Лучший педагог года

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВНА
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Государственное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад № 17 комбинированного вида

Приморского района г. Санкт- Петербурга

Методическая разработка :

«Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР».

Автор-разработчик : Комарова Анастасия Васильевна

Публикация «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Возрастная адресованность : подготовительная к школе группа компенсирующего вида детского сада (6-7лет)

Содержание:

1. Актуальность проекта…. 3

2. Паспорт проекта…4

3. Предпологаемый результат проекта…6

4. Этапы реализации проекта…6

5. Результаты реализации проекта…8

6. Выводы….8

7. Используемая литература…9

Приложение 1…10

Приложение2…11-12

Приложение 3…. 13

Введение

«То, что ребенку необходимо запомнить

И чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным»

В. А Сухомлинский.

«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В. А Сухомлинский

Отмечается увеличение количества детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В последнее время перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи, стало использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Современный мир динамичный и быстро развивающийся, дети, и их интересы и предпочтения меняются, поэтому происходит активный рост новых развивающих технологий.

Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является ИКТ- это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно применяются в коррекционной-развивающей работе с детьми.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Использование компьютера позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. При использовании средств икт наиболее активно происходит процесс формирования и развития у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В процессе игры формируются и развиваются навыки учебной деятельности: познавательной активности, самоконтроля, мелкой моторики рук, координация психических процессов. Все манипуляции понятны – нужно лишь внимательно слушать задание, что несомненно способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти. В играх, на экране, используются крупные яркие картинки, живые объекты, буквы, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» общения. Когда ребенок, выполняя задание, касается «мышкой» экрана. Экран- как бы «откликается» на прикосновение, словно живой. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать: наперегонки стараются отвечать, что способствует эффективной коррекционной работе.

Деятельность с интерактивным экраном проводится на основании рекомендаций СанПин, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников.

Каждое занятие с использованием компьютерного оборудования является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и инновационных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с нарушениями речи. Направление игр разнообразно и позволяет работать над всеми разделами коррекционной программы. Игры используются как часть занятия или в качестве игрового тренинга для закрепления полученных навыков, преимущественно в подгрупповой и индивидуальной работе.

Паспорт проекта

Сроки проекта: (01. ноября 2022 года- 01. мая 2023 года).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, учитель - логопед, воспитатели группы.

Цель: Повышение качества коррекционно-развивающей процесса с использованием ИКТ.

Задачи:

- Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.

- Формирование у ребенка активной позиции полноправного участника коррекционного процесса.

- Активизация познавательной деятельности детей.

-Формирование правильного произношения (автоматизация в речи звуков, артикуляционных навыков).

-Формирование связной речи.

-Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

- Осуществлять индивидуализацию коррекционного процесса учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

- Совершенствовать артикуляционную моторику.

Основные направления деятельности при использовании ИКТ

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда направлено на работу с детьми.

Работа с детьми предполагает :

• Проведение индивидуальных занятий с помощью специальных компьютерных технологий. Проведение познавательно-речевых игр («Что делал Павел», «Лада мыла» и т. д., использование интерактивных логопедических пазлов и тренажеров.

• Проведение фронтальных и подгрупповых занятий с помощью мультимедиа презентаций.

• Компьютер может использоваться для диагностики речевых и психических функций.

Основные методические принципы реализации проекта:

• Принцип наглядности. Используются мультимедийные, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.

• Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом. Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

• Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы

• Принципом научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

• презентации

• Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.

• Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.

• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

• Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.

Предполагаемый результат реализации данного проекта:

У дошкольников :

• Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях.

Этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта «Применение информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»;

2. Изучение научно-методической литературы по теме;

3. Подборка иллюстративного материала;

6. Подборка игр с речевым сопровождением (подвижных, пальчиковых игр, игр малой подвижности);

II этап. Реализация проекта

Этапы реализации проекта

«Использование информационно-компьютерных технологий в работе

учителя-логопеда ДО

Этапы проекта Срок Задачи

1 этап Подготови-

тельный Октябрь • Определение целей и задач.

• Составление плана деятельности.

• Изучение методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками.

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы Декабрь-Апрель • Создание условий для использования компьютера на логопедических занятиях.

• Создание банка презентаций по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте, обследованию речи.

• Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

• Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

• Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ.

• Изучение программы Power Point.

• Изготовление компьютерных презентаций по автоматизации звуков в речи у детей.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов Май • Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами проекта.

Результаты реализации проекта

Благодаря логопедическим занятиям с применением ИКТ дети:

1. Ориентируясь на привлекательную графику, успешно выполняют упражнения.

2. У них в меньшей степени стал проявляться негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов.

3. Появилась уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Было замечено, что дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора. Сам видит результат своей работы.

4. Повысился интерес к логопедическим занятиям, дети стали более замотивированы в выполнении правильности заданий.

Учитывая принцип развивающего обучения, и в зависимости от текущих педагогических задач, рекомендуется чередовать разные компьютерные игры (презентации, при этом важно учитывать тип нервной системы и интересы и склонности ребенка.

5. Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать, добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Выводы

В условиях современного динамичного развития общества важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными-материальными и энергетическими ресурсами-современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности коррекционно -образовательной деятельности. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющие речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ и игр.

Программы можно успешно использовать на логопедических занятиях для коррекции речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, слоговой структуры слова звукобуквенного и слогового анализа, развития навыка связной речи и чтения у детей с ТНР, ставя помимо игровой, логопедическую задачу. Задания можно использовать по одному или блоками, что позволяет вариативно включать их в логопедическое занятие, предпочтительно на этапе закрепления. Доступность программ, простота в применении, позволяет эффективно использовать их в работе со старшими дошкольниками.

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по коррекционно развивающим занятиям. – М., 1994.

2. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

4. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

5. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения. // Логопед. – 2005. — № 7.

6. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

7. Репина З. А. Новые информационные технологии: специализированная комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З. А. Репина, Л. Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М. : АРКТИ, 2001.

9. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М. : МозаикаС и н т е з, 2 0 1 1 .

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55. 11. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6

12. Коч Л. А., Бревнова Ю. А. «Дошколёнок + компьютер», изд –во «У ч и т е л ь», В о л г о г р а д, 1 7 5 с т р.

13. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб. : Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с. 23 15. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

Приложение 1. Применение ИКТ на фронтальных занятиях.

Игра «Буба и звук Л»

Цель: Автоматизация звука Л.

Задачи: автоматизировать звук Л в слогах, словах, в чистоговорках. Развитие грамматического строя речи «скажи ласково», закрепить образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

Оборудование: на экране появляется картинка. Назови её, четко проговаривая звук Л. Затем появится такая же маленькая картинка. Назови её ласковым словом.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Использование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучкахИспользование таблиц в работе учителя-логопеда для профилактики дисграфии. Дидактическое пособие на липучках Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строем речи. Зачастую мы обращаем внимание.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 3 октября 2023 в 14:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД