Папки-передвижки

Методическая разработка «Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»

Татьяна Селезнева
Методическая разработка «Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45

компенсирующего вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга

конкурс

«Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»

Методическая разработка

Авторы:

Т. Н. Селезнева, воспитатель высшей категории,

И. Б, Афанасьева И. Б., воспитатель 1-ой категории.

Номинация: «Добро пожаловать в экологию».

Публикация «Методическая разработка „Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ“» размещена в разделах

Название методической разработки : «Практическая деятельность познания природы в нашей группе»

Краткое описание:

В нашей группе выделены направления по формированию экологических основ совмест-ной деятельности с детьми и их родителями:

• В группе активно используется мини-музей с периодичностью смены экс-позиций по лексическим темам (экологическая тематика). Родители под-держивают сменяемость экспонатов экспозиций (бросовый и природный материал, киндер-игрушки, игрушки в технике оригами, совместно с деть-ми изготавливают книжки-малышки о своих экспонатах. При закреплении тем с детьми играем в сюжетно-ролевую игру «Мини-музей».

• В познавательно-исследовательской деятельности используем ведение ин-дивидуальных альбомов «Юный исследователь», где дети отражают свои опыты, дополняют элементами из техники ТРИЗ.

• Не реже 2 раз в неделю делаются зарисовки изменений в природе в альбоме «Дети рисуют мир» (где используются условные обозначения по нашему календарю наблюдений).

• На странице в ВК нашей группы постоянно меняется материал (в соответ-ствии с лексической темой недели)это: обучающие презентации, мульт-фильмы, рекомендации к обсуждению.

Аннотация: Работая с детьми дошкольного возраста более 20-ти лет, мы искали пути в реализации практической деятельности по всестороннему развитию ребенка. Нами были выделены основные направления работы по познавательной области. Реализуя эти направления на ряду с традиционными формами работы, мы использовали инновацион-ные технологии. Описание нашего опыта работы поможет начинающим педагогам плав-но влиться в образовательный процесс ДОУ.

Цель: Описание видов совместной деятельности педагогов с детьми по познавательному развитию.

Актуальность: Рациональное использование и организация учебного процесса помогают в первую очередь детишкам. В силу их возраста и без компетентной помощи взрослых, им довольно тяжело познавать и обогащать свой внутренний мир. Используя данные формы взаимодействия, мы реально увидели эффективность выбранных нами методов и методических приемов.

Введение: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предпола-гает формирование общей культуры личности детей. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологи-ческая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выжива-ния человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это боль-шой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Разрабатывая пути решения по данной проблеме, мы ориентировались на обеспечение целостно-интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры. Для себя выделили ос-новные задачи:

способствовать устойчивому познавательному интересу к миру природы;

развивать познавательные психические процессы, логическое мышление, познава-тельно - исследовательскую деятельность;

формировать представления о системном строении природы;

воспитывать осознанное бережное отношение к ней.

Использовали разнообразные методы экологического образования детей :

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов и мультфильмов о природе, мнемо-карты);

- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фоль-клорных материалов, прослушивание аудио-записей, рассказывание с опорой на мнемо-схемы);

- практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе, изготовле-ние книжек-малышек, ведение индивидуальных альбомов «Юный исследователь», оформление природных изменений в альбоме «Дети рисуют мир», продуктивная деятель-ность).

Модель образовательного процесса

Перспективный план работы на каждый месяц начинается с задач.

Задачи раз делены на 3 группы:

1-я группа - задачи, направленные на формирование у детей экологической культуры.

2-я группа – задачи, направленные на развитие познавательных психических процессов (речи, мышления, памяти и т. д.)

3-я группа - воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания ухаживать за растениями и живот-ными, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним.

В конечном итоге, все эти задачи направлены на достижение единой цели –осознанного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.

Содержание перспективного плана реализуется в следующих направлениях:

1. непрерывная непосредственно образовательная деятельность;

2. совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах и с тесным участием родителей в образовательной деятельности;

3. самостоятельная деятельность детей.

=Непосредственно образовательная деятельность. В плане предлагаются разнообразные по форме занятия экологического содержания, комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные.

Особенность игровых занятий заключатся в том, что они включают совместное творче-ство педагога и ребенка. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую ак-тивность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества.

=Совместная деятельность педагогов с детьми в тесном тандеме с их родителями. Занима-ет ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Сюда относятся наблюдения, опыты, беседы, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, использование фольклора, труд в природе, совместная про-дуктивная детско-родительская деятельность и совместный просмотр обучающих матери-алов.

=Самостоятельная деятельность детей. Планируя работу в этом направлении мы предпо-лагали в первую очередь создание условий, способствующих ее возникновению. Окру-жающая детей предметно-пространственная среда нашей группы оказывает позитивное влияние на познавательную активность дошкольников. Для нас было важным, чтобы иг-ры, пособия, модели, книги, продукты детского творчества были доступны детям и нахо-дились в их свободном пользовании = тем самым хорошо стимулировали устойчивую ак-тивность детей к познанию.

В свою очередь хочется отметить значимость нашей разработки для решения актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга. Наши инновационные методы и приемы соответствуют основным направлениям государственной политики в сфере обра-зования: Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, который предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здо-рового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллекту-альных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ре-бенка, формирование предпосылок к учебной деятельности; Стратегическому фокусу раз-вития петербургской школы, обозначенному в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020 года «Петербургская школа 2020», направление «Дошкольник». Стратегическая идея этого направления заключается в переходе от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников». Указанное направление включает темы: модели раннего развития детей; уровни и каче-ство дошкольного воспитания и образования детей; территория детского сада - как обра-зовательное пространство; разновозрастные группы и группы для детей с ограниченными возможностями здоровья; семейное воспитание; инновационная педагогика и организа-ция системы дошкольного воспитания; Программе «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы», утверждённой Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013г. № 66-рп. Государственной программе Санкт-Петербурга «Раз-витие образования Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утверждённой Постановлени-ем Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453, в которой отчается, что «обес-печение высокого качества образования в наиболее массовых сегментах отрасли - до-школьном и общем образовании является ключом к успешному функционированию си-стемы образования Санкт-Петербурга»; Стратегии экономического и социального разви-тия Санкт-Петербурга до 2030 года, утверждённой Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014г. №355;

Обоснование актуальности нашей практической деятельности :

Область результатов Видимые эффекты

Образовательные Улучшение качества образовательной деятельности наших дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий

Педагогические Расширение методическое сопровождения образовательно-го процесса

Социальные Повышение эффективности взаимодействия модели: ребе-нок-педагог-родитель на основе педагогики сотрудниче-ства.

Основная часть.

Теперь остановимся отдельно на конкретных направлениях нашей работа по познава-тельному развитию.

• Когда возник вопрос организации мини-музея в нашей группе. Мы продумали са-мое эффективное его использование. Соотнесли его функционал с комплексно-тематическим планированием. Серьезной была предварительная работа. Мы с детьми выбрали оформление, обговорили чем будем его насыщать и как будем его использовать. Затем совместно с детьми подготовили открытие и атрибуты. Роди-тели активно откликнулись на появление в группе нового центра взаимодействия. Смену экспозиций стараемся проводить по основным темам годового планирова-ния и исходя из запроса интересов детей (иногда приходиться вносить изменения в планировании, так как у детей может проявится интерес поделиться своими увле-чениями). Родители активно откликнулись на создание данного центра: изготав-ливают книжки-малышки описательного характера к экспонатам, занимаются про-дуктивной деятельностью-поделки из пластилина, бросового и природного мате-риала). Мы в свою очередь при завершении определенной темы разыгрываем сю-жетно-ролевую игру, в которой каждый ребенок принимает посильной участие.

• Результаты научных исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, Г. И. Щукина0 показывают, что дошкольники могут успешно по-знавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Ребенок наблюдает за опытами, проводи-мыми педагогом, воспроизводит их самостоятельно, познавая физические законы и явления в наглядно-образной, а затем в понятийной форме, получая таким обра-зом начальные знания об этих законах и явлениях. В нашей группе мы широко ис-пользуем материалы пособия Е. А. Дмитриевой, О. Ю. Зайцевой, С. А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старши-ми дошкольниками». Данные материалы позволяют удовлетворить присущую ре-бенку любознательность, поддержать его инициативу в изучении окружающего мира, поскольку включают в себя карты-схемы, работая по которым дошкольник может самостоятельно (после освоения алгоритма действий вместе с педагогом) проводить определенные простейшие опыты. Для более конкретного понимания детьми проблемы исследования используем технику ТРИЗ (метод «маленьких че-ловечков»). У каждого ребенка есть индивидуальный альбом «Юный исследова-тель», куда он делает свои зарисовки познания.

• Поддерживая детский интерес к родной природе, ее изменениям в группе стацио-нарно укреплен календарь наблюдений с условными обозначениями. Заведен аль-бом «Дети рисуют мир». Проведя наблюдение, обсудив его в совместном диалоге – дети делают зарисовки и приобщают к своим изображениям = условные. Что в данном случае еще больше закрепляет полученную информацию и стимулирует детей к дальнейшему познанию.

• В нашей практике используются материалы программы «Ребенок-педагог-родитель» г. Ноябрьск. Исходя из данных материалов, сочли целесообразным ор-ганизовать в ВК страничку для родителей и их детей. В наш век модернизации всем не хватает тесного общения – поэтому приходится переходить на другие уровни. Выкладывая материал на страницу, нацеливаем всех участников педаго-гического процесса на активное участие в нем и пока это у нас получается.

Заключение.

Надеемся, что представленный нами материал заинтересовал вас. Он используется на практике. Его результаты видны в положительной динамике как в проявлениях детей к познанию окружающей действительности, так и в активном участии родителей в обуча-ющем процессе группы.

Список использованных источников.

- «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими до-школьниками» Е. А. Дмитриева, О. Ю. Зайцева, С. А. Калиниченко Изд. «Сфера», 2016

- «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин Изд. «Школьных технологий», 2009

- «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель» А. В. Дронь, О. Л. Данилюк Изд. «Детство-пресс», 2012

- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007

-Материал из интернета учебно-методического комплекса «Добро пожаловать в эколо-гию. Автор Ольга Алексеевна Воронкевич, методист ГБОУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

-Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию О. А. Воронкевич, «ДЕТ-СТВО-ПРЕСС», 2

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Весёлые фигуры»Методическая разработка «Весёлые фигуры» Появление персонажей на занятиях помогает мне привлечь внимание детей. Они с большим интересом выполняют просьбы персонажей, приходя им.

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Инновационные практики формирования экологического пространства в ДОУ»
Опубликовано: 13 февраля 2021 в 04:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД