Анна Егорова
Методическая разработка «Краеведческие игры для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Краеведческие игры для дошкольников»
“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.
К. Паустовский
Краеведение - это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.
Публикация «Методическая разработка „Краеведческие игры для дошкольников“» размещена в разделах
Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.
Следует отметить также то, что краеведение – неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.
«Ориентации личности выступают, своего рода, «фильтром», пропускающим ту или иную информацию, которая не требует перестройки всей системы личности, поддерживает ее внутреннюю целостность, удовлетворяет потребности личности теми способами и посредством тех ценностей, которые предлагает само общество». (Г. Н. Мусс,2007)
Таким образом, краеведческое воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием.
Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.
«Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики». (В. А. Зебзеева, 2013)
Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие темы.
Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города…
Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
1. Познакомить с историей и современностью нашего города.
2. Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
3. Развивать стремление как можно лучше знать свой город.
4. Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи.
5. Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Темы для краеведческих игр с детьми :
География Санкт-Петербурга;
Наш Край родной;
Путешествие по достопримечательностям Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
Мой детский сад;
Улицы нашего детства;
Транспорт города Санкт-Петербурга;
Любимый город;
Улицы моего детства. Игра «Следопыты».
Вся образовательно-воспитательная деятельность в данном направлении рассматривается в следующих тематических блоках:
«Здравствуй, детский сад!»;
Страницы истории родного города;
Культурное наследие;
Старшее поколение;
Город будущего;
Семь+ я;
С любовью к городу.
Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб.
Учитывая ведущую деятельность детей, необходимо широко использовать различные виды игр в краеведческой работе (дидактические игры по ознакомлению с городами ("Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”).
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т. д.)
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В данной работе необходимо опираться на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
В работе можно использовать “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу, дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.
Активно привлекать родителей к участию в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как дети учатся более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также удаётся добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.