Папки-передвижки

Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста)

Светлана Сорокина
Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Чухломский детский сад «Родничок»

Чухломского муниципального района Костромской области.

«Традиции россиян»

Русские народные праздники.

(по программе «Истоки»

и «Воспитание на социокультурном опыте»)

для старшего дошкольного возраста

Разработала : ст. воспитатель: Сорокина С. Б.

Ул. Калинина, 47-а,

2010-2011 г.

Программные задачи:

Публикация «Методическая разработка „Традиции россиян“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

• Познакомить с традиционными русскими народными праздниками.

• Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

• Прививать любовь к традиционным праздникам.

• Развивать понимание названий праздников.

Воспитатель:

- Наши предки умели и любили веселиться.

- Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей).

- Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей).

- Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим). Ну, тогда давайте отправимся на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие в прошлое.

(Звучит музыка, в это время открывается ширма, взору предстает декорация: с одной стороны – русская изба, береза, с другой стороны – церковь, картины и сцены из жизни русского народа).

Воспитатель начинает рассказ.

- Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние, малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и самым любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю. Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

- Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. Целое искусство создавали люди по раскрашиванию яиц.

- Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрасили вы сами. (Воспитатель предлагает иллюстрацию, фото). А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр. Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены игрушки. Каждый катит с горки свое яичко. И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок. (Дети играют).

- Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.

- Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей).

Это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (Да).

- Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отмечался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым Годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряженьями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации).

- Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр 1 ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

- Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый Год наряжают елку? Послушайте рассказ.

- Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдемте, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иголки да липкую смолу?» - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

- Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гуляния на Масленицу).

Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.

Душа ль ты, моя Масленица,

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости на широкий двор

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

- После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел свое название. Понедельник – «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «перелом», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечера», суббота – «посиделки», воскресенье _ «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом красного солнца. Первый блин отдавали нищему на помин усопших родственников…

Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.

В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.

Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».

Вот так наши предки праздновали свои праздники.

- Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод какого-нибудь русского народного праздника. (Дети рисуют).

Публикации по теме:

Методическая разработка. Картотека загадок по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста .

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка «Особенности постановки танцев для детей дошкольного возраста (первая младшая группа)» Методическая разработка Особенности постановки танцев для детей дошкольного возраста (первая младшая группа) Развивающие занятия танцами.

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» «Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста» 1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух» 2. Возрастные особенности.

Методическая разработка развлечения «День добрых дел» для детей среднего дошкольного возраста Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости быть.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Православные традиции Руси-праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Православные традиции Руси- праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Придумай, на что похоже?»Разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Придумай, на что похоже?» Разроботка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста "Придумай, на что похоже"Бессонова Екатерина г. Санкт - ПетербургЦель:развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Традиции россиян» (для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 8 августа 2016 в 12:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД