? и т. д.» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.

«Дорожки к детскому саду» (блоки Дьенеша)

Цель: Формировать умение детей выявлять два свойства блока (цвет, величину) и объединять фигуры (блоки) по ним. Развивать способность к конструированию, умение запоминать и выполнять 2-х ступенчатую инструкцию. Активизировать в речи название основных цветов и величинные понятия большой – маленький, понятия «один», «много».

Материал: матрёшки по количеству детей, блоки.

Ход игры:

К нам в гости пришли матрёшки. «Сколько матрёшек?». Они все любят ходить в детский сад, но дорожки, по которым они ходили, сломались. Давайте построим им новые дорожки. У каждой матрёшки своя дорожка. Воспитатель показывает, как он будет сроить дорожку из жёлтых маленьких фигур и проговаривает свои действия. Затем даё т индивидуальные задания: «Даша построит дорожку из больших красных фигур, Саша построит дорожку из маленьких синих фигур и показывает образец построения, начиная строить дорожку каждому ребёнку (1-2 фигуры). Тем детям кто построил дорожку, выдаётся матрёшка для обыгрывания. «Сколько у тебя матрёшек?». Задаются уточняющие вопросы: «Какого цвета дорожка получилась?» «Какой величины фигуры ты брал большие или маленькие?». В конце игры матрёшки благодарят детей. Игра проводится в совместной деятельности с подгруппой детей, затем можно использовать в ИОД.

Использованная литература:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.

3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.

4. Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2Методическая разработка дидактических игр, игрушек с использованием бросового материала из опыта работы. Часть 2 Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию часть 2 методической разработки по изготовлению игр, игрушек и других поделок из бросового.

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей подготовительной группы Хочу познакомить со своей работой по изготовлению математической рабочей тетради для подготовишек. Каждый ребенок ищет приключений, каждый.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся»Методическая разработка из опыта работы по изготовлению самодельных дидактических игр и пособий «Играем и развиваемся» Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игреМетодическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Конспект НОД по формированию сенсорного восприятия в 1 младшей группеКонспект НОД по формированию сенсорного восприятия в 1 младшей группе НОД: «Плывет, плывет кораблик»Программное содержание: Цель: Формирование представления у детей о длине и величине. Задачи: 1. (образовательная).

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 15:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Крахмалева Елена (УИ 2260310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД