Елена Васильева
Формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий в проектной деятельности»
В ходе наблюдения за детьми и при анализе уровня трудовой подготовки воспитанников выявилась проблема: не все дети имеют отчетливое представление о многообразии профессий, о значимости разных профессий для общества, устанавливают связи между разными видами труда, понимают значение использования предметов-помощников в труде. Некоторые дети знают названия только отдельных профессий (родителей, затрудняются в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними, не могут объяснить, где работают их родители, в чем ценность их труда.
Публикация «Формирование интегративных качеств личности дошкольников средствами ознакомления с миром профессий в проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.
Исходя из полученных данных, были сделаны определенные выводы о необходимости планомерной и систематической работы по данному вопросу с детьми и родителями воспитанников.
Актуальность.
Одна из задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребёнка – дошкольника развивать интерес к различным профессиям.
В теории и практике воспитания детей дошкольного возраста, большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так ка это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. В дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
Экскурсии, наблюдения. Рассказы воспитателя помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Формирование обобщённых представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, чётких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.
Актуальность использования метода проектов.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает практика, такую возможность метод проектов и проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка. В процессе изучения новинок методической литературы, передового педагогического опыта дошкольных учреждений, наблюдений за детьми, был сделан вывод о необходимости применения проектной деятельности, которая составляет основу для формирования у дошкольников познавательной активности.
Метод проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающихся над определённой практической проблемой, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
В проектную деятельность вовлекаются и родители, которые работая над проблемой становятся участниками образовательного процесса, получают удовлетворение от своих успехов и успехов ребёнка.
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он даёт возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума. Совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющей успешной личности.
Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Реализация проектов осуществляется в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практической значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии на объекты социальной среды, практически полезные дела).
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Внедрение инновационных подходов в воспитательно-образовательный процессДО позволяет найти подход к каждому ребёнку, выявлять его таланты и способствовать развитию личности.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников вДО, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Цель:
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
Задачи:
Образовательные:
1. расширять и конкретизировать представления о профессиях, о взаимосвязи труда людей разных профессий;
2. формировать представления о разных сферах трудовой деятельности (в промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве и т. д.);
3. расширять знания об основных этапах и процессах создании продукции (постройка дома, выращивание хлеба, изготовление одежды и т. д.);
4. учить составлять связный рассказ о профессии;
5. создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Развивающие:
1. развивать познавательные способности, расширять кругозор, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о труде людей разных профессий;
2. посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий, развивать связную и диалогическую речь.
Воспитательные:
1. воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание оказывать помощь, бережное отношение к результатам труда;
2. пробуждать любознательность, интерес к деятельности взрослых;
3. укреплять детско-родительские отношения в совместной познавательной и творческой деятельности.
Задачи работы с родителями:
1. повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу ознакомления детей с трудовой деятельностью взрослых;
2. обеспечить творческое взаимодействие с родителями в педагогическом проекте;
3. способствовать сплочению членов семьи для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.
Прогнозируемые результаты:
Воспитанники:
Проявляют интерес к трудовой деятельности взрослых, миру профессий.
Эмоционально реагируют на профессиональную деятельность взрослых.
Уважительно относятся к результатам трудовой деятельности, людям разных профессий. Имитируют трудовую деятельность людей разных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Имеют активный словарный запас (названия профессий, орудий труда, материалов и инструментов, трудовых действий).
Способны изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Сформированы навыки совместной деятельности.
Устанавливают дружеские контакты, проявляет взаимопонимание, взаимопомощь.
Способны управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдают культуру трудовой деятельности.
Бережно относятся к материалам и инструментам.
Старательно и аккуратно выполняют поручения взрослых.
Могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослыми, так и им самим. Способны предложить собственный замысел и воплотить его в сюжетно-ролевых играх.
Владеют необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.
У детей сформированы элементарные трудовые навыки.
Родители:
1. компетентность родителей по вопросу ознакомления детей с трудовой деятельностью взрослых;
2. творческое взаимодействие с детьми в совместной познавательной и творческой деятельности.
Развивающая среда :
Созданы условия для ознакомления, расширения, уточнения и закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о материалах и инструментах, результатах труда.
Сентябрь
Проект «Труд врача, медицинской сестры».
Беседы «Грязь и микробы наши враги!"»
«Скорая помощь».
«Расти здоровым».
«Труд врача».
«Поликлиника».
«Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой».
«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Рисование: «Машина Скорой помощи», «Инструменты врача»
Аппликация: «Ваза с фруктами».
Лепка: «Корзина с витаминами».
Дидактическая игра: «К какому врачу обратиться кукле Кате?» Цель: активизировать и обогащать словарь детей медицинскими терминами, развивать связную речь детей.
Настольно – печатная игра: «Если малыш поранился» - учить оказывать первую медицинскую помощь при любых заболевания.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассказ медсестры о своей работе, её важности и необходимости в детском саду. Формировать интерес к профессии врач посредством ознакомления дошкольников с трудом сотрудников детского сада. Сохранять и укреплять здоровье детей.
Октябрь.
Проект «Труд повара» Экскурсия на пищеблок детского сада.
Просмотр презентации «Повар».
Рисование: «Повар», «Разукрась пирожное на свой вкус», раскрашивание раскрасок.
Сюжетно - ролевые игры «Столовая (Кафе)»; «Идём семьей в кафе», «Приглашение в гости".
Лепка из солёного теста «Пирожные и пирожки для сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной литературы:
Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе»; заучивание стихотворений: «Повар Вася», «Белый фартук и колпак…», отгадывание загадок.
Дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что?»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Варим суп и компот»; «Четвёртый - лишний», «Что лишнее?» Расширять знания детей о профессии повара, повара-кондитера; воспитывать уважение к труду повара.
Ноябрь.
Проект «Железная дорога» Просмотр презентаций «История железной дороги», «Профессии железнодорожников» Рисование: «Мы едем, едем…».
Аппликация «Весёлый поезд», раскрашивание раскрасок.
Сюжетно - ролевые игры «Поезд», «Едем в путешествие».
Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; Михайлов «Непослушный вагон», А. Дорохов «Шлагбаум», Б. Лапидус «Когда я вырасту, стану железнодорожником», Серия «Ваня Петров» - «Все о правилах поведения на железнодорожном транспорте», Е. Гуз сказка «Паровозик». Отгадывание загадок.
Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
Дидактические и настольные игры: «Профессии»; «Четвёртый - лишний», «Что лишнее?», «Едем в поезде» (правила поведения на железной дороге, «Найди и раскрась знак», «Найди такой же», «Угадай знак». Конструирование из бросового материала «Поезд будущего».
Создание макета «Железнодорожный переезд» Осуществление социального и познавательного развития детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.
Декабрь.
Проект «Труд продавца»
Беседа «Продавец».
Показ презентации «Какие бывают магазины».
Рассматривание иллюстраций.
Рисование «Что купили в магазине».
Лепка «Овощи и фрукты для игры «Магазин»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин».
Игра «Распредели и доставь товар в магазины».
Чтение Э. Э. Мошковской. «Веселый магазин» Познакомить с профессией продавца.
Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.
Учить усложнять игру путем увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Январь.
Проект «Труд строителей» Презентация «Строительные профессии»
Рассматривание альбома «Детям о строительных профессиях»
Чтение стихов: В. Степанов «Каменщик», «Маляр», «Крановщик», «Плотник»
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросёнка».
Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом».
Загадывание загадок о строительной спецтехнике (экскаватор, бетономешалка, подъёмный кран).
Рассматривание тематической выставки «Строительные инструменты».
Конструирование «Многоэтажный дом».
Игра «Инструменты для мастера».
Дидактическая игра «Что лишнее».
Сюжетно-ролевая игра «Мы строители».
Итоговая беседа «Люди каких профессий работают на стройке».
Расширять представления детей о строительных специальностях, инструментах и материалах.
Февраль.
Проект «Профессии наших родителей»
Просмотр презентаций «Профессии наших родителей», «Героические профессии. Пожарный».
Рисование: «Профессии моих родителей», «Моя будущая профессия».
Аппликация «Профессии бывают разные».
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Кафе», «Пожарные», «Строители», «Парикмахерская».
Чтение художественной литературы: Б. Житкова «Что я видел?».
Г. Брагиловой «Наши мамы, наши папы»Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; «Город добрых дел» Р. Скарри ; «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари; С. Маршак «Почта».
Разучивание стихов и отгадывание загадок по теме.
Дидактические и настольные игры: «Профессии», «Четвёртый - лишний», «Что лишнее?», «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?».
Организация фотовыставки «Профессии наших родителей». Восполнить знания детей о профессиях через знакомство детей с профессиями их родителей.
Проект «Народные промыслы».
Просмотр презентаций «Народные промыслы России», «Профессии мастеров народных промыслов».
Беседы на темы: «Весёлые матрёшки», «Филлимоновские игрушки-свистульки», «Дымковские мастера», «Поднос чёрный с цветами», «Что такое Хохлома?», «Гжель».
Чтение: «Русская народная сказка «Хаврошечка».
Стихи: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красна девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», П. Синяв-ский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома», Л. Гулыга «Пёстрый хоро-вод»;
Е. А. Никонова «Семёновские матрёш-ки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».
Лепка из глины «Дымковские игрушки».
Рисование «Матрёшки» (восковые карандаши + акварель).
Аппликация «Жостовский поднос».
Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь).
Сюж. -рол. игра «Музей народных промыслов».
Дидактические игры «Собери картинку», «Составь узор», «Лото «Декоративно-прикладное искусство».
Настольная игра «Народные промыслы». Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организация художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Апрель.
Проект «Космос» Беседы «Что такое космос?», «Голубая планета - Земля», «Семья планет».
Рассказы о Гагарине.
Рисование «Лунный пейзаж», «Друзья из космоса».
Аппликация «Полет на Луну».
Лепка «Космонавт в скафандре».
Сюжетно-ролевые игры:«Полет в космос», «Космическое путешествие».
Д/ и: «Летает, плавает, ездит», «Восстанови порядок в солнечной системе», «Космос».
Создание макета «Солнечная система» Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Май.
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны»
Беседы: «Что такое профессия», «Какие профессии мы знаем».
Составление рассказов «Профессия моей мечты»
Чтение: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»;
Д/и «Кому без них не обойтись», «Четвёртый – лишний», «Профессии», «Кому что нужно для работы?»
Рисование «Моя будущая профессия»
Сюжетно-ролевые игры.
Викторина: «Все профессии важны, все профессии нужны» Систематизировать знания детей о профессиях.
Развивать внимание, память, любознательность. Расширять кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда.