Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Наталья Алыкова
Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ»

Слайд1

Титульный лист

Слайд 2

Предэкзаменационный и экзаменационный период — это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку, и в наших силах помочь им снизить это напряжение.

• Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно только знаний по предмету и процедуры проведения экзамена. Особую роль в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ принадлежит интеллектуально-психологической готовности.

Слайд 3

• Наиболее значимые причины волнения для учащихся:

*сомнение в полноте и прочности знаний;

*умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

*сомнение в собственных способностях;

*психофизиологические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;

*стресс в незнакомой ситуации;

*стресс ответственности перед школой и родителями.

Слайд 4

Условно можно выделить следующие группы трудностей ЕГЭ для выпускников: когнитивные, личностные, процессуальные, мотивационные, эмоциональные.

• Когнитивные трудности связаны с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объёмом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета.

• Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия обучающимися ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку со стороны взрослых. Следствием личностных трудностей является повышенный уровень тревоги выпускников на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.

• Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Преодоление этих трудностей направлено на овладение специфическими особенностями процедуры проведения экзаменов. Здесь помогают репетиционные процедуры ЕГЭ

• Мотивационные трудности – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей. Важно сформировать у подростка мотив к сдаче экзаменов, показать перспективу.

Ведущие Российские психологи дают следующие психологические рекомендации педагогам по подготовке учащихся к ЕГЭ:

Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена

Слайд 5

Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки

Помогайте подростку поверить в себя и свои способности

Помогайте избежать ошибок

Поддерживайте выпускника при неудачах

Учитывайте во время подготовки индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.

Слайд 6

Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку

Слайд 7

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение взрослых, и если они в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Слайд 8

Советы классным руководителям

Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона детского коллектива. Положительный результат даёт система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками.

Слайд 9

Ключевые позиции данной системы:

*направленность на формирование позитивного отношения к ЕГЭ; *осуществление постоянной связи «родитель – учитель – ученик»;

*оказание всесторонней помощи обучающимся на протяжении всего периода ЕГЭ.

Слайд 10

В процессе психологического сопровождения ребёнка одним из важнейших аспектов является здоровьесберегающее направление, поэтому всем взрослым участникам образовательного процесса необходимо:

*внимательно относиться к состоянию каждого обучающегося, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

*соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

Слайд 11

• Создать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещённость, школьное оборудование и т. д., которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

• Организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года:

• Обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрана зрения и слуха;

• Создавать положительный эмоциональный фон обучения;

• Избегать сравнения с другими детьми, в ситуации когда налицо высокая утомляемость необходимо проявить тактичность и не упрекать ребенка в лени или несобранности

Слайд 12

Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха:

– 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30,

продолжительность сна – не менее 9 часов;

– при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с

перерывами по 30 минут.

Слайд 13

Педагогическая помощь

1. Рассаживайте тревожных учеников в середине класса или ближе к себе.

2. Спрашивайте в середине урока.

3. Подсказывайте родителям и тренируйте на уроках наиболее успешные для учеников приемы усвоения материала.

Слайд 14

Как преодолеть ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ и какие существуют приемы антистрессовой защиты.

*выражайте и прорабатывайте эмоции,

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

• мните, рвите бумагу;

• кидайте предметы в мишень на стене;

• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

• поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело…»);

*визуализируйте,

Человек, вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

*действуйте и творите

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации, выполняет роль громоотвода. Можно навести порядок на рабочем месте; Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте.

*отвлекайтесь

Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»

Слайд 15

Поможет дыхательная гимнастика!

-Успокаивающее дыхание –выдох в два раза длиннее вдоха.

-Мобилизующее дыхание –вдох в два раза длиннее выдоха.

Слайд 16

Представьте себе, что на протяжении 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом – это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Подумайте, что делаете вы на ваших уроках. С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома. У каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, чтобы этот дом был построен.

Публикации по теме:

Электронные музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого.

Дополнительная образовательная программа «Игровая мозаика» как психологическая подготовка детей к школе ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ИГРОВАЯ МОЗАИКА» (Психологическое сопровождениедетей по подготовке к школе) Срок реализации.

Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.

Методическая разработка «Мое тело». «Мое тело» Актуальность: Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что начинать работу по воспитанию культурно-гигиенических.

Методическая разработка по предмету ПДД Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька». Дружкова Лариса Ивановна. Тема: «Зачем нужны правила». Номинация:.

Психологическая подготовка учащихся музыкальных школ и школ искусств к публичному выступлению В программе учащихся детских музыкальных школ и школ искусств виртуозные и концертные пьесы занимают особое место. Они даютим возможность.

Методическая разработка. Родительское собрание «Нужна ли подготовка детей 4–5 лет к школе?» Родительское собрание. Нужна ли подготовка детей 4-5 лет к школеАННОТАЦИЯ. Методическая разработка направлена на повышение компетентности.

Консультация для родителей «Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня, в Центре детского творчества г. Сибай состоялось собрание с участием психотерапевтов из г. Уфы.

Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Автор публикации:
Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
Опубликовано: 16 мая 2019 в 15:19
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Персональный сайт педагога как часть информационно-образовательной среды
Хочу поделиться приятной новостью. 30 января 2020 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса «Лучший образовательный сайт – 2020». Мой сайт стал...
Клубный час «Защитники Отечества» в средней группе
Интеграция образовательных областе й: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие»....
Фотоотчет «23 февраля — День защитника Отечества» в старшей группе
Ведущий: Сегодня День особенный, мы отмечаем замечательный праздник: «День защитника Отечества» Поздравляем наших мальчиков и мужчин, и хочу пожелать...