Лучший педагог года

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников»

Оксана Соснина
Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников»

«Правовое воспитание дошкольников»

"Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным.

Уважать права других – значит, быть справедливым.

Жить по праву – значит, жить в мире и согласии"

Публикация «Методическая разработка на тему „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

В последнее время меня заинтересовала проблема правового воспитания дошкольников. Для нашей страны проблема защиты прав ребёнка имеет особую актуальность. С каждым годом растёт число безнадзорных и беспризорных подростков. Имея юридическое образование, интересуюсь статистикой по детской беспризорности и неблагополучным семьям. Результаты статистики привели меня в ужас – в нашей стране около 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально-неблагоприятных условиях. За этими цифрами стоят искалеченные судьбы миллионов подростков. Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.

В результате подобных действий растет отрешенность детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформировавшуюся личность из нормальной жизни общества.

Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? Прочитав рекомендации ЮНЕСКО (1974 г., я узнала, что эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, считаю возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя при этом в своей работе специфические методы и приемы.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью : свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Для знакомства с правами ребенка мне помогли хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети, которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей. Я предусматривала взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Свою работу над темой я начала с изучения литературы по правовому воспитанию и проектной деятельности в ДОУ.

На начало работы литературы по правовому воспитанию было немного. Это несколько осложнило работу. Наибольший интерес вызвали следующие методические пособия :

- Соловей С. А., Львова Т. И., Дубко Г. И. «Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях»;

- Доронова Т. Н., Жичкина А. Е. и другие «Защита прав и достоинств маленького ребёнка»;

- Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ;

-Миков П. В., Русаков Н. А. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе»;

- Соловьёва Е. В., Данилина Т. А. и другие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка»;

- Давыдова О. И., Вилкова С. М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка»;

- Мягина Л. Г. и др. «Маленьким детям, большие права»;

-Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

Изучив литературу по данному вопросу, я решила использовать проектный метод для правового воспитания детей, т. к. он предполагает интеграцию детской деятельности при максимальной активности и инициативы детей.

Мною были реализованы проекты на темы:

«Это ваши права, дети!». Цель: познакомить детей с правами ребёнка и расширять их представления о социальном мире;

«А вы поедете на бал?». Цель: познакомить с правом на отдых, развивать творческие способности детей в разных видах деятельности;

«Наша дружная семейка!». Цель: познакомить детей с правом на семью. Привлечь родителей к сотрудничеству.

Работа над проектами включала четыре этапа:

1. Предварительная работа

2. Моделирование проблемной ситуации

3. Реализация проекта

4. Презентация проекта

Так как проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер я постаралась вовлечь в неё детей, родителей, коллег, психолога. Вела работу по созданию развивающей среды и методического обеспечения.

Мною были определены следующие формы взаимодействия:

- изучение детско-родительских отношений: методика «Рисунок семьи», методика «Цветопись», тест «Подставные лица», тест «День Рождения»;

- интервьюирование детей «За что вас родители хвалят и наказывают»;

- сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Дружная семья», «Мебельный салон», «Одежды для дома», «У педиатра», «Почта», «Салон красоты» и т. д. ;

- конкурс с детьми и их семьями: «Счастливый случай». Цель: уточнить и углубить знания детей и родителей о правах ребёнка;

- инсценировка «Отдых на реке». Цель: познакомить детей и родителей с таким правом, как право на отдых;

- спектакли для родителей: «О правах - играя», «Ты и твоё имя», «Право на любовь»;

- совместные туристические походы под девизом «На природу всей семьёй!»

- встречи с интересными людьми, людьми разных профессий ("беседа у камина");

- деловая беседа-игра с коллегами «Правовое воспитание дошкольников – миф или реальность»; деловая игра с родителями «Права ребёнка. Что это такое?» (по Конвенции о правах ребёнка).

- консультации для коллег на темы: «Как найти подход к «протестующему» ребёнку», «Взаимодействие с агрессивными детьми», «Особенности работы с тревожными детьми»;

- дискуссии с родителями на темы: «Ошибки, которые совершать нельзя», «Как воспитать успешного человека;

- совместное развлечение на тему : «Азбука права».

Проанализировав результаты проекта я пришла к выводу, что участие в проекте способствовало не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Публикации по теме:

Дидактическая книга «В гостях у Григория и Аксиньи». Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников Дидактическая книга «В гостях у Григория и Аксиньи» Одной из важнейших задач, реализацию которой необходимо начинать с дошкольного возраста,.

Методическая разработка «Гендерное воспитание в условиях детского сада» Слайд №1 Гендерное воспитание - целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся.

Консультация для педагогов «Правовое воспитание в семье и детском саду» Современные психолого - педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Методическая разработка детского проекта на тему: «Я хочу здоровым быть!» ФИО автора: Алтаева Ирина Александровна. Должность: воспитатель. Место работы: структурное подразделение «Детский сад № 70» ГБОУ ООШ № 23.

Методическая разработка на тему: формирование доброжелательных отношений с помощью игр в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые.

Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Методическая разработка «Обучение отгадыванию загадок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Образовательные области «Речевое развитие»,.

Методическая разработка проекта «Птицы — наши друзья» для детей 4–5 лет Методическая разработка проекта на тему «Птицы – наши друзья» для детей 4-5 лет Актуальность проекта: Мир, в котором мы живем, становится.

Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников»Методическая разработка «Сюжетно-ролевые игры в жизни старших дошкольников» Особое значение ДОУ придается предметно-игровой среде,т. к. основным видом деятельности ребенка является игра. Большое разнообразие игр детей.

Правовое воспитание дошкольников (из опыта работы) Данная презентация может быть использована для организации занятий по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе, для ознакомления.

Проект «Правовое воспитание детей среднего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от действий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 18:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД