елена тузова
Методические рекомендации «Изучение цвета с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет – это, то свойство окружающего мира, которое первым обращает на себя внимание.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Знакомство детей с цветом начинается с четырёх основных цветов : красный, жёлтый, зелёный, синий. Только после того, как дети научатся узнавать эти цвета, различать их и называть, можно знакомить их с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
Публикация «Методические рекомендации „Изучение цвета с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить этапы:
Различение цветов по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу;
Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу;
Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию.
Дети знакомятся с цветом в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений и в быту при рассмотрении различных предметов.
«Цветные кубики»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары разноцветных кубиков (красные, жёлтые, зелёные, синие).
Ход занятия.
Разложить кубики на столе. Воспитатель берёт один кубик и показывает детям с просьбой, найти такой же кубик. Выбор производится путём прикладывания к выбранному кубику других. Действия комментируются: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем детям раздаются кубики разных цветов с предложением найти им пары.
В следующий раз количество кубиков каждого цвета увеличивается. Возможно введение нового цвета.
«Разноцветные палочки»
Цель: Учить различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.
Материалы: Счётные палочки двух контрастных цветов (одинаковое количество).
Ход занятия
Высыпать перед ребёнком палочки и предложить разложить их на две кучки. Воспитатель показывает, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Сюда кладём все такие палочки, а сюда все такие».
Когда ребёнок выполнит задание, комментируем результат, называя цвет палочек.
Постепенно количество палочек увеличивается.
«Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с цветом.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход занятия
В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите её в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.
Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их в воде. Если им захочется продолжить игру, можно им поменять воду и предложить развести другую краску.
На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать по 2-3 краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы узнать разные оттенки одной краски.
«Цветные парочки»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, шарики, пирамидки и др.).
Ход занятия
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые ( например: красные кубики, жёлтые шарики, зелёные карандаши или фломастеры и т. д., затем разные ( например: жёлтый мячик и жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка и зелёный кубик, красный шарик и красный карандаш, синее кольцо и синяя рыбка, коричневая машинка и коричневый медвежонок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальное перемешайте на столе. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам.
В эту игру можно играть с одним ребёнком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите разложить предметы парами, группируя их по цвету. Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
«Ниточки для шариков»
Цель: Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой», знакомить с названиями цветов.
Материалы: Воздушные шары и узкие ленточки красного, жёлтого, синего и зелёного цветов.
Ход занятия
Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я для вас принесла. Они большие и круглые. Хотите с ними поиграть? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть, но у каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».
Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения.