Крахмалева Елена
Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
«Центр развития ребенка – Детский сад № 98»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
«Учимся - играя»
Автор: Воспитатель
Крахмалева Елена Сергеевна
2021 г.
Содержание
Введение…3
Публикация «Методическая разработка по формированию сенсорного восприятия у младших дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Реализация задач развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации…. 3
Приложение. Перспективный план развивающих игр с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера во 2-ой младшей группе…. 10
Использованная литература…13
Введение
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них.
В связи с тем, что у детей клиповое мышление, вопрос сенсорного развития становится очень остро. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дети приходя в детский сад, не имеют чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они плохо знают цвет, форму, качества предмета. Изучив большое количество литературы, я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни детей, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Методическая разработка содержит перспективное планирование по формированию сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр, конспект занятия «Цвет, классификация по одному признаку» с использованием логических блоков Дьенеша, консультацию для родителей.
Реализация задач развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации
Целью моей работы стало: создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Для достижения этой цели мною были поставлены задачи:
• разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
• развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
• повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
В работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:
• Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
• Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
• Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
• Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).
Так как дети находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми – поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Предметы обстановки группы я подбирала таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.
В созданном мною сенсомоторном уголке размещены :
- игры и предметы для организации игр и проведения упражнений «Разноцветные фигуры», «В какую коробку?», «Какого цвета не стало», «Собери гирлянду», «Чудесный мешочек», «Платочек для куклы», «Найди пару» и др. ;
- альбомы для рассматривания «Цвета радуги», «Геометрические фигуры», «Большой - маленький»;
- пособия «Матрёшка-гармошка», «Солнышко», «Сенсорная тропа для ног»;
- природный материал – горох, орехи, фасоль, шишки, камни (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.);
- бытовые материалы – карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки и т. д. ;
- различные мозаики, шнуровки, различные конструкторы, пластилин, тесто, глина, вкладыши, парные картинки и т. д. ;
- приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, любые приспособления, издающие интересные звуки;
- для развития осязания – кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги, крупы в мешочках, подносы для круп, баночки и др.
Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели. Работу с детьми я веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:
Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.
Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами мною было изготовлено дидактическое пособие «Цветочная поляна». Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Дети с увлечением играли в дидактические игры «Подбери серединку к цветку», «Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую», «Заверни у цветка красную серединку. Белую» с использованием пособия «Цветочная поляна», целью которых было закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
Так же проводим развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстиями для проталкивания, кубы, шары.) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик» и др.
В течении дня провожу дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» и др. Дидактические игры для формирования представлений о форме : «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши», «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)», «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» и др. Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Сделай бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки.)и др. Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки», «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички.» и др. Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку». Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение» и др.
Так как игра пронизывает все виды деятельности детей, провожу ежедневные наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?», игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру.).
При конструировании я использую разные материалы: игры в крупный и мелкий конструктор (пластмассовый, деревянный, мягкие модули, игры с конструктором-ЛЕГО (крупным и мелким, игры с развивающими кубиками «Сложи узор», игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине, «Бусы для нанизывания», игры с различными шнуровками.
Часто в играх использую блоки Дьенеша, так как для детей младшего дошкольного возраста блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру). Играя с блоками можно решить следующие задачи: Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём). Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать пространственные представления. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Развивать словесно-логическое мышление. В играх с блоками Дьнеша использую в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики из дидактического набора «Давайте вместе поиграем».
По ходу игр и занятий использую палочки Кюизенера как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, знакомясь с цветами, размерами и формами. Игра «Найди такую же». Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине. Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же. Игра «Строим дорожки». Цель: учить группировать предметы по цвету и длине. Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета. Игра «Коврик для кошечки». Цель: Закрепление знаний о цвете и длине. Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.
В лепке и аппликации использую игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом. А в рисовании игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)
Во время двигательной деятельности дети играют в игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками, двигательные задания с использованием физкультурного оборудования, подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами, босохождение по «Дорожкам здоровья». Игры с машинками: «Прокати по дорожке», «Поставь в гараж», «Перевези мячи», «Эх, прокачу!».
В коммуникативной деятельности использую игры с мячом в кругу, игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок, пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой). Игры с куклами, мишками, собачками: «Катя угощает друзей», «Уложим куклу спать», «Купание кукол», «Куклы собираются на прогулку», «Расчешу волосики».
При восприятии художественной литературы и фольклора использую детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности, книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.
В музыкальной деятельности я использую игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка., игры с самодельными звучащими предметами, театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо, народная игрушка (неваляшки, свистульки). «Где звенит колокольчик?», «Кто как поёт» (громко – тихо, «Кто разбудил куколку Машу?»,
Не оставляю без внимания и режимные моменты при воспитании культурно-гигиенических навыков: во время кормления «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»; умывания «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»; при одевании «Найди пару к носочку, варежке», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее» и др.
Следует отметить, что вся организованная мной работа не была бы столь плодотворной, и не дала бы должного эффекта, если бы я не смогла заинтересовать родителей. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика, и почему ее нужно развивать?» «Сенсорные способности малыша», «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; мастер-класс «Сенсорное развитие ребенка», родительское собрание «Учите, играя!», беседы, папки – передвижки. В уголке для родителей помещаю домашние задания по теме, распечатки игр, практические рекомендации «Пальчиковые игры», «Формирование зрительно-двигательной координации», «Развитие творчества ребенка». И родители не остались равнодушными и пассивными к проблеме, они стали активными участниками образовательного процесса, изготовили для детей разные пособия, дидактические игры, тренажеры, активно участвуют в конкурсах и охотно откликаются на мои просьбы.
В результате проделанной мной работы прослеживается положительная динамика:
- дети стали проявлять интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
- с удовольствием теперь включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
- стали способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
- начали стремиться передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
- пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
- повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный план развивающих игр
с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера
во 2-ой младшей группе.
месяц Название, цель игры примечание
сентябрь «Угадай цвет» (блоки Дьенеша)
Цель: выявить знание детьми основных цветов: красный, синий, желтый; умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Закрепить понятие один – много. Активизировать в речи название цветов, слов: «один»,
«много»
Материал: кукла, блоки.
Ход игры:
Кукла Катя решила с вами поиграть и принесла нам разноцветные фигуры. На ковре или столе выкладываются блоки. Воспитатель задаё т детям вопросы: «Какого цвета фигуры вы видите?». Воспитатель вместе с детьми перечисляет и показывает блоки названного цвета. А теперь давайте поиграем. Мы с куклой Катей будем показывать фигуры какого цвета нужно находить. Воспитатель по очереди показывает и называет: красный, желтый синий и предлагает детям найти фигуры такого же цвета. Затем спрашивает от имени куклы: «Какого цвета у тебя фигуры? Сколько у тебя фигур? (одна, много). Игра проводиться 2-3 раза. Можно дать детям ведёрки, корзиночки для сбора блоков. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.
«Найди фигуры» (блоки Дьенеша)
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические формы и их величину : большая – маленькая, умение слушать и понимать инструкцию взрослого. Активизировать в речи название геометрических фигур и величинных понятий.
Материал: кукла, блоки, 2 корзины: большая и маленькая.
Ход игры:
Кукла Катя приносит коробку с блоками. Здоровается с детьми. Предлагает рассмотреть блоки: «Какие по размеру фигуры?» (большие, маленькие). Воспитатель накладывает маленький круг на большой демонстрируя способ сравнения, затем квадрат и т. д,
Кукла Катя принесла нам две корзиночки большую и маленькую и говорит вам: «Найдите все маленькие фигуры и сложите в маленькую корзину. Раз-два – три, ищи!». Затем спрашивает: «Какой величины фигуры мы собрали в корзину?». Аналогично предлагается задание с большими фигурами. Кукла катя благодарит детей за помощь. Затем все фигуры снова раскладываются на ковре. «Какие по форме фигуры вы видите?» Воспитатель, привлекая детей, показывает и называет: круг, квадрат, треугольник. А сейчас кукла Катя говорит: «Ищи круг!». Дети ищут круги и приносят кукле. Кукла их благодарит. Аналогично даются задания с квадратом и треугольником. Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.
«Раздели игрушки» (блоки Дьенеша)
Цель: Формировать умение детей выявлять одно свойство (цвет) и объединять фигуры (блоки) по нему. Воспитывать самостоятельность. Активизировать в речи название цветов и игрушек, ввести в пассивный словарь понятие «одинаковые» по цвету
Материал: 3 обруча, игрушки: мишка, заяц, кукла, блоки.
Ход игры:
К нам в гости пришли мишка, кукла, зайчик (игрушки сидят на ковре в обручах, около них блоки определённого цвета). Они любят играть с игрушками. Игрушками сегодня у нас будут наши фигурки. Мишка любит играть с красными игрушками, кукла с жёлтыми, зайка с синими. Помогите разделить игрушки между нашими гостями. «Какого цвета игрушки принесём Мишке? Кукле? Зайке?». Воспитатель демонстрирует, как он будет выбирать игрушки для гостей и проговаривает свои действия: «Я взяла красную фигуру и отнесу её Мишке. Я возьму синюю фигуру и отнесу её зайке и т. д.». В конце игры дети с воспитателем по очереди подходят к обручам и уточняют цвет игрушек-фигур. «Какого цвета игрушки у Куклы? и т. д.» Игра проводится в совместной деятельности со всей группой или по подгруппам, затем можно использовать в ИОД.
«Дорожки к детскому саду» (блоки Дьенеша)
Цель: Формировать умение детей выявлять два свойства блока (цвет, величину) и объединять фигуры (блоки) по ним. Развивать способность к конструированию, умение запоминать и выполнять 2-х ступенчатую инструкцию. Активизировать в речи название основных цветов и величинные понятия большой – маленький, понятия «один», «много».
Материал: матрёшки по количеству детей, блоки.
Ход игры:
К нам в гости пришли матрёшки. «Сколько матрёшек?». Они все любят ходить в детский сад, но дорожки, по которым они ходили, сломались. Давайте построим им новые дорожки. У каждой матрёшки своя дорожка. Воспитатель показывает, как он будет сроить дорожку из жёлтых маленьких фигур и проговаривает свои действия. Затем даё т индивидуальные задания: «Даша построит дорожку из больших красных фигур, Саша построит дорожку из маленьких синих фигур и показывает образец построения, начиная строить дорожку каждому ребёнку (1-2 фигуры). Тем детям кто построил дорожку, выдаётся матрёшка для обыгрывания. «Сколько у тебя матрёшек?». Задаются уточняющие вопросы: «Какого цвета дорожка получилась?» «Какой величины фигуры ты брал большие или маленькие?». В конце игры матрёшки благодарят детей. Игра проводится в совместной деятельности с подгруппой детей, затем можно использовать в ИОД.
Использованная литература:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.
2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.
3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
4. Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста