Папки-передвижки

Методическая разработка «Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста»

Корнеева Анжелика
Методическая разработка «Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста»

блок дидактических игр с предметом.

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Дидактическая игра с предметом «Это ложка – для?».

Цель: понимание многозначного слова, обогащение бытового словаря многозначными существительными: ложка, вилка, тарелка, щетка.

Публикация «Методическая разработка „Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Оборудование: столовая ложка, ложка для обуви, столовая вилка, штепсельная вилка, суповая тарелка, муляж спутниковой тарелки, щетка для одежды, щетка для обуви, зубная щетка. Большая коробка.

Ход игры: детям предлагается помочь мишке приготовится к приходу гостей. У него приготовлена коробка с предметами, которые необходимы для данного случая. Дети должны их разобрать по группам и определить их назначение. Отсортировать предметы необходимые для встречи гостей.

Например :

ложка – столовый прибор, для обуви;

вилка – столовый прибор, штепсельная для электроприборов; тарелка – столовый прибор, спутниковая тарелка;

щетка – для одежды; для чистки зубов, для обуви.

Дидактическая игра с предметом «У ежа иголки …».

Цель: понимание многозначного слова, обогащение природного и бытового словаря многозначными существительными: игла, лук, лист.

Оборудование: портновская игла, ветка сосны, фигурка ежа, репчатый лук, спортивный лук для стрельбы, лист бумаги, лист дерева.

Ход игры: на столе и под столом разбросаны предметы. Воспитатель с детьми предполагают, ночью приходил Бармалей и все разбросал. Детей просят о помощи при наведения порядка. Предметы необходимо разложить

по группам. По каждой группе предметов разбирается лексическое значение слова.

Например :

1 группа: игла – ежик, сосновые иголки (ветка, портновская игла;

2 группа: лук – головка репчатого лука, спортивный лук для стрельбы; 3 группа: лист – лист бумаги, лист от дерева.

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

1. Дидактическая игра с предметом «День рождение у куклы Кати».

Цель: понимание обобщающих слов. Обогащение бытового словаря обобщающими существительными: посуда, угощение, гости.

Оборудование: набор посуды, муляжи конфет, фруктов и торта.

Игрушки: кукла, медведь, Буратино, лиса, белка.

Ход игры: детям шепотом по секрету сообщают, что сегодня у любимой куклы Кати день рождение. Она волнуется, так как ждет гостей. Предлагают детям помочь Кате накрыть стол. Приготовить угощение и рассадить гостей. Дети, играя, узнают обобщающие слова : посуда, угощение, гости.

Дидактическая игра с предметом «Деревья и их плоды».

Цель: обогащать природный словарь детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Оборудование: семена: шишки, кленовая крылатка. Плоды: рябины, каштана. Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клен).

Ход игры: узнать дерево, назвать его и подобрать плоды. Взрослый загадывает загадку:

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят. (Осень)

«Ребята, о чем эта загадка? Про какое время года? А вы хотели бы узнать больше о деревьях и о плодах? Предлагаю совершить прогулку по территории нашего сада, где растут деревья». Рассматривают, иллюстрации проговаривают названия деревьев, затем находят их на территории сада, подбирают семена и плоды.

Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор

признаков, качеств и действия к названию предмета.

Дидактическая игра с предметом «Кто и что – летит, бежит …».

Цель: расширение словаря глаголами и существительными, подбор названного действия к предмету.

Оборудование: мяч.

Ход игры: прочитать стихотворение:

Кто и что – летит, бежит, Ходит, плавает, лежит?

Бросать по очереди мяч каждому ребёнку, говорить слово «Идет – (человек, ребенок должен поймать мячик и сказать существительное, которое подходит к данному глаголу (животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога).

Бежит – (человек, животное, ручей, время).

Летит – (птица, самолет, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник).

Дидактическая игра с предметом «Почтальон принес открытку».

Цель: обогащать словарь детей глаголами. Подбор действия к названному предмету в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и так далее).

Оборудование: открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход игры: игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит. Взрослый: Ребята, нам почтальон принес открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? и так далее.

Дидактическая игра с предметом «Чудесный мешочек».

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета, определять его название.

Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относится к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» и др.).

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

группа дидактических настольно-печатных игр

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Дидактическая настольно-печатная игра «Найди пару».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова.

Раздаточный материал: серия карточек.

Ход игры: ребенку предлагается карточка с картинками, где он должен для каждой подобрать пару.

Дидактическая настольно-печатная игра «Что лишнее».

Цель: понимать слова, а также различать значения многозначного слова, понимать значение обобщающих слов.

Раздаточный материал: серия карточек.

Ход игры: может играть как один ребенок, так и в паре. Игроку предлагается карточка с картинками, где он должен убрать лишнее.

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

Дидактическая настольно-печатная игра «Логическое лото».

Цель: умение подбирать картинку по признаку, цвету, понимание обобщающих слов.

Оборудование: логическое лото.

Ход игры: играющих может быть от двух до нескольких человек. Игроки делят поровну между собой фишки. На стол выкладывается любая фишка, картинкой вверх. Следующий игрок к любой из двух сторон приставляет, свою фишку так чтоб она логически совпадала с рисунком первой фишки. Например : цыпленок – солнышко или зеленый квадрат – огурчик и так далее. Если у игрока нет нужной фишки с рисунком, он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого первого закончатся фишки.

Дидактическая настольно-печатная игра, пазлы «Мир профессий».

Задачи: обогащение словаря названий профессий, понимание слова и его значение, понимание значение обобщающих слов.

Оборудование: набор пазлов.

Ход игры: в игру может играть как один человек, так и несколько человек. На стол выкладываются карточки – пазлы, рисунками вверх. Каждому игроку дается задание в виде центральной карточки – пазла с изображением доктора, повара, космонавта и так далее. Задача игроков найти все карточки – пазлы с рисунками подходящие для данной профессии. Выигрывает тот, кто первый правильно составит картинку.

группа дидактических словесных игр

Игры, направленные на понимание многозначного слова.

Словесная дидактическая игра «Отгадай». Цель: найти разное значение многозначного слова.

Ход игры: детям загадываются загадки, внимательно послушают и разгадывают, называют все значения (отгадки) многозначные слова. По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения

То в оркестре примостится,

То на поле расцветет,

То в бокале вспузырится,

То вдруг сам себя побьет. (колокольчик)

То она поет побудку,

То по ней вода течет,

Вылететь в нее – не шутка,

А совсем наоборот.

(труба)

Сразу в несколько орудий

Может во врага стрелять,

А зимой в квартире будет Печку людям заменять. (батарея)

Там лопух посадят вряд ли – Огурцы куда верней,

А вот в кукольном театре

Ходят куколки по ней. (грядка)

Есть она у пылесоса,

У дверного есть звонка,

И она же – гвоздик острый И застежка кошелька. (кнопка)

Есть на доме и вагоне,

А в отеле можно снять,

И набрать на телефоне,

И на сцене исполнять. (номер)

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить,

И состав остановить. (кран)

Ей гостей встречают важных, Ей кончается консоль,

Есть она и в шутке каждой,

И в сосиске с колбасой. (соль)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. (ручка)

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал. (лист)

Словесная дидактическая игра «Идет и идет».

Цель: найти разное значение многозначного слова.

Ход игры: читаются стихи, дети внимательно послушают и называют прозвучавшие многозначные слова. По каждому многозначному слову нужно перечислить все известные детям значения.

Идет летний дождик,

Идут и ребятки,

Поезд идет и гудит без оглядки. Часики тикают - тоже идут,

Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.

Бьют часы, который час,

Бьет барабанщик дробь для нас, Лентяи бьют всегда баклуши, Боксеры бьют в перчатках груши,

Бьет пешка в шахматах слона

Бьет громко в колокол страна.

Бьет дождик по стеклу в ненастье,

Посуду бьют всегда на счастье!

В кинотеатрах во всех там и тут

Мультики детские часто идут.

Дорога идет далеко-далеко,

Идет дым из трубы высоко-высоко.

Годы идут, не воротишь назад,

Идет, словно в бой, танк на парад.

Занятие в школе долго идет,

Невеста с фатою замуж пойдёт.

Так все на свете идет и идет,

И в основном все вперед и вперед!

Игры, направленные на понимание обобщающих слов.

Словесная дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в предметах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например : Голубой, красный, зеленый, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Словесная дидактическая игра «Скажи, одним словом».

Цель: обогащение словаря общими признаками предметов, закрепление умения детей выделять общий признак в предметах, развивать способность к обобщению.

Ведущий называет четыре слова и просит назвать предметы одним словом (общий признак предмета).

Например : Кружка, тарелка, блюдце, кастрюля – посуда. Диван, кресло, кровать, стул – мебель. Молоток, пила, топор, коса – инструменты.

Игры, направленные на обогащение словаря : понимание слов, подбор

признаков, качеств и действия к названию предмета.

Словесная дидактическая игра «Веселый счет».

Цель: понимать значение обобщающих слов, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры: взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Например : один стол – пять столов, один цыпленок – пять цыплят, один слон – пять слонов, один заяц – пять зайцев, один журавль – пять журавлей, одна шапка – пять шапок, один лебедь – пять лебедей, одна банка – пять банок, одна гайка – пять гаек, одна пуговица – пять пуговиц, одна шишка – пять шишек, одна пуговица – пять пуговиц и так далее.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Весна идет, весне дорогу!» в группе среднего возраста Разработала Воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Зуева О. И. Аннотация Предлагаю вашему вниманию хрестоматию,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возрастаМетодическая разработка цикла занятий «Неделя здоровья» для работы с детьми среднего дошкольного возраста Образовательная область: «Познавательная», «Физическое развитие» Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка,.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игреМетодическая разработка дидактических игр по воспитанию у детей интереса к шашечной игре Данная методическая разработка будет полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста, а также для педагогов ДОУ. Все родители.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Комплекс дидактических игр, направленный на обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 июня 2021 в 09:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД