Марина Тиликайнен
Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка в системе дошкольного образования
«Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста»
Введение
Проблема готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.
Публикация «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста» размещена в разделах
До сих пор ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.
Сформированность этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут для него тягостными.
Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги, не уделяя должного внимания ее развитию. Такое положение подтверждает необходимость ранней диагностики мотивационной готовности для оказания своевременной помощи по ее формированию.
В связи с этим, целью данной работы является формирование мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.
В предлагаемой методической разработке описываются методы определения, диагностика мотивационной готовности ребенка к школе, задания, занятия для повышения мотивационной готовности к школе у дошкольника. Эту методическую разработку могут использовать как педагоги, так и родители, желающие хорошо подготовить ребенка к школьному обучению.
Данные рекомендации могут быть использованы как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.
Основная часть
Для реализации комплекса мероприятий были отобраны следующие методы и методики:
1. Беседа о школе (Т. А. Нежнова).
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно - учебную деятельность.
2. Методика «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург).
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста
3. Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина).
Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
4. Проективная методика «Рисунок «Я в школе» (Е. И. Захарова).
Цель: определение отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степени сформированности у него внутренней позиции школьника.
5. Методика «Оценка мотивационной готовности» (Д. В. Солдатова).
Цель: определить сформированность подготовки к школе.
На основании полученных данных педагог выполняет комплекс мероприятий с детьми с низкой мотивационной готовностью к школе.
В основу комплекса мероприятий были положены исследования таких авторов, как: Гуткина Н. И. (Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению, Идбина М. Н. (Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты, Венгер Л. А., Венгер А. Л. (Готов ли ваш ребенок к школе, Безруких М. М. (Готов ли ваш ребенок к школе, Беляева («Готовим к обучению к школе») и другие.
Задачи комплекса мероприятий:
• сформировать положительное отношение к школе;
• предупредить и снять страхи перед школой;
• создать у ребёнка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»;
• развить познавательные психические процессы; волевые качества личности;
• предоставить родителям возможность личного участия в подготовке детей к школе;
• оказать консультативную помощь воспитателям в организации работы с детьми по подготовке к школьному обучению.
Комплекс мероприятий по формированию мотивационной готовности к школе включает 3 блока :
1 блок «Работа с детьми» : включает 10 занятий, которые проводились один раз в неделю в течение 4-х месяцев. («Давайте дружить», «Что такое школа?», «Правила школьной жизни», «День знакомства с учителем», «Я ученик», «Читаем о школе», экскурсия в школу, «Дошколята -школяры», «Школа», сюжетно-ролевая игра.)
Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня мотивационной готовности к обучению в школе.
2 блок «Работа с педагогами» : организация консультаций с рекомендациями по подготовке детей к обучению в школе и формированию положительной мотивации. («Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе» (советы психолога); Беседа с воспитателями старших групп «Мотивационная готовность детей к школе».)
3 блок «Работа с родителями» : включает проведение семинаров-практикумов («Готовность ребенка к школе», советы родителям, подготовка информационных стендов.)
Принципы, лежащие в основе реализации комплекса мероприятий:
• свободное участие;
• взаимное уважение;
• осознанность поведения;
• создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности.
Основные формы и методы реализации комплекса мероприятий:
С родителями:
• анкетирование
• размещение информации на стендах для родителей
• семинары-практикумы, развлечения
С детьми:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Индивидуальная работа (рассматривание иллюстраций на школьную тематику, отгадывание загадок и др.)
• Беседа;
• Дидактические игры;
• Чтение художественной литературы;
• Экскурсия в школу;
• Сюжетно-ролевая игра «Школа»
• Совместные занятия с родителями
• Детские рисунки на тему: «Я – будущий школьник», «Школьник-дошкольник»
С педагогами:
• Консультации
• Участие в семинаре с родителями
Заключение
Проблема подготовки детей к школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем образования. Несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по подготовке детей к школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа форм и методов соответствующей работы с детьми, выявление наиболее эффективных.
Проведение анализа мотивационной готовности детей старшего возраста и применение комплекса мероприятий по повышению мотивационной готовности к школе показывает свою эффективность.
У детей сформировываются положительное отношение к школе, снимаются страхи, развивается познавательные психические процессы, волевые качества личности, а также предоставляется родителям возможность личного участия в подготовке детей к школе и осознанию ими важности участия в этом процессе.
В ходе проведения комплекса мероприятий удалось увидеть положительные изменения в формировании мотивационной готовности к школе у детей-участников программы : у большинства ребят отмечалась ориентация на учебную деятельность и положительное отношение к школе; увеличилось количество ребят с выраженным учебным и социальным мотивом обучения в школе; у всех ребят было выявлено доминирование познавательного мотива над игровым;
у большинства участников программы отмечалось наличие позитивного отношения к элементам школьной деятельности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности; большинство ребят в качестве предпочитаемой выбирали учебную или трудовую деятельность.
Таким образом, специально разработанный комплекс мероприятий, включающий работу с родителями, воспитателями и детьми показал положительную динамику по формированию мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.