Ольга Водолеева
Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки». Основная их функция – профилактика кабинетной речи с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Материал: Разноцветный фетр толщиной 2 – 3 мм., рапсовая лента шириной 5 мм., настенные крючки для картин, деревянные прищепки, лента-липучка на клеевой основе для крепления карточек-символов к стене. Самоклеящаяся пленка синего и зеленого цветов для линий на полу, обозначающих направление движения воспитанников. Проходя по зеленой линии в кабинет учителя-логопеда, дети выполняют задания на противоположной стене и так же возвращаясь в группу. Так мы не мешаем движению воспитанников других групп, идущих по коридору.
Публикация «Интерактивные игровые пособия „Звуковые дорожки“ — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
Для организации занятий с дорожками используются:
1) карточки-символы звуков на липкой ленте (крепятся над дорожкой)
–
- заборчик (во рту есть преграда, звук согласный);
- губы в улыбке или округлены;
- колокольчики (звонкий звук, зачеркнутые колокольчики (глухой звук);
- синие кружочки (твердый звук);
- стрелочка вверх или вниз (куда направлен язычок при произношении звука);
- снежинки или солнышко (какая воздушная струя теплая или холодная для свистящих и шипящих звуков);
2) набор согласных букв на листочках, обозначающих звук дорожки.
Наиболее часто нарушенные и автоматизируемые звуки у детей - С, З, Ш, Ж, Р, Л
3) набор гласных букв для обучения слоговому чтению и плавному слиянию звуков.
Они прикрепляются на стену к началу или концу дорожки на прищепку.
КАК ИГРАТЬ.
Занятия по дорожкам учитель-логопед организует с подгруппой детей, как часть занятия по обучению грамоте, или индивидуально при автоматизации звуков.
Задание 1. Расскажите о звуке.
Цель: Закрепить знания детей об артикуляционно-акустических характеристиках звука.
Дети по карточкам, по очереди рассказывают о звуке.
Пример: звук [Ш]
Ребенок 1. Заборчик. «Этот звук согласный, во рту есть преграда».
Ребенок 2. Губы. «При произношении этого звука губы округлены»
Ребенок 3. Стрелочка и чашечка. «Язычок становится чашечкой и поднимается вверх»
Ребенок 4. Солнышко. «Воздушная струя теплая»
Ребенок 5. Зачеркнутый колокольчик. «Звук глухой»
Когда дети хорошо запомнят значения символов, то играем в игру «Дорожки сломались». Логопед в группу приносит символы звуков.
- Ребята, когда я к вам шла, то увидела, что на полу лежат наши карточки. Кто-то сломал наши звуковые дорожки. Поможете мне найти место карточкам и поставить их на место?
Логопед каждому ребенку дает карточку с символом. Дети подходят к дорожкам и «ремонтируют ее» - ставят на место потерявшийся символ. Так же можно поиграть в игру «Путаница», перепутав карточки, обозначающие глухость и звонкость согласных или положение язычка, или губ. Такие задания детям очень нравятся.
Задание 2. Звучащие дорожки
Цель: Автоматизировать звуки изолированно.
Формировать длительный ротовой выдох.
Учитель-логопед рассказывает краткую историю перед выполнением задания.
Пример истории для дорожки «Шипелочка».
- Змея очень тихо пробралась к сидящей на камыше стрекозе и хочет ее поймать. Давайте предупредим стрекозу – пошипим как змеи, чтобы она услышал змею и успела улететь.
Один из детей берет стрекозу за петельку и протягивает ее от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке стрекозы, дети длительно произносят звук [Ш].
Аналогично звучит история для длинной дорожки со змеей и божьей коровкой.
Пример истории для дорожки «Жужжалочка».
- Шмель очень хотел перелететь на новый цветочек, но намочил крылья и не смог этого сделать. Без вашей помощи ему не обойтись. Помогите ему.
Один из детей берет шмеля за петельку и протягивает его от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке шмеля, дети длительно произносят звук [Ж].
Пример истории для дорожки «Лычалочка».
- Кораблик попал в шторм и ему очень сложно плыть по волнам. Помогите ему.
Один из детей берет кораблик за петельку и протягивает его от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке кораблика, дети давят язычком в зубки, удерживая губки в улыбке и произносят звук [Л].
Пример истории для дорожки «Свистелочка».
- Насос сломался и стал плохо качать воздух. Послушайте как он качает (логопед тихо и прерывисто произносит звук С). Помогите насосу заработать хорошо.
Один из детей берет букву С за петельку и протягивает его от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке буквы С, дети длительно произносят звук [С].
Пример истории для дорожки «Звенелочка».
- Голодная лягушка обожает ловить комаров. Она хочет съесть нашего комара. Помогите комару спастись от лягушки и перелететь на другую кочку.
Один из детей берет комара за петельку и протягивает его от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке комара, дети длительно произносят звук [З].
Пример истории для дорожки «Рычалочка».
- У машины сломался мотор, и она не может ехать дальше. Поможем ей отправится в путь. Заведем моторчик.
Один из детей берет машину за петельку и протягивает ее от начала до конца дорожки. Одновременно с движением по дорожке машины, дети длительно произносят звук [Р]. Дети, которые не умеют рычать, выполняют упражнение «барабан» или «дятел».
Аналогично звучит история для короткой дорожки с грузовиком.
Задание 3. Подружи звуки.
Цель: Автоматизировать звуки в слогах.
Формировать длительный ротовой выдох.
Формировать навык слогового чтения.
Дети прикрепляют листочек с буквой, обозначающей изучаемый гласный звук в начало дорожки или в конец. И соединяют звуки в слоги.
Например, на дорожке «Звенелочка» дети читают слоги
А___ З З___ А