МААМ-картинки

Корригирующая гимнастика для дошкольников

Алена Мингалева
Корригирующая гимнастика для дошкольников

Из опыта работы

инструктора по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 20 присмотра

и оздоровления» г. Сыктывкара

Мингалевой Алены Николаевны,

высшая категория

Корригирующая гимнастика

для детей старшего дошкольного возраста

Наш детский сад «МБДОУ № 20 присмотра и оздоровления» г. Сыктывкара посещают дети ослабленные, с бронхолегочной патологией и поэтому оздоровление детей является нашей приоритетной задачей.

Публикация «Корригирующая гимнастика для дошкольников» размещена в разделах

Предлагаем опыт работы корригирующей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову ( с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад). При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.

Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Задачами корригирующей гимнастики являются :

выработка правильной осанки

постановка правильного дыхания

улучшение координации движений

увеличение подвижности суставов

улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы

укрепление мышечного аппарата

коррекция осанки

развитие волевых качеств

эмоциональная разрядка

Корригирующую гимнастику проводим курсами 2 раза в год – в начале и конце учебного года, по 2 месяца с перерывом в 2 месяца (всего 4 месяца - 32 занятия). Дети занимаются 2 раза в неделю по 25-30минут. Один комплекс рассчитан на 2 недели.

Диагностируем детей 2 раза в год, в начале года и конце курса. Проверяем силовую выносливость мышц живота и спины, и гибкость позвоночника по методике А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур.

К ритмической гимнастике подбираем минусовки (желательно, не быстрого темпа, так как основная часть упражнений выполняется из положения лежа. Можно использовать на каждую часть разные музыкальные композиции. Предлагаем подборку следующих композиторов:

Виктор Оншин «Лягушка»,

В. Шаинский «Улыбки», «В траве сидел кузнечик», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Облака»,

Б. Савельев «Если добрый ты»,

И. Николаев «Маленькая страна»,

Ю. Чичиков «Песня о волшебном цветке»,

Любаша, В. Осошников «Гимн барбариков»,

Гершон Кингсли «Воздушная кукуруза».

В нашей работе активно привлекаем родителей, так как формировать и воспитать навык правильной осанки возможно только обоюдными усилиями. Использую такие формы работы, как папки-ширмы, папки –передвижки, совместные занятия, открытые занятия, консультации, индивидуальные беседы и др.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем Всего

• Ритмическая гимнастика.

• Силовая гимнастика (гимнастика с палками, мешочками, с гантелями)

Фитболгимнастика 8 занятий

16 занятий

8 занятий

ВСЕГО

32 занятия

Работу по корригирующей гимнастике строем с учетом усложнения. Сначала без предметов – ритмическая гимнастика, затем с предметами (скакалка, палка, гантели) – силовая гимнастика и заканчиваем фитболгимнастикой.

Группы/месяцы октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

Вид гимнастики Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Ритмическая гимнастика Силовая гимнастика Силовая гимнастика Фитбол

гимнастика Силовая гимнастика Фитбол

гимнастика

Старшая

группа/

Подготовит.

группа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа 1 подгруппа 1 подгруппа 2 подгруппа 2 подгруппа

Методические рекомендации:

Перед началом выполнения комплекса и после окончания упражнений — ходьба 1-2 мин. Дыхание произвольное, равномерное.

Заниматься можно за час до и спустя 45 — 60 мин после еды. Лучше выполнять упражнения босиком или в носках.

Комплексы начинать из положения стоя, затем сидя на полу и только затем лежа. Упражнения лежа на полу, считаются максимальной разгрузкой для позвоночника. Для фитболгимнастики соблюдается та же этапность: из положения стоя с мячом, сидя на мяче, лежа на полу с мячом и заключение из положения лежа на мяче. Обязательно каждое занятие заканчивается игрой, чтоб дать ребенку эмоциональную разрядку.

Методика оценки уровня сформированности мышечного корсета детей старшего дошкольного возраста

№ Исследуемый параметр Единица измерения Порядок проведения

1. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц живота. Кол-во раз Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов. Партнёр держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см от таза, спина плотно прижата к полу. Руки над головой, сжаты в «замок». Фиксируется количество выполненных сгибаний до касания руками пола в одной попытке за 30 сек

2. Определение уровня сформированности силовой выносливости мышц спины. Сек. Ребенок лежит на скамейке, руки в упоре на полу (на скамейке только ноги). Взрослый держит ребенка за голени. По сигналу ребенок поднимает верхнюю часть туловища вверх, подняв руки назад. Фиксируется время удержания туловища.

3. Определение уровня сформированности гибкости.

См Инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребенок делает две попытки.

Количественные показатели

Возраст Список детей сила мышц живота

(кол-во раз) сила мышц спины

(в сек.) Гибкость

(см)

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.

6-7 лет мальчики 12-16 16-19 50-60 90 3-6 6-и больше

5-6 лет мальчики 9-12 12-16 20-30 50-60 2-7 3-6

6-7 лет девочки 10-13 13-16 40-50 90 4-8 8-и больше

5-6 лет девочки 7-10 10-13 15-25 40-50 4-8 4-8

Литература

1. Епифанов В. А. : «Лечебная физическая культура» Москва 2006».

2. Жданкина, Н. В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Жданкина // Методические указания. – Екатеринбург. : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

3. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985.

4. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : Программно-метод. пособие. М. : Линка-пресс,2000.

5. Моргунова, О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ / О. Н. Моргунова. – Воронеж. : ТЦ «Учитель», 2005.

6. Потапчук А. А, Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб: «Речь», 2002

7. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте/ А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. – СПб. : «Речь», 2007.

8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. :Академия, 2001.

9. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию (пальчиковая гимнастика с элементами художественного рисования… ) “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. В. А. Сухомлинский Начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с самого раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корригирующая гимнастика для дошкольников
Опубликовано: 15 мая 2015 в 21:37
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД