Зоя Вагидова
Методическая разработка НОД «Веселая топология. Лента Мёбиуса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной деятельности
для детей 6-7 лет
Тема: «Веселая топология. Лента Мёбиуса»
Инновационная технология: игровая, исследовательская.
Воспитатель: Вагидова З. С.
Санкт-Петербург
2015
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет.
Тема: «Веселая топология. Лента Мёбиуса».
Публикация «Методическая разработка НОД „Веселая топология, Лента Мёбиуса“» размещена в разделах
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: художественно-эстетическое развитие,речевое развитие.
Цель: Познакомить и провести топологический опыт с лентой Мёбиуса. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Учить видеть “тайну двойного” в предметах.
- Развивать умение анализировать и находить собственное решение проблемы.
- Развивать логическое и пространственное мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно-следственные связи.
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
- Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Подготовить раздаточный материал;
Подготовить демонстрационный материал.
Материалы и оборудование:
три «лужи» из картона с цифрами 6, 8, 10
«капельки» из картона с примерами
маркер
картинки с предметами геометрической формы
картинки с геометрическими фигурами
полоски цветной бумаги
клей
салфетки
ножницы
бумажный конус на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждом нашем занятии вы узнаете, что-то новое для себя. Сегодня я тоже приготовила для вас небольшой эксперимент. Вы любите фокусы?
(ответы детей)
Воспитатель: Я тоже очень люблю фокусы и различное волшебство. И благодаря такой науке как топология, мы с вами сегодня научимся замечательному фокусу. Наука топология очень сложная, настолько сложная, что ее не изучают даже в школе. Но мне кажется, что у нас с вами все получится! Как вы считаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Здорово! Тогда нам надо добраться до полукруга из бумажных полосок, а доведут нас туда капельки дождя.
Д/и «Капитошка»
Цель игры: Учить детей правильно решать примеры; закрепить знания детей о сложении и вычитании; закрепить счет в пределах 10; поддерживать у детей желание учиться, быть старательным; реализовать интерес детей к школе; развивать наблюдательность, внимание, память, мышление.
Ход игры: Каждый участник берет капельки с примером (Капитошку) по мере решения примеров думает, в какую лужу упадет капля.
(на ковре лужи с цифрами 6, 8, 10.)
Воспитатель: Вот мы и добрались до нашего полукруга, возьмите каждый по бумажной ленте и скажите, на что она похожа?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем, я буду показывать вам картинки с различными предметами, а вы должны придумать или вспомнить на что это похоже.
Д/и «На что это похоже?»
Цель игры: Учить детей создавать в воображении образы на основе
изображенных на картинке геометрических фигур.
Ход игры: воспитатель показывает карточки с различными фигурками, а дети должны сказать, на что похожа эта фигура.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Скажите мне, а экспериментировать вы любите?
(ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, сегодня мы с вами поэкспериментируем с полоской бумаги.
Воспитатель: Давайте пройдем на свои рабочие места. Из полоски склеим кольцо (цилиндр).
Проблемная ситуация №1.
Посередине кольца проведем линию и проследим, перейдет ли наша линия на обратную сторону кольца. Как вы считаете, перейдет или нет?
(ответы детей)
Проводим линию вдоль кольца, наблюдаем за результатом.
Воспитатель: Давайте склеим еще одну ленточку, но немного другой формы. Вывернем край полоски вполоборота и склеим края. На что похоже?
(ответы детей)
Воспитатель: А в математике это называется лента Мёбиуса. Давайте попробуем нарисовать линию вдоль ленты и посмотрим, перейдет ли наша линия на обратную сторону ленты?
Вывод: У ленты Мёбиуса одна сторона.
Физминутка «Где водятся волшебники»
Проблемная ситуация№2.
Что произойдет если разрезать кольцо вдоль посередине?
(Ответы детей)
Разрезаем, наблюдаем результат.
Проблемная ситуация №3.
Ребята, как вы думаете, что получится, если мы так же разрежем ленту Мёбиуса.
(ответы детей)
Разрезаем, наблюдаем результат.
Проблемная ситуация №4.
Ребята, предлагаю склеить еще одну ленту Мёбиуса и разрезать не посередине, а по краю. Кто выскажет свое предположение, что у нас получится в итоге?
(ответы детей)
Разрезаем, наблюдаем.
Воспитатель: Вам понравились наши эксперименты?
(ответы детей)
Воспитатель: У нас появилось много обрезков бумаги и есть вот такой обычный бумажный конус с нарисованными глазками, предлагаю с помощью родителей нафантазировать сказочного героя!
Совместная работа детей и родителей.
Воспитатель: Ребята, очень интересные работы получились у вас
Итог занятия.
Что нового вы для себя узнали?
Понравился вам эксперимент?
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, замечательно потрудились, и я с удовольствием присваиваю вам звание юного волшебника.
Вручение медалей каждому ребенку.