МААМ-картинки

Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогического просвещения родителей

Элеонора Рябкова
Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогического просвещения родителей

Инновационный проект

«Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогического просвещения родителей в гр. «Лучики»

Сундучок «Познавашка»

Содержание

1. Введение

1.1 Актуальность проблемы 3

2. Основная часть

2.1 Направления деятельности 6

2.2 Цели и задачи проекта 7

2.3 План реализации проекта 9

3. Заключение

3.1 Ожидаемый результат 10

3.2 Список литературы 11

«От того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

Публикация «Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогического просвещения родителей» размещена в разделах

каким человеком станет сегодняшний малыш»

Сухомлинский В. А.

1. 1 Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. В настоящее время, с введением ФГОС ДО, перед педагогами стоит цель :

сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Россия начинается с семьи. Главнейшее место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей (Л. Б. Шнейдер, именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья и ДОУ – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их полное и тесное взаимодействие. Если ДОУ способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему организации взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Родителей надо учить быть родителями. Именно к этому подводит новая «философия» работы с семьей. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая дошкольные образовательные учреждения, призваны этому содействовать. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Исследования отечественных психологов (Леонтьев А. Н., Петровский А. В.) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре. Значимость отношений между родителями и ребенком привлекла внимание многих педагогов и психологов (Захаров А. В., Варга А. Я, Спиваковская А. С. и др.). Общим для всех подходов является утверждение потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно – эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Кризисная ситуация в семье, неуверенность в своем будущем, развитие напряженности в личностных отношениях, эмоциональная напряженность ведет к нарушению детско – родительских отношений.

Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей. Повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничности детско – родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребенка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, чтобы решить возникающие проблемы

Анализируя ситуацию (в нашем случае через анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями и детьми, анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детское учреждение) мы пришли к выводу, что родителям нужна методическая помощь, знания о психофизическом развитии детей, о важности психоэмоционального состояния членов семьи, о методах и приемах взаимодействия с детьми. Одной из форм просвещения стал сайт группы «Лучики» и познавательно-просветительский сундучок «Познавашка». Здесь родители посредством общения друг с другом, педагогами, могут получить ответы на интересующие их вопросы, совместно находить пути решения конкретных проблем, просвещаться. Конечно, родители имеют возможность получить информацию в Интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения друг с другом и педагогами, направленную на взаимную помощь и поддержку в воспитании детей дошкольного возраста. Ведущей и значимой целью деятельности творческого объединения должно являться сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных и внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое психолого – педагогическое просвещение.

От совместной работы родителей и педагогов во многом зависит дальнейшее развитие ребенка. Практика использования ресурсов Интернета в ДОУ – это еще одна форма поддержания связи с семьями воспитанников, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными. Во-первых, не требуется личный контакт с педагогам, родители имеют возможность дистанционно общаться на наиболее проблемные темы, могут не спешить и сформулировать вопрос или осознать предлагаемый ответ и совет. Помочь им в этом может возможность вернуться к прочитанному. Воспитатель также имеет свои профессиональные интересы в подобном общении – у него есть возможность и время подготовиться, пересмотреть специальную литературу.

Информация наглядна, это – не просто слова. Как известно, печатное слово оказывает сильнейшее и убеждающее воздействие на человека. Информация об официальных событиях, ожидаемых мероприятиях, рекомендациях специалистов не проходит бесследно – она хранится в памяти компьютера, родители к ней неоднократно могут обращаться. Интернет обладает огромным информационным ресурсом. Правильная ориентировка родителей на поиск позволит сформировать грамотную родительскую общественность ДОУ, способную оказать помощь педагогу. Сегодня существует объективная необходимость привлекать родителей к работе с информационными ресурсами – просвещенные родители, имеющие информацию и опыт общения в Сети с другими родителями, решающими те же проблемы здоровья, развития и воспитания своего ребенка, станут надежными союзниками в разработке и реализации основной образовательной программы.

Использование современной технологии коммуникации имеет еще один положительный момент – убеждает родителей в современном, качественном, инновационном характере воспитания в ДОУ.

Объект проекта:

Педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет проекта:

Содержание и формы педагогического просвещения

Тип проекта:

Практико – ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный, групповой, познавательный.

Участники проекта:

Педагог дошкольного образовательного учреждения, воспитанники, родители.

Условия реализации проекта:

Заинтересованность детей и родителей, целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, просвещенность открытость, системность работ

2. 1 Направления деятельности:

1. Просветительское – предоставление информации для педагогической культуры родителей

2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении

Проект социально – педагогического дистанционного просвещения родителей. Сайт

сундочок «Познавашка» направлен на повышение уровня основных компетенций родителей. Его новизна заключается в создании для родителей целостного и последовательного просветительского курса, модели социально- педагогического просвещения, созданной на основе комплексного компетентностного подхода к родительским функциям, включающего повышение уровня основных родительских компетенций : психологической (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное решение проблем и типичных задач, возникающих в реальных ситуациях семейной жизни и детско-родительских отношениях.

Владение основами знаний о возрастных особенностях развития ребенка, формировании личности, развитии способностей детей. Создание благоприятной среды для развития личности ребенка с использованием жизненного опыта, основ педагогических знаний, общепризнанных ценностей.

Педагогической (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное решение педагогических задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка в условиях семьи с учетом его возрастных и личностных особенностей).

Коммуникативной (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное взаимодействие с детьми и другими членами семьи, умения грамотно разрешать семейные конфликты и напряженные ситуации; владение навыками активного слушания, аргументации и убеждения; повышение уровня коммуникативной культуры, в т. ч. в детско-родительских отношениях).

Информационной (качество действий родителей, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, поступающей в информационное пространство семьи из средств массовой информации, книг и других источников). Эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптация к восприятию ребенком; отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов, ориентированных на физическое и психологическое здоровье ребенка, толерантное отношение к окружающим, культуру половых отношений, ценность человеческой жизни; владение навыками информационной этики в детско - родительских отношениях.

Правовой (качество действий родителей, обеспечивающих высокий уровень правовой культуры в семейной жизни и детско - родительских отношениях, основанных на знании Международного, Российского, областного законодательства).Регулирующего общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты прав ребенка, образования и развития детской одаренности. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей.

2. 2 Цель проекта:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей. Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.

Задачи:

1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

2. Оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

3. Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей через сайт сундучок «Познавашка»

4. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения.

5. Апробирование инновационных форм работы с родителями, как фактора позитивного развития ребенка.

6. Помощь родителям в устранении недопонимания эмоциональной сферы ребенка через совместные виды деятельности.

7. Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

8. Обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания

Условное разделение работы с родителями :

1. Все родители – на сайте сундучок «Познавашка» по повышению педагогической культуре

2. Группа (подгруппа) родителей - в рамках творческого объединения по формированию навыков и умений с целью конструктивного общения и взаимодействия в системе родитель – ребенок

3. Индивидуально – консультации, педагогическая поддержка

Правила работы :

1. Искреннее уважение к участникам проекта.

2. Общение не во вред, а во благо.

3. Тактичность и объективность.

Проект реализуется в три этапа:

1. Подготовительный. Календарно-тематические планы в рамках проекта.

Разработка методических материалов для реализации проекта.

2. Основной этап (реализация намеченных планов)

3. Заключительный.

2. 3 План реализации проекта:

№ Тема Пути решения срок ответственные

Подготовительный этап

1 Организация информирования, рекламная деятельность Создание сайта Сундучок «Познавашка»

Оформление наглядной агитации.

Сентябрь – май

В течении года воспитатель

2 Выявление запросов родителей по организации учебно – воспитательной работы с детьми Поиск информации по лексическим темам.

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Мои ожидания»

Обсуждение общих вопросов по организации эффективной работы с семьей. Октябрь- май

В течении года воспитатель

Основной этап

1 Установление партнерских отношений между всеми участниками проекта Оформление сайта сундучок «Познавашка»

Познавательно-инфо по лексическим темам

Оформление совместных выставок творческих работ.

Индивидуальные беседы с родителями. Октябрь-май

В течении года воспитатель

2 Привлечение родителей к сотрудничеству Формирование на сайте картотеки для родителей.

Консультирование по вопросам воспитания, обучения, развития, сохранения физического и психоэмоционального здоровья детей.

ежемесячно

в течении года

воспитатель

3 Наглядное на сайте информирование родителей О традициях группы, о программах и технологиях работы с детьми.

О возрастных особенностях дошкольников.

О значении семейного воспитания.

О творческих способностях детей дошкольного возраста и др. В течении года воспитатель

4 Педагогическое просвещение родителей, осуществление взаимодействия семьи и педагога Родительские мастер классы.

Диспуты. «Час общения»

Консультации.

Участие в праздниках, совместной деятельности.

Январь

Февраль

В течении года воспитатель

Заключительный этап

1 Подведение итогов Итоги работы над проектом

Анализ реализации проекта с привлечением родителей.

Определение перспектив дальнейшей работы.

Выявление уровня осведомленности и усвоения родителями форм и правил воспитания и обучения дошкольников май Участники проекта

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – представляет способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В “Словаре русского языка” С. И. Ожегова сказано так: взаимодействие – взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

3. 1 Ожидаемый результат:

Применение современной технологии нравственно – духовного развития будет способствовать повышению педагогической культуры родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания и развития детей.

• семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;

• отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;

• появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;

• повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;

разработка новых подходов к взаимодействию педагога и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;

• организация преемственности в работе педагога и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

•новизна отношений ребенок- родитель – педагог определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «рефлексия».

•активности родителей в отношениях с сотрудниками дошкольных учреждений;

•повышение ответственности родителей за судьбу ребенка;

•повышение уровня родительской компетентности;

•гармонизации семейных отношений;

Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике и проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Ведь зачастую знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин. Очень важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Здесь необходимо выделить понятие «педагогическая рефлексия», которое включает в себя умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. О. Л. Зверева рекомендует использовать анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Такие методы помогают формировать родительскую позицию, повышают активность слушателей, актуализируют полученные знания, помогают посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его. Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми ДОУ и их родителями.

3. 2 Используемая литература:

1. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет : диагностика, тренинги, занятия / авт. - сост. Коробицына Е. В. - Волгоград:Учитель,2009.

2. Родительские собрания / авт. - сост. Кыласова Е. Л. (и др.). - Волгоград: Учитель,2013.

3. Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / -М. : Профиздат,1989

4. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями/ авт. - сост. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. - 2-е изд. -Волгоград: Учитель,2012.

5. Родительские собрания в детском саду: /авт. - сост. Чиркова С. В. - М. : ВАКО,2011

6. Детский сад и семья/ под ред. Марковой Т. А. -М. : Просвещение, 1981

7. Воспитателю о работе с семьей : Методическое пособие для детского сада / Загик Л. В. и др. : Просвещение,1989

8. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера,2009

9. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 1- М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

10. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Часть 2- М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008

11. Арнаутова Е. П. Социально – педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях /Детский сад от А до Я-2004

Публикации по теме:

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Доклад к семинару «Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми в отделении социальной реабилитации» Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Информационно-коммуникативные технологии обучения в детском саду – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера. Целью компьютерных технологий является формирование умений.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» Еще В. А. Сухомлинский сказал, что «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя…». От нас педагогов во многом зависит физическое,.

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе» ель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить родителей с.

Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ»Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности музыкального руководителя ДОУ» Уважаемые коллеги, мы, педагоги-музыканты, всегда стараемся идти в ногу со временем, поэтому сегодня я предлагаю немного поразмышлять.

Информационно-коммуникационные технологии «Правила дорожного движения — наши верные друзья» Используемые технологии: •Здоровьесберегающие технологии •Информационно-коммуникационные технологии •Игровые технологии Цель: Закрепить.

Презентация «Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми в отделении социальной реабилитации» Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Использование облачных технологий как вариант информирования и педагогического просвещения родителей Статья «Использование облачных технологий как вариант информирования и педагогического просвещения родителей» Автор: Осипова Тамара Ивановна.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как центр родительского просвещения. Пояснительная записка Пояснительная записка. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-коммуникационные технологии в работе педагогического просвещения родителей
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 11:27
+77Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД