МААМ-картинки

Методическая разработка открытого занятия по изобразительному искусству «Прилетели снегири»

Елена Писаревская
Методическая разработка открытого занятия по изобразительному искусству «Прилетели снегири»

Цель занятия : Составить композицию с изображением птиц снегирей.

Задачи образовательные:

Расширить знания учащихся об образе жизни снегирей, ознакомить с пропорциями, формой и цветовой окраской, а также конструктивно - анатомическим строением птицы, пространственным положением. Закрепить знания о жанрах в изобразительном искусстве.

Развивающие:

1) Закрепить умение выразительно компоновать рисунок;

Публикация «Методическая разработка открытого занятия по изобразительному искусству „Прилетели снегири“» размещена в разделах

2) формировать графические умения и навыки в изображении птиц;

3) совершенствовать умение работать с карандашом, акварельными красками и кистью в определенной последовательности;

4) развивать у учащихся фантазию, воображение, цветоощущение, память, творческие способности и познавательный интерес к изобразительному искусству.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и интерес к окружающему миру (птицам, способствовать формированию эстетического отношения к действительности. Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание, трудолюбие.

Оборудование и материалы для учителя: наглядный материал, рисунки, фотографии, репродукции к произведениям художников, методическая таблица последовательности работы в карандаше и в цвете красками (акварель, гуашь, компьютер, музыка с записями голосов певчих птиц, музыка лирического содержания.

Оформление доски:

1) Плакат с зимующими птицами;

2) рисунки и фотографии снегирей;

3) доска для работы мелом;

4) рисунки - последовательность рисования.

Оборудование для учащихся: художественный материал (карандаш, краски, кисти, стёрка, стакан с водой, влажные салфетки для рук и вытирания кистей).

План занятия :

1. Организационный момент. Проверка рабочего места.

2. Беседа о птицах.

3. Повторение пройденного материала: два вида изображений (декоративное и реалистичное, жанры изобразительного искусства.

4. Объяснение нового материала: знакомство с понятием "иллюстрация ", "анималистический жанр ", художник-анималист Е. И. Чарушин.

5. Разгадывание кроссворда «Зимующие птицы». Беседа о снегирях.

6. Объяснение последовательности выполнения задания (выбор формата листа, компоновка, ракурс, выполнение наброска рисунка, детальная прорисовка, работа в цвете.

7. Практическая работа учащихся.

8. Выставка работ учащихся, подведение итога занятия. Коллективное обсуждение работ среди учащихся. Анализ рисунков.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к работе. Объявление плана занятия. Акцентирование внимания детей на представленные на доске рисунки и репродукции.

2. - По плакатам и рисункам на доске, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о птицах. Птицы - самые верные спутники человека, где бы мы не находились: на юге или на Севере, на побережье или в степи, в городе или в сельской местности, в саду или в лесу везде мы слышим разноголосый щебет наших пернатых друзей.

Многие птицы живут по соседству с человеком, оказывая ему большую неоценимую помощь - без устали очищают парки, сады и огороды от многочисленных насекомых-вредителей.

Вопрос:

- На какие две группы подразделяют птиц?

- На перелетных (ласточки, стрижи, грачи, скворцы, жаворонки и др.) и зимующих (вороны, галки, голуби, воробьи и др.). В свою очередь, зимующие бывают оседлые, они всегда на одном месте живут (дятлы, совы, глухари, куропатки, тетерева и др.) и кочующие, перелетающие с одного места на другое (синицы, снегири, свиристели).

3. На плакате изображены различные реальные птицы.

- Мы проходили два вида изображения, давайте вспомним, какие? Чем эти два изображения отличаются?

- Реальное и декоративное. Реальное изображение в переводе с французского и латинского языка – «реализм» - вещественный, правдивый, достоверный. Изображение получается объективное, всестороннее, натуралистическое, достоверное. Воспроизведение действительности, сходное с реальным объектом. Предметы изображаются с учётом объемности и освещенности.

Второе изображение - декоративное. Мы его получаем путём стилизации - это художественный прием в декоративно-прикладном искусстве, помогающий изобразить фигуры и предметы в более обобщенной и упрощенной форме, а также цветовых соотношений.

Слово “декоративный ” - происходит от латинского «декоро» - украшаю, то есть более живописный, красочный, нарядный. Глядя на нашу доску мы можем сказать, что рисунки с птицами изображены не декоративно, а реалистично.

Более полную информацию о жизни животных мы получаем из книг с рисунками - иллюстрациями.

4. Иллюстрация в переводе с латинского языка – «наглядное изображение». Эти изображения помогают лучше представить внешний облик описанного персонажа, обстановку в которой происходит действие, сюжет. Художник, который создает изображение к литературным произведениям, называют иллюстратором.

Ярким примером был Евгений Иванович Чарушин. Он иллюстрировал книги о животных. Сначала он иллюстрировал книги В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака, а потом и сам стал писать и иллюстрировать свои собственные книги. Им написано около 50 книг, его творчество проникнуто любовью к животному миру и природе.

Художников изображающих животный мир : животных, птиц, насекомых, рыб, называют анималистами. Анималистический жанр в переводе с английского «Animal» - животное. Художник-анималист должен хорошо знать повадки, образ жизни, среду обитания и внешний вид животных, которых изображает. Этот жанр есть в живописи, в графике и в скульптуре.

- Давайте вспомним и закрепим пройденный ранее материал. С какими еще жанрами изобразительного искусства мы знакомились?

- “портретный жанр ” - это слово французского происхождения, означает - изображение людей.

- Какие ракурсы мы разбирали?

- Анфас, полуоборот, профиль.

“Пейзажный жанр” - в переводе с французского языка - местность среда, природа.

“Натюрмортный жанр"- перевод с французского - мертвая природа, натура - это изображение неодушевленных предметов быта, цветы, фрукты, овощи.

Сегодня мы будем работать в области анималистического жанра. Представим себя художниками-анималистами.

5. А рисовать сегодня мы будем птиц. Для того чтобы узнать о каких птицах пойдет речь, мы разгадаем кроссворд «Зимующие птицы».

1) Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести. (Сорока)

2) В тёплый край не улетают, на морозе распевают,

Эти птички невелички называются. (Синички)

3) Возле дома по дорожке, скачет собирая крошки,

Друг синиц и голубей, серый шустрый … (Воробей)

4) Путают её с вороной, хоть и меньшая размером.

В одеянии скучном, скромном с чёрным галстучком на сером.

Осенью на юг не мчится, зим студёных не боится –

Видно крепкая закалка, а зовётся просто … (Галка)

5) Посмотрите, к нам на ели с хохолками прилетели

И запели как свирели эти птички … (Свиристели)

6) Сильная, большая птица, даже кошки не боится.

Очень важная персона чёрно-серая … (Ворона)

7) Эта птица сизокрылая любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (Голубь)

8) Эти яблочки румяные дружат с зимними полянами.

И поют среди берёз, невзирая на мороз.

1) С О Р О К А

2) С И Н И Ч К А

3) В О Р О Б Е Й

4) Г А Л К А

5) С В И Р И С Т Е Л Ь

6) В О Р О Н А

7) Г О Л У Б Ь

В результате у нас вышло ключевое слово - "СНЕГИРЬ". Все вы имели возможность видеть эту птицу.

5. Снегирь относится к семейству вьюрковых отряда воробьиных. По размеру чуть крупнее воробья. Необычный окрас птицы: голова сверху вокруг клюва и глаз - чёрная. Маховые и рулевые перья тоже черные, с синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье - белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые. Щеки, шея снизу, брюхо и бока - красные. Снегири характеризуются коротким, толстым и выпуклым клювом, мягким длинным и густым оперением, длинным крылом, длинным надхвостьем, сильными и короткими лапами. Снегири населяют всю Европу, Азию, включая Сибирь, Камчатку, а также Японию. Родина снегирей хвойные леса Северной тайги. Здесь они устраивают гнезда и выводят птенцов. В сентябре образуют стаи, а в октябре они откачивают на зимовку в леса средней полосы нашей страны. В это время они появляются в селах и городах, резко выделяясь на фоне выпавшего снега. Зимой держатся смешанных и лиственных лесов, где кормятся семенами ольхи, ясеня, клена, липы, граба и других деревьев, а также кустарников сирени. В садах и парках они поедают древесные почки, а на окраинах полей разыскивают по оврагам и пустырям семена лебеды, конского щавеля и других сорняков. Особенно их привлекает рябина, которую они охотно поедают. Во время кормежки они оставляют следы своей работы в виде вскрытых летучек ясеня и клена, остатков семян липы, мякоти раздавленных ягод рябины. По этим остаткам легко узнать, что здесь "хозяйничали" снегири. Питаются больше растительной пищей: семенами различных хвойных и лиственных деревьев, почками, побегами, молодыми листьями и цветами. В отличие от многих других птиц у снегирей поют не только самцы, но и самки. Полет снегирей красивый, волнообразный, хотя, в общем, эти птицы неповоротливы и медлительны. На фоне снежного покрова, среди оголенных ветвей сидящие на них снегири напоминают красные фонарики, украшающие дерево и делающие его нарядным. Вскоре после весеннего перелёта (с апреля по начало июня, они приступают к постройке гнезд. Высиживают и выкармливают птенцов примерно по две недели в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды. Гнездится снегирь в хвойных и смешанных лесах, предпочитает участки с преобладанием елей. За лето бывает две кладки.

Род насчитывает 9 видов снегирей : бурый, желтоспинный, красноголовый, сероголовый, белощекий, азорский, обыкновенный серый, уссурийский. У нас распространён восточно-европейский снегирь.

6. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего занятия : "Прилетели снегири".

Прежде чем перейти к выполнению работы давайте предварительно сделаем упражнение на составление рисунка птицы.

У доски нужно будет составить набросок из геометрических фигур изображение одной птицы (овал, круг, трапеция, ромбик). Ещё раз демонстрирую поэтапное выполнение рисунка мелом на доске.

Объясняю, как составляется композиция, на что следует обратить внимание:

а) В композиции можно использовать изображение нескольких птиц в разных позах и ракурсах.

б) Для определения направления тела проводится предполагаемая осевая линия вдоль тела, через середину туловища.

в) Делается набросок: туловище-овал, голова - круг, клюв - ромб, хвост - трапеция. Определяются соотношения частей тела.

г) Прорисовка деталей, уточнение формы натуры, прорисовка крыльев, клюва, глаз, лапок. Оформление в карандаше деталей.

д) Изобразить окружающий фон, среду свойственную снегирям : рябиновые или хвойные деревья, чтобы рисунок смотрелся законченной картиной.

е) Разобрать окраску птицы, приступить к работе в цвете.

Динамическая пауза.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять. Прилетел снегирь опять.

Чернокрылый, красногрудый. Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять.

7. Практическая работа учащихся.

Напоминаю об организации рабочего места, о посадке и осанке при работе.

В процессе работы учащихся над рисунком напоминаю, что рисовать надо очень легкими линиями, не нажимая на карандаш. Обращаю внимание на ошибки в рисунках детей, помогаю исправить.

Во время выполнения учащимися работы в цвете напоминаю им, что гуашь на рисунок надо наносить ровным не очень густым слоем, предварительно подобрать нужный цвет краски с помощью палитры. Чтобы рисунок смотрелся законченным надо раскрасить фон - небо голубым цветом, ветку, на которой сидит птица тщательно прорисовать (например, гроздья рябины, используя пальчиковую технику методом «примакивания»).

8. В конце занятия анализ рисунков. Отбор наиболее удачных детских работ для выставки. В завершении урока подвожу итог: чему мы сегодня научились, что нового узнали. Приведение рабочего места в порядок.

Список используемой литературы:

1. https://faunistics.com/snegiri/

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Снегирь

3. https://givnost.ru/snegir-ptica-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-snegirya/

4. https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-konstantinovna-kurjanovich/risovanie-snegirei-poshagovo.html

5. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-snegir-risovanie-kraskami.html

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа)Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа) Цели:• Учить рисовать букет подснежников, передавая нежность и красоту этих цветов. • Закрепить знание приема рисование примакиванием, умения.

Конспект занятия по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группеКонспект занятия по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группе Конспект по изобразительному искусству «Снегири на ветке рябины» в подготовительной группе Цель: Расширять представления детей о зимующих.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя»Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя» Цель:расширение знания детей о видах архитектуры Задачи:учить изображать постройки (замки) по представлению, передавая пропорции объекта.

Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца»Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца» МАКЕТ КАРТОЧЕК – ЗАДАНИЙ[/b] По предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: тематическое рисование. Тема урока: Закат.

Мастер-класс по изобразительному искусству «Кремль»Мастер-класс по изобразительному искусству «Кремль» Здравствуйте, уважаемые коллеги. На тематической неделе, посвященной Москве, мы с ребятами слушали песни о любимой столице, рассказывали.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству в 4 классе Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству для учащихся 4 классов начальной школы Назначение контрольной работы.

Урок по изобразительному искусству в 1 классе «Узоры на крыльях» Урок по изобразительному искусству в 1а классе. Тема: «Узоры на крыльях» Учитель: Соболева С. Н. Цели: познакомить с различными узорами.

Внеурочная деятельность обучающихся 1–4 классов по изобразительному искусству «Купола. Пейзаж»Внеурочная деятельность обучающихся 1–4 классов по изобразительному искусству «Купола. Пейзаж» Цель: Закрепить умение применять акварель нетрадиционно, познакомить с историей акварели, научить традиционным техникам акварели. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка открытого занятия по изобразительному искусству «Прилетели снегири»
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 22:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД