Наталья Дементьева
«Наши помощники — глаза». Опыты и экспериментирование в старшей группе с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши помощники – глаза».
Цель: Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Материалы и оборудование: зеркало, пиктограммы (брови, ресницы, веко, глазное яблоко).
Ход:
1. Рассматриваем свои глаза в зеркало, рассказываем, из каких частей состоит глаз (веко, ресницы, гл. яблоко, где оно находится (в глазнице).
Публикация «„Наши помощники — глаза“, Опыты и экспериментирование в старшей группе с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
2. С опорой на пиктограммы решают проблемные вопросы: «если потечет пот со лба, то…», «если ветер понесет пыль в глаза», «если пылинки сядут на глаз, то…», «если появится опасность, то…», «если человек спит, то…», «если человек рассматривает предмет, то…».
3. Предлагает детям выполнить следующие действия: поднять и опустить брови, сделать веселые, удивленные, сердитые, грустные глаза; опустить и поднять веки; двигать глазами вверх, вниз, вправо.
4. Рассказывает о том, как надо защищать глаза: не смотреть телевизор с близкого расстояния, не кидаться песком в глаза, необходимо часто промывать глаза, нельзя смотреть на яркий свет без защитных очков.
Вывод: о чем мы сегодня узнали? (О строении глаза). Глаз - очень сложный орган, имеющий много функций. Необходимо его беречь и охранять.
Тема: «Как вытолкнуть воду?».
Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материалы и оборудования: банка с мелкими легкими предметами, емкость с водой, стаканчики.
Ход:
1. Достаньте предмет из емкости, не опуская руки в воду и не используя предметы помощники.
2. Если дети затрудняются с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев.
Вывод: Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду
Тема: «Какая лужа высохнет быстрее?».
Цель: Формировать представления о том, что большие лужи испаряются медленнее, чем лужи маленькие.
Материалы и оборудования: мерная емкость с водой.
Ход:
1. Ребята вы помните, что остается после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают (маленькими).
2. Предлагается детям посмотреть, какая лужа высохнет быстрее – большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи)
3. Почему маленькая лужа высохла быстрее? (там воды меньше, а большие лужи высыхают целый день.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее)
Тема: «Пар – тоже вода».
Цель: Познакомить с еще одним агрегатным состоянием воды.
Материалы и оборудование: термос с кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток!»
Ход:
1. На горлышко термоса помещаем зеркальце или стекло.
2. Через некоторое время на нем выступят капельки воды. Это пар.
3. Потрогайте, нагрелось ли стекло?
4. Беседа о правилах обращения с горячими предметами.
Вывод: Пар – это вода. Под действием сильного тепла вода превращается в пар, при охлаждении или встрече с более холодной поверхностью пар превращается в воду. Следует соблюдать правила осторожного обращения с паром, иначе можно обжечься.
Тема: «Где быстрее высохнут салфетки?».
Цель: Формировать представления о том, что на солнце вода испаряется быстрее.
Материалы и оборудования: емкость с водой, влажные салфетки.
Ход:
1. Салфетки намочить в емкости с водой или под краном. Предложить детям потрогать салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде).
2. К нам придут куклы в гости и нужно будет постелить на стол сухие салфетки. Что же делать? (Высушить)
3. Где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить.
4. Одну салфетку повесим на солнышко, другую – в тень. Какая быстрее высохла?
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Какая салфетка высыхает быстрее, повешенная на солнце или в тени? Почему?
Тема: «Почему прыгает мяч?».
Цель: Формировать представления о том, что мячик прыгает потому, что в нем много воздуха.
Материалы и оборудования: по-разному накаченные мячи.
Ход:
1. В какой игрушке много воздуха? Мяч упругий, поэтому он высоко прыгает.
2. Если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать.
3. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Самый упругий).
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.
Тема: «Может ли ветер передвигать предметы?».
Цель: Формировать представления о том, что ветер может передвигать предметы.
Материалы и оборудования: таз с водой, лодочка.
Ход:
1. Воспитатель опускает лодочку на воду.
2. Предлагается детям подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (Она плывет).
3. Почему лодочка плывет? Так и настоящие лодки могут плыть благодаря ветру.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Кто заставляет лодочку плыть?
Тема: «Как исчезает лед?»
Цель: Формировать представления о том, что лед превращается в воду.
Материалы и оборудование: контейнер с кубиками льда, пипетка, салфетка.
Ход:
1. Зимой на прогулке наблюдаем: тает ли лед? Приносим его в группу. Смотрят, как тает лед.
2. Пипеткой переносят воду из чашки в контейнер для льда.
3. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
4. В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т. д.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Лед при нагревании превращается в воду.
Тема: «Как ветер перемещает предметы?»
Цель: Формировать представления о том, что ветер перемещает предметы.
Материалы и оборудование: контейнер с песком.
Ход:
1. Отгадайте загадку. «Я березу качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можешь отгадать?». Знаете ли вы, что такое ветер? Это движение слоев воздуха.
2. Что умеет делать ветер?
3. Возьмите контейнер с песком – это ваша личная пустыня. Превращаемся в ветры и не сильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Песок перемещается и появляются волны, похожие на волны на реке.
4. Подуем на ветку. Что с ней происходит? Она качается. Почему? На нее дуем. Ветер дует на деревья, и они качаются.
Вывод: О чем мы сегодня узнали?
Тема: «Волшебный шарик».
Цель: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.
Материалы и оборудование: надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги.
Ход:
1. Посмотрите на «волшебный» шар, который прилип к стене. Давайте осторожно потянем шарик за нить вниз. Что мы заметили? (шар по-прежнему прилипает)
2. Давайте дотронемся до шарика рукой. Что изменилось? (шар упадет, отлипнув от стены).
3. Воспитатель делает «волшебным» еще один шарик: осторожно натирает его о волосы (наблюдают за результатом, о ткань и об одежду, кусочки бумаги прилипают.
Вывод:
При натирании шарика, к нему начинают прилипать маленькие кусочки ткани, бумаги, волосы. Когда предметы длительное время и с силой соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического электричества – они притягиваются.
Тема: «Волшебники».
Цель: Познакомить детей с причиной возникновения статического электричества.
Материалы и оборудование: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.
Ход:
1. Как сделать предметы «волшебными», чтобы они могли притягивать к себе другие предметы (потереть тканью о волосы, одежду). Зарисовать предложения, как алгоритм работы.
2. Дети вместе с воспитателем выполняют действия. Делают вывод о возникновении притягивающих сил.
3. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги, и спрашивает: «Как заставить фигурки двигаться?» (При натирании стекла разными тканями фигурки прилипают к стеклу.
4. Протереть стекло влажной тканью. Что произошло с фигурками? (Они упали на стол). Почему? (Оргстекло перестало притягивать)
Вывод: при взаимодействии оргстекла с различными материалами возникают притягивающие силы – статическое электричество. При протирании влажной тканью стекла притягивающие силы разрушаются и предметы отлипают друг от друга.
Тема: «Украсим елочку».
Цель: реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.
Материалы и оборудование: вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.
Ход:
1. Каких 3 состояния воды вы знаете? (пар, вода, лед). Скоро будет Новый год, давайте украсим ель разноцветными сосульками.
2. Каким образом можно изготовить такие игрушки?
3. Берем форму, опускаем в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска для сосульки, подкрасим воду акварелью, зальем в приготовленные формочки, поставим в холодное место.
4. После замораживания воды, дети вынимают сосульки из форм и развешивают на ветках ели.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? В воде растворяется краска. Подкрашенная вода тоже замерзает при низкой температуре.
Тема: «Коробочка с секретом».
Цель: помочь детям выявить причину ослабления силы звука.
Материалы и оборудования: одинаковые коробочки, мелкие предметы (скрепки, крупы, одна коробочка с секретом, обложенная поролоном.
Ход:
1. Отгадайте по звуку, что внутри коробочки. (Дети трясут коробочки и, если слышат громкий, резкий звук, то узнают, что внутри – металл, звук шуршащий – крупа.
2. В коробочку с секретом кладут скрепки и ставят ее в ряд с другими коробочками. Пробуют отыскать коробку с секретом.
3. Рассматривают, как она устроена, и выясняют, почему звук исчез
4. Проверяют, как будет звучать коробочка, обернутая поролоном.
5. Подумайте, если будильник звонит очень громко, что нужно делать? (Накрыть его подушкой или одеялом).
Вывод: в коробочке с секретом звук исчезает, т. к. он «застревает» в поролоне. Ослабление звука возможно, если пространство заполнено другими материалами и нет места для колебаний воздуха.
Тема: «Как увеличить предметы?»
Цель: Формировать представления о том, что увеличительные приборы зрительного увеличения рассматриваемого объекта.
Материалы и оборудования: очки, лупы с разной степенью увеличения, бинокль, предметы для рассматривания.
Ход:
1. Ребята, что делать, если мне трудно рассмотреть предмет из-за того, что он маленький?
2. Предлагается детям рассмотреть и рассказать, что они видят без лупы, а что с лупой?
3. Какая лупа увеличивает больше?
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Увеличительные приборы имеют разную степень увеличения.
Тема: «Как растения пьют воду?»
Цель: Формировать представления о том, что растения всасывают воду из земли с помощью корней.
Материалы и оборудование: растение бальзамин, лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива).
Ход:
1. Как растения пьют воду? Воспитатель срезает стебель бальзамина. Черенки ставит в воду для наблюдения.
2. Дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой.
3. Поливают почву и наблюдают за происходящим.
4. Используя знания о корнях и стеблях, делают вывод и зарисовывают результаты.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? На срезе пенька все время выступают капельки воды. Вода из земли (почвы) через корешки доходит до стеблей и идет дальше.
Тема: «Зачем растениям тепло?»
Цель: Формировать представления о том, что растению для роста необходимы благоприятные условия (опыт отсрочен во времени).
Материалы и оборудование: черенки бальзамина в стаканах с водой.
Ход:
1. Давайте сравним, где черенки бальзамина быстрее пустят корни (в теплом или холодном помещении).
2. Ставят растения в разные помещения.
3. Наблюдают и сравнивают. Результаты зарисовывают. У черенка, стоящего в теплом помещении, корешки появляются быстрее, чем у черенка, стоящего в холодном помещении.
Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло. Чтобы растение дало корешки, необходима не только вода, но и тепло.
Тема: «Зачем два уха?»
Цель: Формировать представление о значимости расположения ушей по обеим сторонам головы для ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование: картинки, на которых есть ошибки в изображении ушей (1, 3 уха, оба уха наверху головы, уши животных, схема строения уха.
Ход:
1. Игра «Что перепутал художник?».
2. Предлагается детям подумать, что бы было, если бы не было ушей, уши были бы только, с одной стороны.
3. Пробуем позвать соседа, когда у него закрыто оба или одно ухо. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями.
4. Воспитатель рассказывает о строении уха. Что может быть для ушей вредно?
5. Составление правил ухода за ушами.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Если закрыть уши, то ничего не слышно. Если закрыто одно ухо, то звук с противоположной стороны будет слышен менее отчетливо. Человеку нужно 2 уха, чтобы знать, где находится источник звука.
Тема: «Маленький - большой».
Цель: показать детям на опыте, как зрачок в зависимости от освещения меняет размер.
Материалы и оборудование: зеркала.
[/b]Ход:
1. Рассматривают свои глаза в зеркале. Какого размера зрачки? (одинакового).
2. Предлагаем один глаз закрыть, а другой открыт при включенном свете и посидеть так 1 минуту.
3. Открываем и сравниваем размер зрачков сразу и через некоторое время. (Зрачок того глаза, который был закрыт, больше по размеру, он расширен).
Вывод: О чем мы сегодня узнали? В темноте и при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз. Таким образом глаза защищаются от слепоты.
Тема: «Почему плесневеет хлеб?»
Цель: установить, при каких условиях появляется плесень.
Материалы и оборудование: кусочки хлеба, полиэтиленовый пакет, пипетка, лупа, алгоритм опыта.
Ход:
1. Иногда на хлебе появляется белый налет. Что это? Плесень – это мельчайшие живые организмы, грибы. Такой хлеб уже нельзя есть. Давайте узнаем, как вырастает плесень? Составляется алгоритм.
2. Помещаем хлеб в теплое темное место в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место без пакета.
3. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу.
4. Как надо хранить хлеб, чтобы он не портился? (в холодильнике, сушить сухари)
Вывод: О чем мы сегодня узнали? Для роста плесени необходима влажность и тепло, как и всем грибам. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в сухом прохладном месте.