Получи документы

Методическая разработка для педагогов ДОУ «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»

Елена Ивановна Гуцул
Методическая разработка для педагогов ДОУ «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.

Методическая разработка «Использование игр с прищепками в коррекционно-развивающей работе у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» содержит практический материал для проведения коррекционных занятий с одним ребёнком или подгруппой детей с целью коррекции звукопроизношения, активизации речи детей, развитию лексико-грамматического строя речи. Материал адресован учителям-логопедам и педагогам дошкольного образовательного учреждения.

Публикация «Методическая разработка для педагогов ДОУ „Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР“» размещена в разделах

Пояснительная записка

В методической разработке «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР» представлен нетрадиционный метод работы со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Так как основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра, по словам В. А. Сухомлинского «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», то процесс обучения должен проходить в игровой форме и игры с прищепками здесь эффективны и удобны в применении.

Представленный методический материал разработан с целью разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, активизировать познавательную и мыслительную деятельность дошкольников.

Такой инновационный метод способствует физическому и умственному развитию ребенка и решает следующие задачи:

- развивает мелкую моторику, упражняет в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;

- упражняет в ориентировке на плоскости листа;

- упражняет в образовании существительных во множественном числе;

- упражняет в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражняет в согласовании прилагательных с существительными;

- обогащает словарный запас;

- развивает фразовую речь;

- упражняет в звукобуквенном, слоговом анализе слова;

- способствует закреплению правильного образа буквы;

- помогает проводить работу по автоматизации поставленных звуков;

- развивает тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

- развивает познавательные процессы (внимание, память, мышление);

- развивает умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

- воспитывает активность, самостоятельность, инициативность, навыки взаимодействия со сверстниками и взрослым во время игры.

В процессе игр у детей формируется быстрота нервных импульсов от

рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Актуальность методической разработки заключается в том, что развитие мелкой моторики рук дошкольников способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, воображения, а также работоспособности, усидчивости.

Значимость состоит в том, что прищепки применимы практически на всех занятиях, по всем образовательным областям. Опыт работы показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии с использованием прищепок способствует более легкому, интересному, эмоциональному формированию знаний об окружающей действительности, развитию мелкой моторики руки, связной речи, пространственных отношений и зрительного восприятия, логического мышления и творческих способностей. Кроме того, предложенная система применения данного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться не только в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а также для всех детей как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте. Существуют дети, которым трудно усидеть на месте, следовательно, создают определенные трудности в работе педагога. А использование игр с прищепками делает ребенка более спокойным, снимает напряжение, создает положительный настрой на работу, воспитывает любознательность.

Игры с прищепками вызывают у детей интерес, как предметы манипуляции и они не осознано выполняя действия, усваивают речевой материал. Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики, тем самым готовят руку ребенка к продуктивной деятельности и самое главное к письму. В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Поэтому в своей работе по развитию речи, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, при обучении грамоте я использую безопасные, яркие, красивые прищепки.

Представленная методическая разработка рекомендована для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней представлены дидактические игры с прищепками по всем речевым блокам.

Содержание методической разработки

Методическое пособие представляет собой комплект яркого наглядного

материала. Игры оформлены в виде карточек А5 с игровыми заданиями,

карточек с предметными картинками, напечатанными словами, наборные

полоски, «светофорчик». Каждая из них заламинирована и имеет задания с двух сторон. Данное пособие включает игры с заданиями по автоматизации и дифференциации звуков, по развитию лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, навыков звукобуквенного анализа, мелкой моторики рук.

Самомассаж

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе: «Кыш!»

Игры на развитие зрительно-моторной координации:

«Дополни картинку»

Задачи:

• улучшение мелкой моторики, усиление мускулатуры кистей и пальцев;

• совершенствование восприятия цветов;

• стимуляция речевых способностей;

• развитие творческого воображения;

• улучшение концентрации внимания;

• формирование позитивного эмоционального состояния.

Педагог предъявляет детям шаблоны изображения предмета с незаконченными элементами, например, зайка без хвоста, без ушей, подсолнух без лепестков, солнце без лучей и т. п. Нужно назвать

недостающие детали и дополнить изображение прищепками соответствующего цвета.

«Разноцветные фигуры»

Задачи:

Те же.

Ребёнок развешивает геометрические фигуры на веревочке,

прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т. д.)

Игры на развитие ориентировки в пространстве

Игра «Что слева, что справа?»

Задачи:

• развитие ориентировки на листе бумаги;

• автоматизация звука.

Детям раздаются расчерченные на 9 квадратов карточки формата А5. В каждом квадрате изображена предметная картинка.

Педагог просит назвать картинку в правом верхнем углу и прикрепить прищепку. Далее, в левом верхнем, в правом нижнем, в левом нижнем углах.

Игра «Что около?»

Детям предлагается назвать картинку, которая находится около той, которую называет педагог и прикрепить прищепку.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи:

Игра «Назови ласково», «Большой - маленький»

Задачи:

• образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

• автоматизация звука.

Перед ребёнком карточка А5. Слева изображены «большие» предметы, справа «маленькие». Ребёнку предлагается назвать «большой» предмет и прикрепить прищепку определённого цвета, затем найти «маленький» предмет, называя при этом слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и прикрепить прищепку такого же цвета.

Игра «Один-много»

Задачи:

• образование множественного числа имён существительных;

• автоматизация звука.

Ребёнку даётся карточка А5. Слева изображен предмет в единственном числе, справа такой же предмет, но во множественном числе. Ребёнку предлагается прикрепить прищепки одинакового цвета к соответствующим предметам и назвать их (собака-собаки).

Игра «Какой, какая, какое?

Задачи:

закрепление названия цветов;

упражнение в согласовании прилагательных с существительными;

автоматизация звука.

Ребёнок достает из мешочка предметную картинку и подбирает прищепку определенного цвета. Называет, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: Жёлтое солнце, синяя слива и т. д.

Игра «Назови детёнышей»

Задача:

закрепление названий детёнышей домашних и диких животных.

Перед ребёнком карточка А5. Слева изображены животные, справа их детёныши. По заданию педагога воспитанник называет животного и крепит прищепку, затем ищет детёныша, называет его и крепит прищепку такого же цвета.

Игра «Жадина»

Задачи:

упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё;

автоматизация звука.

Ребёнку необходимо прицепить прищепкой картинку, подходящую к картинке на игровом поле. Проговаривать следующим образом: "Моя сумка", "Моё солнце", "Мои носки", "Мой сундук и т. д. Следить за правильным произношением звуков.

Игра «Чей хвост?»

Задачи:

закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;

закреплять умение различать и называть животных;

развитие мелкой моторики рук.

Дидактический материал: плоскостные изображения различных животных, а также их хвостов.

Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и прикрепить его прищепкой и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Игра «Подбери картинки»

Задачи:

развивать мышление, способность классифицировать предметы;

автоматизация звука.

Детям предлагается подобрать картинки из левого и правого столбика, чтобы они подходили друг к другу и прикрепить одинаковые прищепки (сова-аист, слон-лиса и т. п.).

Игра «Мудрая сова»

Задача:

дифференциация звука [С]

Сове нравятся такие слова, в которых слышится звук С. Дети прикрепляют прищепки на картинки, в названиях которых есть звук [с], отрабатывают звукопроизношение.

Игра «Различай и называй»

Задача:

дифференциация звука [С]

Красные прищепки крепим на картинки со звуком [С], синие – со звуком [Ш].

Игра «Четвёртый лишний»

развивать мышление, внимание, делать выводы, обобщать;

автоматизация звука.

Ребёнку предлагается выбрать лишний предмет и прикрепить прищепку к

этой картинке. Обосновать свой выбор. В процессе игры дети научатся

рассуждать и мыслить логически, потренируют скорость мышления и фантазию.

Игра «Сколько слов?»

Задача:

учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение.

Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3—4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска.

I вариант

Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении.

II вариант

Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог).

Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названных или в самостоятельно составленных предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под и т. п., который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой.

Игры, способствующие обучению грамоте

Игра «Звуковая цепь»

Задача:

учить различать гласные и согласные звуки.

Педагог произносит звуки, ребёнок собирает цепь (прищепки красного цвета – гласные звуки, синего – согласные).

Игра «Светофорчик»

Задача:

развитие фонематического слуха и восприятия.

Детям предлагается прослушать слово, определить позицию заданного звука и прикрепить на «светофорчик» прищепку в нужную позицию (начало, середина, конец слова).

Игра «Посчитаем слоги»

Задача:

учить слоговому анализу слова.

Логопед напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нём

гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.

Игра «Угадай»

Задача:

формировать навыки слогового анализа и синтеза.

Перед ребёнком выложены несколько предметных картинок (сом, сова, собака). Педагог (или один из детей) загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Ребёнок должен назвать картинку по количеству слогов.

Игра «Звук и цвет»

Задача:

обучение звукобуквенному анализу слогов и слов.

Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки зелёного цвета, а гласные – прищепки красного цвета. После того, как правила оговорены, педагог показывает ребенку карточку со слогом, например, «са». Ребёнок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух. Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.

Игра «Зажги фонарики»

Задача:

развитие навыков звукобуквенного анализа.

У детей карточки со словом, написанным печатным шрифтом. Дети,

прочитав слово, проводят звуковой анализ и прикрепив прищепки - «фонарик», символ, соответствующий данному звуку.

Условие: написание букв должно совпадать со звучанием.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Задача:

развитие навыков звукобуквенного анализа.

Ребёнку предлагается подобрать картинку к заданной схеме.

Игра «Поставь ударение»

Задача:

обучать правильно ставить ударение в словах;

развивать слуховое внимание.

Педагог, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.

Игра «Смотри, не ошибись»

Задача:

развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв.

Детям предлагается найти на карточке буквы, которые напечатаны неправильно и прикрепить к ним прищепку.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.

Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала в работе с детьми дошкольного возраста. Часть 2Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала в работе с детьми дошкольного возраста. Часть 2 Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала: желудей и каштанов с использованием материалов для творчества в.

Методическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возрастаМетодическая разработка развивающей дидактической игры по типу Кругов Луллия для детей младшего дошкольного возраста Словесная дидактическая игра (три в одном): «Детки потерялись» «Угадай кто где живет?» «Наши животные проголодались». Актуальность авторской.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка для педагогов ДОУ «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»
Опубликовано: 22 июня 2022 в 14:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка для педагогов ДОУ «Игры с прищепками в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Гуцул (УИ 989489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД