Светлана Дерова
Опыт работы «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливаются его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Поэтому мной было решено разработать методические рекомендации по детскому экспериментированию для воспитателей и внедрить в практику в определённой последовательности и с постепенным накоплением знаний. Изучая литературу, стало понятно, какое положительное влияние могут оказать игры – экспериментирование с водой и песком, глиной и бумагой и так далее. Все занятия по экспериментированию помогают малышам адаптироваться в детском саду, учат познавать окружающий мир, и помогают общению взрослого с ребёнком.
Публикация «Опыт работы „Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование“» размещена в разделах
Встала задача: разработать собственную методическую основу по применению данного метода с практическим ведением его в деятельность.
Были проведены следующие процедуры:
- изучение работы по вопросу экспериментирования таких ведущих авторов как А. Н. Поддьяков, Л. Н. Прохоров, О. В. Дыбина, А. И. Савенкова и др.
- разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению опытно – экспериментальной деятельности;
- подобран дидактический материал и оборудование для игр с водой, песком, глиной, бумагой, камнями и т. д.
- проведены ряд семинаров – практикумов для воспитателей по данной теме.
Предмет работы: игры и экспериментирование детей 3-4-го года жизни.
Объект работы: содержание формы организации, методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.
Цель работы: изучение, подбор содержания эффективных форм и методов руководства экспериментирования детей. Создание предметно-развивающей седы, стимулирующей экспериментирование детей I младшей группы.
Задачи:
Изучение теоретической, практической темы, методы экспериментирования.
Проявление самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 3-4-го года жизни.
Систематизация содержания методов и приемов организации экспериментирования в 2 младшей группе.
Внедрение рекомендаций для воспитателей и родителей по
данной теме.
Задачи работы с детьми:
Развивать физические качества дошкольников при содействии с песком и водой, глиной и камнем, бумагой и светом, что способствует укреплению детского организма.
Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.
Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».
Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.
Выражать словами свои ощущения, свойства и признаки материалов, предметов.
Каждая задача, встающая перед ребенком – это проблема, которую он решает через деятельность – экспериментирования. Освоенный ребенком способ деятельности преобразуется в умения, пусть ещё не такие крепкие умения, но в дальнейшем они окажут положительный результат в исследовательской деятельности.
Самостоятельное экспериментирование как возможность помочь ребенку опробовать разные способы действий
Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. Организуя экспериментальную деятельность младших дошкольников, воспитатель обязан учитывать возрастные особенности детей:
- На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д., и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец, употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).
- Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.
- У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности — игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».
- С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.
- Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода — мокрая, снег — холодный, камень — твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд — холодный, твёрдый, прозрачный; песок — сухой, сыпучий). Развивая наблюдательность детей, воспитатель должен помнить, что психика и мышление в этом возрасте происходит стремительно. Желание ребёнка экспериментировать, получать новые знания должно поощряться воспитателем.
Воспитатель обязан помочь ребёнку раскрыть и проявить свои способности. Делать так, чтобы новые знания не давать в готовом виде, а учить ребёнка их добывать. Ребёнок при получении новых знаний испытывает радость. Они учатся действовать методом проб и ошибок.
В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.
В группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
Занятия проходят, как индивидуально, так и со всей группой. Полученные знания и навыки на занятии дети применяют в самостоятельной свободной деятельности. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, в которую включены опыты, осуществляемые в разных видах деятельности; наблюдения, выполняемые детьми самостоятельно в предметно - развивающей среде группе, например: опыт работы с магнитами, бумагой.
В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы вводятся детьми самостоятельно, как результат постановки опыта. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем все материалы оборудования для проведения опыта вносятся в развивающую предметно - пространственную среду группы. Чтобы дети самостоятельно могли экспериментировать приборы и конструкции должны быть безопасны, просты в обращении и доступны.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо заинтересоваться исследуемым предметом и ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это буду делать? Например:
1. С водой: тонет - не тонет предмет.
2. Прочный дом из песка или развалиться?
3. Где быстрей растает кусок сахара, в тёплой или холодной воде?
Организация самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающая его развитие, возможно при выполнении двух условий:
1. Стать участником совместного поиска.
2. Включиться самостоятельно в эксперимент. Например: что быстрее надуем (шарик или резиновые перчатки).
Во время экспериментирования с лупой дети самостоятельно рассматривают различные предметы, друг друга, делают свои выводы. Например: цветок на листочке, перышко. Учить детей самостоятельно делать выводы в данном возрасте ещё рано, но подводить их к выводам обязательно. Например: где сахар быстрей растворился в тёплой или холодной воде, какой домик прочный из песка или дерева. Детям нравится самостоятельно действовать предметами, выявляя их особенности, действия. Развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.
Вывод: дать детям возможность самостоятельно экспериментировать только тогда, когда дети хорошо поймут для чего, зачем и почему они экспериментируют. Дети, усвоив знания, способны к самостоятельности, где взрослый в состоянии оценить то, как ребёнок усвоил знания.
Аналитическая записка об итогах реализации методической разработки
Анализ образовательной деятельности показал, что воспитатели группы побуждает детей к использованию поисковых действий, решение проблемной ситуаций, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, развивается речь у ребёнка.
Совместная деятельность взрослого и детей показал, что совместная деятельность несёт только положительные качества. Желание ребёнка вступать в практическую деятельность с желанием. Ребёнок чувствует рядом хорошую поддержку и в своевременную помощь, если она нужна.
Дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными растениями, поливают, обтирают листочки. На прогулки с воспитателем кормят птичек. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. В это самое время, когда ребёнок поливает цветок, он закрепляет знания о том, что цветок растёт потому, что мы его поем водой.
Воспитателям группы стараются разнообразить формы работы с детьми по экспериментированию.
Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив.