Татьяна Немец
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нашего подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ "Об образовании" статья 18 пункт 1 озвучено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте. Сотрудничество-это общение "на равных",где никому не принадлежит привилегия указывать и контролировать. Взаимодействие-предоставляет собой способ организации совместной деятельности,которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным критерием-его качеством,которое зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогической культуры родителей. Проблема взаимодействия детского сада и семьи идёт в разряд самых актуальных,изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение,обилие новейших информационных технологий и более широкие возможности получения образования)заставляет искать новые формы взаимодействия. Родителям необходимо помнить,что дошкольное учреждение-это помощник в воспитании ребёнка,и потому,они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Семья и детский сад-два воспитательных феномена,каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт,но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Формы взаимодействия с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Бывает очень сложно наладить контакт с родителями.
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Воспитателям в ДОУ необходимо проводить планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
При составлении календарного планирования в начале каждого месяца я планирую работу с родителями, где указываю темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание.
На этих собраниях я систематически знакомлю родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Чтобы встреча прошла более оживленной, я стараюсь сопровождать её показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, я подбираю материал для коллективных бесед-консультаций, групповых родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми
Важным и обязательным звеном взаимодействия с родителями воспитанника является посещение семьи.
Оно позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих воспитанников, я знакомлюсь с опытом семейного воспитания.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм, позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по направлениям:
• Информационно-аналитическое,
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет детского сада.
На сайте содержится информация для родителей : о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. С помощью анкеты можно получить данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания. Проанализировав ответы, можно сделать вывод о взглядах родителей на вопросы воспитания детей.
Досуговое;
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное. Например, совместные досуги, праздники: «Алло, мы ищем таланты», викторина «По сказкам Пушкина».
Познавательное направление;
В нём нужно стремиться обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством.
Моими силами по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, например мастер-классы: «Новогодняя игрушка», «Тестопластика – это интересно» (лепка зеркала из солёного теста). Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
• - родительские уголки,
• - папки – передвижки;
• - семейный и групповые альбомы;
• - библиотека – передвижка,
• - фотомонтажы;
• - фотовыставки;
В своей работе я использую самые разнообразные формы работы с родителями. Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты.
Я хочу поделиться своим опытом. Недавно я закончила проект на тему: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (по произведениям А. С. Пушкина) 2015год был объявлен годом литературы. И главной целью проекта было привлечь внимание и заинтересованность детей к книгам. Родители совместно с детьми приняли активное участие в проекте, все работали как одна команда. Совместно с родителями были нарисованы книжки-малышки по сказкам Пушкина. С большим интересом дети выполнили домашнее задание: «Украшение платья Царевны-Лебеди нетрадиционным способом». Была пополнена библиотека произведениями Пушкина в группе. Родители с детьми изготовили дуб из природного и бросового материала. Был сделан альбом «По Пушкинским местам». Воспитателем была изготовлена папка-передвижка: «Как превратить чтение в удовольствие».(для родителей)
В итоге проведения этого проекта удалось приобщить дошкольников совместно с родителями к чтению русской литературы. Пушкин стал «родным» для детей. Воспитателю удалось создать единое творческое сообщество: ребёнок-родитель-педагог в совместной проектной деятельности.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. И, наверное, самое главное избегать директив т. е. не надо навязывать своё собственное мнение и командовать процессом взаимодействия с родителями, а проще всего, наверное, подключиться к тому, что они предлагают или предложить им интересную деятельность, тогда это будут более интересные находки в работе с детьми и родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В конце года на последнем собрании я всегда отмечаю благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Очень важно знать, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий педагогов.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Используемая литература:
Данилова Е. Ю «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». М., 2009г.
Емельянова М. «От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству». Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал №7-М., 2009г