Получи документы

Опыт работы «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Светлана Дерова
Опыт работы «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливаются его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Поэтому мной было решено разработать методические рекомендации по детскому экспериментированию для воспитателей и внедрить в практику в определённой последовательности и с постепенным накоплением знаний. Изучая литературу, стало понятно, какое положительное влияние могут оказать игры – экспериментирование с водой и песком, глиной и бумагой и так далее. Все занятия по экспериментированию помогают малышам адаптироваться в детском саду, учат познавать окружающий мир, и помогают общению взрослого с ребёнком.

Публикация «Опыт работы „Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование“» размещена в разделах

Встала задача: разработать собственную методическую основу по применению данного метода с практическим ведением его в деятельность.

Были проведены следующие процедуры:

- изучение работы по вопросу экспериментирования таких ведущих авторов как А. Н. Поддьяков, Л. Н. Прохоров, О. В. Дыбина, А. И. Савенкова и др.

- разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению опытно – экспериментальной деятельности;

- подобран дидактический материал и оборудование для игр с водой, песком, глиной, бумагой, камнями и т. д.

- проведены ряд семинаров – практикумов для воспитателей по данной теме.

Предмет работы: игры и экспериментирование детей 3-4-го года жизни.

Объект работы: содержание формы организации, методы и приемы экспериментирования в I младшей группе.

Цель работы: изучение, подбор содержания эффективных форм и методов руководства экспериментирования детей. Создание предметно-развивающей седы, стимулирующей экспериментирование детей I младшей группы.

Задачи:

Изучение теоретической, практической темы, методы экспериментирования.

Проявление самостоятельного и совместного экспериментирования у детей 3-4-го года жизни.

Систематизация содержания методов и приемов организации экспериментирования в 2 младшей группе.

Внедрение рекомендаций для воспитателей и родителей по

данной теме.

Задачи работы с детьми:

Развивать физические качества дошкольников при содействии с песком и водой, глиной и камнем, бумагой и светом, что способствует укреплению детского организма.

Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат».

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.

Выражать словами свои ощущения, свойства и признаки материалов, предметов.

Каждая задача, встающая перед ребенком – это проблема, которую он решает через деятельность – экспериментирования. Освоенный ребенком способ деятельности преобразуется в умения, пусть ещё не такие крепкие умения, но в дальнейшем они окажут положительный результат в исследовательской деятельности.

Самостоятельное экспериментирование как возможность помочь ребенку опробовать разные способы действий

Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. Организуя экспериментальную деятельность младших дошкольников, воспитатель обязан учитывать возрастные особенности детей:

- На втором году жизни ребёнок овладевает предметной деятельностью. Он наблюдает, как взрослые манипулируют и орудуют вещами (посудой, инструментами, одеждой, мебелью и т. д., и старается использовать их так же, по назначению. Ребёнок соотносит предметы между собой (складывает башенку из кубиков, составляет пирамидку из колец, употребляет как орудия (ест ложкой и вилкой, чертит палочкой на песке).

- Впечатления от исследования окружающей действительности накапливаются и способствуют овладению речью. Дети трёх лет активно разговаривают, понимают обращения и просьбы взрослых, воспринимают не направленные на них высказывания. Речь становится средством активного познания окружающей действительности.

- У трёхлетнего ребёнка появляются новые виды деятельности — игровая и продуктивная. Дети создают первые рисунки и с удовольствием рассказывают, что изображено в их «каракулях».

- С каждым годом внимание становится всё более концентрированным. Но педагогу следует помнить, что без заинтересованности ребёнок не сможет максимально исследовать предмет или явление. В экспериментировании с детьми младшего возраста используются разнообразные приёмы для создания мотивации и формы работы.

- Развивается восприятие предметов. В полтора года ребёнок называет один признак, наиболее ярко характеризующий объект (вода — мокрая, снег — холодный, камень — твёрдый). К трём годам он знает геометрические формы и цвета, может кратко описать свойства предмета (лёд — холодный, твёрдый, прозрачный; песок — сухой, сыпучий). Развивая наблюдательность детей, воспитатель должен помнить, что психика и мышление в этом возрасте происходит стремительно. Желание ребёнка экспериментировать, получать новые знания должно поощряться воспитателем.

Воспитатель обязан помочь ребёнку раскрыть и проявить свои способности. Делать так, чтобы новые знания не давать в готовом виде, а учить ребёнка их добывать. Ребёнок при получении новых знаний испытывает радость. Они учатся действовать методом проб и ошибок.

В 2–3 года дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. Для того чтобы дети могли заниматься опытами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

В группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:

- наборы для опытов с инструкциями-картинками;

- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;

- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;

- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;

- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;

- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;

Занятия проходят, как индивидуально, так и со всей группой. Полученные знания и навыки на занятии дети применяют в самостоятельной свободной деятельности. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой систему, в которую включены опыты, осуществляемые в разных видах деятельности; наблюдения, выполняемые детьми самостоятельно в предметно - развивающей среде группе, например: опыт работы с магнитами, бумагой.

В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы вводятся детьми самостоятельно, как результат постановки опыта. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем все материалы оборудования для проведения опыта вносятся в развивающую предметно - пространственную среду группы. Чтобы дети самостоятельно могли экспериментировать приборы и конструкции должны быть безопасны, просты в обращении и доступны.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо заинтересоваться исследуемым предметом и ответить на вопрос, как я это делаю, почему я это буду делать? Например:

1. С водой: тонет - не тонет предмет.

2. Прочный дом из песка или развалиться?

3. Где быстрей растает кусок сахара, в тёплой или холодной воде?

Организация самостоятельной деятельности ребенка, обеспечивающая его развитие, возможно при выполнении двух условий:

1. Стать участником совместного поиска.

2. Включиться самостоятельно в эксперимент. Например: что быстрее надуем (шарик или резиновые перчатки).

Во время экспериментирования с лупой дети самостоятельно рассматривают различные предметы, друг друга, делают свои выводы. Например: цветок на листочке, перышко. Учить детей самостоятельно делать выводы в данном возрасте ещё рано, но подводить их к выводам обязательно. Например: где сахар быстрей растворился в тёплой или холодной воде, какой домик прочный из песка или дерева. Детям нравится самостоятельно действовать предметами, выявляя их особенности, действия. Развивается познавательная активность, появляется интерес к исследовательской деятельности.

Вывод: дать детям возможность самостоятельно экспериментировать только тогда, когда дети хорошо поймут для чего, зачем и почему они экспериментируют. Дети, усвоив знания, способны к самостоятельности, где взрослый в состоянии оценить то, как ребёнок усвоил знания.

Аналитическая записка об итогах реализации методической разработки

Анализ образовательной деятельности показал, что воспитатели группы побуждает детей к использованию поисковых действий, решение проблемной ситуаций, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, развивается речь у ребёнка.

Совместная деятельность взрослого и детей показал, что совместная деятельность несёт только положительные качества. Желание ребёнка вступать в практическую деятельность с желанием. Ребёнок чувствует рядом хорошую поддержку и в своевременную помощь, если она нужна.

Дети принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Дети с большим желанием ухаживают за комнатными растениями, поливают, обтирают листочки. На прогулки с воспитателем кормят птичек. Дети любят купать кукол, стирать платье куклы. В это самое время, когда ребёнок поливает цветок, он закрепляет знания о том, что цветок растёт потому, что мы его поем водой.

Воспитателям группы стараются разнообразить формы работы с детьми по экспериментированию.

Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растений детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром растении детей дошкольного возраста. (картотека основана на книге: Дрязгуновой В.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Опубликовано: 5 мая 2020 в 22:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дерова (УИ 289056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД