МААМ-картинки

Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста

Марина Тиликайнен
Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка в системе дошкольного образования

«Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста»

Введение

Проблема готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Публикация «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста» размещена в разделах

До сих пор ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника.

Сформированность этой внутренней позиции - одна из главных составляющих мотивационной готовности к школе. Без такой готовности ребёнок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут для него тягостными.

Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги, не уделяя должного внимания ее развитию. Такое положение подтверждает необходимость ранней диагностики мотивационной готовности для оказания своевременной помощи по ее формированию.

В связи с этим, целью данной работы является формирование мотивационной готовности к школе в старшем дошкольном возрасте.

В предлагаемой методической разработке описываются методы определения, диагностика мотивационной готовности ребенка к школе, задания, занятия для повышения мотивационной готовности к школе у дошкольника. Эту методическую разработку могут использовать как педагоги, так и родители, желающие хорошо подготовить ребенка к школьному обучению.

Данные рекомендации могут быть использованы как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.

Основная часть

Для реализации комплекса мероприятий были отобраны следующие методы и методики:

1. Беседа о школе (Т. А. Нежнова).

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно - учебную деятельность.

2. Методика «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста

3. Методика «Сказка» (Н. И. Гуткина).

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

4. Проективная методика «Рисунок «Я в школе» (Е. И. Захарова).

Цель: определение отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степени сформированности у него внутренней позиции школьника.

5. Методика «Оценка мотивационной готовности» (Д. В. Солдатова).

Цель: определить сформированность подготовки к школе.

На основании полученных данных педагог выполняет комплекс мероприятий с детьми с низкой мотивационной готовностью к школе.

В основу комплекса мероприятий были положены исследования таких авторов, как: Гуткина Н. И. (Психологическая готовность детей 6 – 7 лет к школьному обучению, Идбина М. Н. (Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты, Венгер Л. А., Венгер А. Л. (Готов ли ваш ребенок к школе, Безруких М. М. (Готов ли ваш ребенок к школе, Беляева («Готовим к обучению к школе») и другие.

Задачи комплекса мероприятий:

сформировать положительное отношение к школе;

• предупредить и снять страхи перед школой;

• создать у ребёнка готовность к принятию новой социальной позиции «школьника»;

• развить познавательные психические процессы; волевые качества личности;

• предоставить родителям возможность личного участия в подготовке детей к школе;

• оказать консультативную помощь воспитателям в организации работы с детьми по подготовке к школьному обучению.

Комплекс мероприятий по формированию мотивационной готовности к школе включает 3 блока :

1 блок «Работа с детьми» : включает 10 занятий, которые проводились один раз в неделю в течение 4-х месяцев. («Давайте дружить», «Что такое школа, «Правила школьной жизни», «День знакомства с учителем», «Я ученик», «Читаем о школе», экскурсия в школу, «Дошколята -школяры», «Школа», сюжетно-ролевая игра.)

Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня мотивационной готовности к обучению в школе.

2 блок «Работа с педагогами» : организация консультаций с рекомендациями по подготовке детей к обучению в школе и формированию положительной мотивации. («Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе» (советы психолога); Беседа с воспитателями старших групп «Мотивационная готовность детей к школе».)

3 блок «Работа с родителями» : включает проведение семинаров-практикумов («Готовность ребенка к школе», советы родителям, подготовка информационных стендов.)

Принципы, лежащие в основе реализации комплекса мероприятий:

• свободное участие;

• взаимное уважение;

• осознанность поведения;

• создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности.

Основные формы и методы реализации комплекса мероприятий:

С родителями:

• анкетирование

• размещение информации на стендах для родителей

• семинары-практикумы, развлечения

С детьми:

• Непосредственно-образовательная деятельность;

• Индивидуальная работа (рассматривание иллюстраций на школьную тематику, отгадывание загадок и др.)

• Беседа;

• Дидактические игры;

• Чтение художественной литературы;

• Экскурсия в школу;

• Сюжетно-ролевая игра «Школа»

• Совместные занятия с родителями

Детские рисунки на тему: «Я – будущий школьник», «Школьник-дошкольник»

С педагогами:

• Консультации

• Участие в семинаре с родителями

Заключение

Проблема подготовки детей к школе в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем образования. Несмотря на проводимую в дошкольных образовательных учреждениях работу по подготовке детей к школе, успешность их адаптации к системе школьного обучения остается невысокой. Это вызывает необходимость анализа форм и методов соответствующей работы с детьми, выявление наиболее эффективных.

Проведение анализа мотивационной готовности детей старшего возраста и применение комплекса мероприятий по повышению мотивационной готовности к школе показывает свою эффективность.

У детей сформировываются положительное отношение к школе, снимаются страхи, развивается познавательные психические процессы, волевые качества личности, а также предоставляется родителям возможность личного участия в подготовке детей к школе и осознанию ими важности участия в этом процессе.

В ходе проведения комплекса мероприятий удалось увидеть положительные изменения в формировании мотивационной готовности к школе у детей-участников программы : у большинства ребят отмечалась ориентация на учебную деятельность и положительное отношение к школе; увеличилось количество ребят с выраженным учебным и социальным мотивом обучения в школе; у всех ребят было выявлено доминирование познавательного мотива над игровым;

у большинства участников программы отмечалось наличие позитивного отношения к элементам школьной деятельности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности; большинство ребят в качестве предпочитаемой выбирали учебную или трудовую деятельность.

Таким образом, специально разработанный комплекс мероприятий, включающий работу с родителями, воспитателями и детьми показал положительную динамику по формированию мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе Добрый день, уважаемые родители. Тема родительского собрания : «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе».

Система упражнений по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста Система упражнений по формированию готовности к школе, а, следовательно, направленная на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста,.

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников Проблема готовности к школе в последнее время стала очень.

Конспект занятия по интеллектуальной и мотивационной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе «По дороге в Школу» «ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» Конспект занятия по интеллектуальной и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. ЦЕЛЬ: Определить характер.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Методическая разработка. Картотека загадок по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста .

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами.

Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Родничок» Чухломского муниципального района Костромской.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 21:32
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивационной готовности к школе детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Тиликайнен (УИ 803383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД