Елена Лучкина
Доклад к семинару «Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми в отделении социальной реабилитации»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Миллеровского района»
Доклад
«Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми в отделении социальной реабилитации»
Подготовила: воспитатель Лучкина Е. А.
2018г.
Публикация «Доклад к семинару „Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми в отделении социальной реабилитации“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Информационно-коммуникативные технологии в работе с несовершеннолетними в отделении социальной реабилитации.
Слайд №1.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Использование информационных технологий в сфере образования – это процесс обеспечения образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий появляется необходимость поиска новых решений, методов и форм работы с детьми, чтобы как можно доступнее, интереснее, содержательнее передавать знания и опыт от поколения к поколению. ИКТ позволяет решить этот вопрос и приобретает фундаментальное значение в системе воспитания и образования, не заменяя традиционные методы работы, а дополняя их. Поэтому, педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов, специалистов в сфере воспитания, обучения и развития детей, повышая эффективность взаимодействия педагога и воспитанника.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно – образовательного процесса. Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, помочь ребенку войти в мир новых технологий, сформировать у него основы информационной культуры личности. Использование ИКТ в отделении социальной реабилитации позволяет изменить учебно – воспитательный процесс, повысить его эффективность, создать у детей мотивацию на решение поставленных перед ними задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Использование данных технологий позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний, информированности несовершеннолетних, повысить уровень профессионального мастерства педагога. ИКТ должны быть обеспечены наличием материально-технической базы и достаточным уровнем компетентности педагога.
Рассмотрим подробнее данную тему.
Слайд №2.
Что означают эти буквы ИКТ?
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Слайд №3.
Цели использования информационных - коммуникативных технологий в непосредственной деятельности педагога:
- сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
- помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал;
- экономить время, как педагога, так и ребенка, увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде :
- текста;
- графического изображения;
- звука;
- речи;
- видео.
Слайд №4.
Задачи использования ИКТ:
- Разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения
воспитательно-образовательного процесса;
- Создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
- Увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, воспитанники.
Слайд №5.
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий :
- компьютер, принтер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD плейер.
- телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, электронные доски (интерактивные).
Слайд№6.
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
- Фотографии;
- Видеоролики;
- Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
- Презентации (электронные книги, электронные выставки);
- Детские развивающие компьютерные игры;
- Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Слайд№7.
Области применения ИКТ педагогами детских образовательных учреждений.
1) Ведение документации:
Специалист или воспитатель составляет и оформляет календарные и тематические планы, методические разработки, конспекты занятий, познавательно-развлекательных и досуговых мероприятий, готовит материал для оформления уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Ведет с помощью компьютера индивидуальные дневники ребят, в которых записываются различные данные о детях, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.
Подготовка педагога к аттестации с использованием ИКТ (оформление документации, так и подготовка электронного портфолио).
Слайд №8.
2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения
новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие во всероссийских и международных конкурсах, веб – семинарах, обучающих вебинарах, интернет – конференциях. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно влияет на уровень ИКТ – компетентности, что позволяет педагогу создавать собственные мини-сайты в социальных сетях работников образования. Сетевые сообщества педагогов предоставляют возможность не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, фотоотчёты о проведении мероприятий, делиться своим личным педагогическим опытом по их подготовке и проведению, по использованию различных методик, технологий в своей педагогической и воспитательной деятельности.
Ещё немаловажная возможность, которую предоставляют ИКТ для всех педагогов – это дистанционные курсы повышения квалификации, позволяющие выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной деятельности.
Слайд №9.
3) Воспитательно-образовательный процесс:
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
- организация непосредственной образовательной деятельности
воспитанника;
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- реализация проектов;
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с детьми :
- создание презентаций;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
Слайд №10.
При использовании ИКТ педагогу необходимы базовые программы:
- Текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного дидактического материала, тематического планирования, создания иллюстрированных, разноуровневых тестов и заданий отчетной документации;
- Программа Роwer Point, с помощью этой программы педагог создает мультимедийные презентации к занятиям, мероприятиям, на семинарах, конференциях и т. д. ;
- Программа Microsoft Excel используется для составления списков тестируемых воспитанников, вычисление коэффициента результативности, процент качества и степени обученности детей;
- Программа Microsoft Publisher для подготовки информационных материалов, буклетов, открыток, визиток и т. д. ;
- Интернет-ресурсы педагог использует для поиска необходимой образовательной и методической информации, сетевых взаимодействий, обмен опытом с педагогами, размещения своих методических материалов на сайте и в сетевых педагогических сообществах и др.
Слайд №11.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс» – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
ЦОР - ресурсы, размещенные в Интернет
ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ)
Комбинированные продукты сеть/диск
Слайд №12.
В использование ИКТ в работе с детьми входит : проведение коррекционно – развивающих занятий которые можно проводить с использованием компьютерных программ и с использованием интерактивной доски.
Слайд №13.
Использование интерактивной доски для педагога:
- Позволяет объяснять из центра большой аудитории;
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- Позволяет педагогам делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
- Вдохновляет педагогов на поиск новых подходов к обучению и воспитанию, стимулирует профессиональный рост.
Слайд №14.
Преимущества для воспитанников:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- воспитанники легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- дети начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Слайд №15.
- делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений; - использование групповых форм работы;
- совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т. д. ;
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
- изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
- сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые педагог делает во время занятия, для дальнейшей демонстрации на других занятиях;
- сохраненные во время занятия записи педагог может передать любому воспитаннику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
- демонстрация работы одного воспитанника всем остальным воспитанникам;
- демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
- создание рисунков, схем и карт во время проведения занятия, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время;
- возможность делать записи электронными чернилами;
- просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи;
- выделять отдельные части экрана;
- вырезать и стирать, копировать и вставлять объекты, отменять или возвращать действия;
- листать страницы вперед и назад;
- поворачивать и перемещать объекты.
Слайд №16.
Цветовое и мультимедийное оформление способствует:
лучшему восприятию, наглядности, зрелищности, выразительности,
комфортности восприятия за счет дизайна, уменьшению вероятности ошибок понимания.
Слайд №17.
Использование компьютерных технологий помогает :
* привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
* делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
* формировать информационную культуру у детей;
* активизировать познавательный интерес;
* реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении и воспитании;
* дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
* активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Слайд №18 – 28.
Интернет-ресурсы всемирной паутины.
Рассмотрим несколько примеров педагогических сайтов для использования в работе воспитателя, социального педагога и других специалистов. Каждый педагог сам выбирает необходимые ему ресурсы, активно использует в своей работе, а так же делится с коллегами своими наработками, методическими материалами, личным опытом, принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах, вебинарах, создаёт мини-сайты, электронные портфолио и т. д.
Педагогическая газета (молодой ресурс)
www.pedgazeta.ru
Cайт методического издания, предназначенного для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования.
Здесь можно найти для себя полезный материал, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обмениваться опытом с коллегами из других городов, регионов, стран.
Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения редакционно-экспертной коллегией.
Журнал «Педагогический мир»
www.pedmir.ru
Сайт методического издания, предназначенного для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования.
Здесь можно найти для себя полезный материал, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обмениваться опытом с коллегами из других городов, регионов, стран.
Педагоги, опубликовавшие свои методические разработки в издании, могут получить свидетельства о публикации своего материала, а также отправить свою разработку для изучения редакционно-экспертной коллегией.
Журнал обо всех видах рукоделия (для прикладников)
www.trozo.ru
Описано очень много техник с видеоуроками (именно здесь рубрика «Новая жизнь старых вещей»)
Учительский портал
www.uchportal.ru
Много материалов (программ, докладов, презентаций) как для организации занятий, так и для написания докладов для выступлений на педсоветах, МО, семинарах и др.
Портфолио учителя – создаём портфолио и сайт учителя
https://prokinana.narod.ru/
На данном сайте рассказывается о том как составить полноценное портфолио учителя и сделать сайт учителя. Вы узнаете какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Также рассмотрены основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
https://festival.1september.ru/index.php
Все присылаемые на фестиваль работы распределяются по разделам, соответствующим самым разным областям. Фестиваль стал самым массовым и представительным открытым педагогическим форумом. Материалы всех участников публикуются.
Маам. ру - учебные материалы для детского сада
maam.ru Конспекты занятий, развивающие игры, коллекции сценариев, детские поделки, методические разработки для школы и детского сада. Конкурсы с выдачей дипломов для детей и сертификатов для взрослых. Публикации педагогов, воспитателей, создание электронного портфолио на сайте проекта… Официальный сайт проекта «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/ Единый каталог образовательных услуг. Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, вебинары, тестирование для учителей. Более 2.300.000 материалов для учителей! «Большая перемена» - Главная страница https://www.pomochnik-vsem.ru/
«Золотая рыбка» - Главная страница (Всероссийский дистанционный конкурс «Золотая рыбка» для детей и педагогов с ускоренными сроками подведения итогов)
https://zlt-rybka.ru/
«Академия таланта». Всероссийские конкурсы для детей и педагогов https://aktalant.ru/
«Талантоха» - конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей https://talantoha.ru/
«От рождения до школы» https://konkurs-rf.ru/
Всероссийские конкурсы для педагогов и детей - центр творчества «Мои таланты»
https://moi-talanty.ru/
«Педагогическое мастерство» / конкурсы для педагогов и воспитателей
https://www.pedm.ru/ «Педагогический советник» - конкурсы для учителей, педагогические конкурсы, где опубликовать статью учителю, конкурсы для педагогов дистанционно.
https://pedsovetnik.org/