Елена Сухарева
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для обучающихся 5–6 лет «Раздольненская детская музыкальная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Раздольненская детская музыкальная школа»
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для обучающихся 5-6 лет по комплексной программе «Подготовка к освоению программ по видам искусств»
«Играя, изучаем»
Составитель: Сухарева Елена Александровна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
пос. Раздольный
2018
Оглавление
Пояснительная записка …3
Публикация «Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для обучающихся 5–6 лет „Раздольненская детская музыкальная школа“» размещена в разделах
Описание методической разработки …. …4
План урока (ход урока….5
Заключение…9
Список используемой литературы ….10
Пояснительная записка
Применение игрового принципа подачи материала на уроках сольфеджио, обусловлено тем, что игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного возраста и наиболее действенным в процессе обучения. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует внимание, память. Музыкальные игры, сказки органично вплетаются в содержание урока, тем самым помогают решать проблемы дисциплины и неустойчивого внимания.
Игра – это зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету. В игру интереснее играть в коллективе – ведь ребёнку всегда хочется поделиться со сверстниками своими переживаниями и маленькими открытиями. Благодаря игре процесс обучения становится интересным и увлекательным.
Описание методической разработки
Урок по предмету «Сольфеджио» проводится с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) обучающихся по комплексной программе «Подготовка к освоению программ по видам искусств».
Тема урока : «Играя, изучаем»
Цель: Использование игровых форм обучения для лучшего усвоения материала
Задачи:
Обучающие :
- закрепление и применение полученных ранее знаний и умений;
Развивающие:
- развитие слуховых ассоциаций;
- развитие ладового слуха и музыкальной памяти;
- развитие творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
- формирование эмоциональной отзывчивости
Вид урока : Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока : групповая
Методы учебно-познавательной деятельности:
Игровой, словесный, наглядный, практический
Дидактические пособия:
- Карточки динамических оттенков;
- Раздаточный материал (раскраска)
- Карточки с длительностями;
- Карточки с ритмическими рисунками;
- Плакат с изображением ритмической последовательности
Оборудование:
- Столы, стулья
- Магнитная доска, магниты, мел, маркеры
- Фортепиано
- Шумовые инструменты
Ожидаемый результат:
Использование игрового принципа подачи материала, послужит отправной точкой не только в качественном усвоении материала, но и в приобретении навыка применения полученных знаний и умений в различных видах музыкальной деятельности обучающихся.
План урока (хронометраж)
1. Приветствие (2 мин.)
2. Слуховая разминка (8 мин.)
3. Музыкальная гимнастика (15 мин.)
4. Ритмические упражнения (10 мин.)
5. Пение выученных песен (5 мин.)
Ход урока
I.Приветствие
Приветствие способствует концентрации внимания детей, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.
II. Слуховая разминка:
1) Игра «На лесной полянке» (определение на слух количества звуков, интервалы (секунда, терция, регистры)
Преподаватель играет на инструменте (сначала для всех, потом каждому ребенку) разное количество звуков и в разных регистрах, а дети слушают и определяют (для лучшего восприятия звучания применяем ассоциации) : сколько птиц летает (верхний регистр, сколько сидит на дереве (средний регистр, а сколько приземлилось на землю (низкий регистр). Тем временем на полянке появляются ёжики (интервал - секунда, и зайчики (интервал – терция). В результате игры дети учатся не только слышать музыкальные звуки, но и анализировать их. А благодаря смысловым ассоциациям, хорошо усваивают материал.
2) Игра «Змейка» (определение на слух направление движения мелодии и лады)
Преподаватель играет на инструменте (сначала для всех, потом каждому ребенку) фрагменты знакомых песен (звукоряды) с разным направлением движения мелодии, а дети слушают и определяют, куда ползёт змейка (вверх, вниз или по ровной поверхности) и в каком ладу.
III. Музыкальная гимнастика :
(Особое внимание уделяется чистоте интонирования)
1) Песенки - попевки (пение в разных регистрах и ладах)
• «Считалочка» (поступенное движение мелодии V-I и V-I2)
• «Часы» I-V-I (маленькие «наручные», средние «настенные», большие «с кукушкой»
• «Вверх-вниз» (V-I, V-III)
• «Холодно» (I-V-I,V-III) (папа кот - Филя, мама кошка - Мурка, кисонька - Муся)
Преподаватель: А сейчас, я расскажу вам сказку. Вы внимательно слушайте и запоминайте. Хорошо?
Дети отвечают
Сказка «Королева Гамма»
Преподаватель: Жила-была Королева Гамма. Больше всего на свете она любила наряжаться в разные наряды и придумывать себе имена. Если шёл дождь, и Королеве было грустно, она называла себя Минорной Гаммой и надевала голубое платье. Когда же сияло солнце, Королева объявляла себя Мажорной Гаммой и появлялась в зеркальной гостиной в пышном розовом наряде.
(Преподаватель раздаёт листы с изображением белого платья с написанной гаммой)
Внимательно приглядитесь к нотным знакам на платье Её Величества.
Я сыграю вам все звуки, которые написаны на платье, а вы попробуйте узнать, какое сейчас настроение у Королевы Гаммы. Хорошо? Дети отвечают
Преподаватель: Узнали?
Дети отвечают
2) Пение гамм (До мажор, ля минор) разными длительностями, динамическими оттенками, штрихами…
3) Игра «Живые клавиши» ( роль клавиш исполняют дети: каждый ребёнок – это одна клавиша)
Сначала поём песню «Чудак» словами.
Далее преподаватель распределяет, кто какой клавишей будет и напоминает, как работают «живые клавиши».
Поем и «играем» песню «Чудак».
IV. Ритмические упражнения:
1) Игра «Ритмическое эхо»
Преподаватель хлопает ритмический рисунок, используя различные длительности: - сначала повторяет вся группа, потом отдельно каждый ребёнок.
2) Игра «Ритмические загадки» (найти лишнюю ритмическую карточку, расставить карточки в правильной последовательности – выполняет вся группа; отдельно дети выполняют задание по желанию)
Пример карточек:
3) Игра «Живые ритмы» (строимся в ритмическую последовательность - каждый ребёнок выполняет функцию какой-либо длительности)
Пример:
V. Пение выученных песен в различных вариантах:
• «Барашек» (меняем лад и ритмический рисунок)
• «Шла весёлая собачка» (поём по ролям с шумовыми инструментами)
Преподаватель: Вот и подошел к концу наш насыщенный урок, где мы научились не только пользоваться своими знаниями и умениями, но преодолевать небольшие трудности.
Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке? Что узнали нового?
Дети отвечают
Преподаватель: Всё правильно, молодцы!
А что вам понравилось на уроке? Что запомнилось, больше всего? За что, вы хотели бы себя похвалить?
Дети отвечают
Преподаватель: Ну, а я хочу похвалить вас, за то, что у вас сегодня все получилось благодаря хорошей работе, как самостоятельной, так и в дружной команде!
А домашним заданием будет - раскраска нового наряда Королевы Гаммы.
(Преподаватель раздаёт детям раскраски).
До свидания, ребята! До новых встреч!
Заключение. Результативность.
Благодаря использованию игрового принципа подачи учебного материала, на уроке царит творческая атмосфера, которая помогает детям раскрепоститься, открыть в себе новые таланты и сделать процесс обучения очень интересным.
При этом успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Приё мы достижения положительных результатов:
Создание «ситуации успеха» : приёмы поощрения; одобрительная мимика, жесты; задания с очевидным результатом.
Значимый, интересный материал урока : «изюминка» урока; показ иллюстраций; использование раздаточного материала.
Активные методы обучения : игровой, соблюдения принципа контраста ощущений.
Использование разнообразных методов проверки знаний, умений, навыков: слуховой анализ, «ритмические загадки», пение песен в различных вариантах.
Список используемой литературы:
1. Стоклицкая Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. –
Музыка, 1999.
2. Евсеева Ю. В. До-ре-ми-фа-солька! : Музыкальная грамота в стихах
и сказках. – СПб. : КАРО, 2009.
3. Поплянова Е. М. Музыкальная сказка «Королева Гамма». –
Music Producnion International, 2005.
4. Чустова Л. И. Гимнастика музыкального слуха; Москва,
гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.
5. Боровик Т. А. «Ти-ти ТА и ди-ли ДОН» Игровая теория музыки для детей 4-6 лет; Пара Ла Оро, 2008.
6. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. - Композитор – Санкт – Петербург, 2012.