Светлана Рудакова
Дидактическая игра по развитию речи для детей 5–8 лет «Зашифрованные предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра, позволяющая развивать и корректировать психические процессы, особенно речь и логическое мышление.
Пояснительная записка
Актуальность
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Это очень ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и метода обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи для детей 5–8 лет „Зашифрованные предметы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она служит и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Дидактическая игра «Зашифрованные предметы» играет важную роль в развитии речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Особенно полезна данная игра для детей с ОВЗ (ЗПР, поскольку позволяет создать условия для активизации и развития психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное недоразвитие некоторых познавательных функций из-за незрелости отдельных мозговых структур. Чем раньше начинается коррекционное воздействие на ребёнка, тем лучше будут результаты в развитии. Поэтому, использование дидактической игры «Зашифрованные предметы» будет актуальным и своевременным явлением в работе с дошкольниками данной категории.
Цель
Создать условия для развития речи и логического мышления через игровую и познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи
- Развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, соотносить схему и конкретный образ.
- Развивать речь, умение объяснить свой выбор предмета; умение озвучивать инструкцию для других участников игры.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
- Закреплять признаки цвета, формы, размера.
Возрастная категория
дети от 5 до 8 лет.
Описание (содержание)
Детям предъявляются карточки – символы, по которым нужно узнать предмет.
Практическая значимость
Ход игры
Посмотри на карточки – символы. Здесь зашифрован какой-то предмет. Давай посмотрим, что обозначает каждая карточка. Отгадай, какой предмет здесь зашифрован.
Варианты игры
1. Педагог предлагает узнать предмет по карточкам – символам.
2. Дети загадывают предмет и подбирают к нему карточки – символы.
3. Исключение несуществующего признака. Составляются схемы с перечёркнутыми объектами (не красный, не синий, не большой, не квадратный и т. д.) участники игры должны отгадать загаданный предмет.
4. Можно добавить карточки – символы, характеризующие материал, из которого изготовлен предмет (стекло, пластмасса, дерево и т. д.); характеризующие длину и ширину объекта, твёрдость или мягкость и усложнить инструкцию.
Правила
- Отвечать полным ответом, правильно согласуя слова в предложении.
- Доказывать свой выбор.
- Возможно уменьшение или увеличение числа карточек – символов в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей участников.
Используемая литература:
1. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Пер. с польского О. А. Павлович. – М. :Просвещение, 1981.
Оборудование
Карточки – условные обозначения признака предмета (объекта) :
1. Карточки с цветными кляксами – цвет объекта.
2. Карточка с изображением домика с тремя окнами - большой объект.
3. Карточка с изображением домика с одним окном - маленький объект.
4. Карточка с изображением толстого человечка - толстый объект.
5. Карточка с изображением тонкого человечка - тонкий объект.
6. Карточка с изображением рта - «съедобный» объект.
7. Карточка с изображением подушки – мягкий объект.
8. Карточка с изображением кирпича – твёрдый объект.
9. Карточка с изображением перечёркнутого символа – отсутствие данного признака.